Багрение

Решил выложить всего три части.






                БАГРЕНИЕ

                Поэма


                На Урале, вдоль реки,
                Живут  лихие  казаки.
                Живут с рекою и землёй
                Навек единою семьёй.
                Горланят песни звонко, дружно
                О походах и боях,
                О том, как жить свободно нужно
                Да  на Уральных  берягах…,

                С. А Мамонтов



Предисловие

   Доброго здоровья, казаки и казачки! Доброго здоровья, дорогой читатель! В большей степени произведение, которое я написал, адресовано уральским казакам, как непосредственным участникам всего происходящего в поэме, и, конечно же, всему казачеству, потому что, на мой взгляд, есть нечто общее, а порой и родственное, что объединяет казаков в одну великую и славную семью. И это-то внутреннее самосознание, любовь к родине, вере и великое желание свободы, которое заменить чем-то другим невозможно, а также (неоспоримый факт) страдания казачьего народа на протяжении всей истории его существования. В сентябре 2019 года я по своим делам посетил город Уральск. И так как я являюсь любителем истории, почитателем старины, а также палеонтологии, то мы с моими друзьями решили посетить музеи Уральска. Это было поистине увлекательное и, несомненно, познавательное времяпрепровождение. Но что, действительно, пробудило моё сердце по-настоящему, так это - посещение казачьего музея «Старый Уральск» на улице Фрунзе и знакомство с удивительным человеком, потомственным Яицким казаком, публицистом, заслуженным писателем, одним из основателей этого музея Ялфимовым Александром Петровичем. Его повествование о жизни уральцев, об истории быта и культуре - это просто путешествие в прошлое. Именно эта встреча стала для меня ключевым моментом. Уезжая из Уральска через пару дней (а ехали мы поездом), я решил написать небольшой рассказ. О поездке. В эти два дня, пока поезд медленно пробирался через степи и овраги Западного Казахстана, мне удалось написать начало и, самое главное, понять примерный план написания уже не рассказа, а поэмы, которую я закончил только 28 февраля 2020 года. Попутно изучая историю и культуру казачества, выяснилось, что я и сам являюсь потомком оренбургских казаков по отцовской линии в нескольких поколениях. О чём всегда замалчивалось, а впоследствии и совсем потеряло какое–либо значение, сейчас же для меня это приобрело новый смысл. 
   Хотелось бы сразу отметить, что поэма не является чем-то вновь «изобретённым» или вымышленным, нет. Я постарался написать в стихах то, что уже было в истории; то, что можно в деталях и с мельчайшими подробностями найти в открытом доступе в интернете; то, что некоторые из читателей уже не раз прочли в рассказах других людей или писателей. А казаки, в свою очередь, так и подавно переняли и услышали эти истории, узнали о событиях от своих отцов и предков. В этом плане история не нова, её написали сами уральские казаки и их потомки. В тексте есть несколько персонажей, которым я умышленно не давал имён, дабы не привязывать их к известным личностям и не помещать их во время. В поэме они появляются и исчезают неожиданно, как поколения, как тени, как образы. Бесспорно, события, описанные в произведении, происходили не вчера, прошло уже, минимум, сто лет. И по этой причине мне очень захотелось написать поэму с использованием слов казачьего наречия для придания тексту колоритности, а также как напоминание о том, что у уральских казаков было своё неповторимое, оригинальное наречие. Конечно же, речь, которую атаман произносит перед казаками и гостями, я бы написал на казачьем наречии, но, сделав перевод, стало очевидно, что современному читателю будет совершенно неясно содержание этого послания. И тогда было решено оставить текст, который будет понятен сегодня. Так что в этом плане мне не удалось реализовать свои намерения. Надеюсь, что произведение, которое я написал, вам понравится. Желаю вам приятного прочтения. Спаси вас Христос!
                С уважением,
                Мамонтов Сергей Анатольевич




        Багрение

            I

  Листаю книгу я как повесть
Судьбы народов и племён,
Свой след оставивших в истории
Седых далёких нам времён.
В Уральске нынче изучая
Бытность живших здесь людей,
Под впечатлением пишу я
Немного строчный очерк сей.

  Яик*  ушёл корнями в древность,
Родил народы и людей,
Культуру создал, вызвал ревность
Великих ханов и князей.
Здесь побывало много люду:
От разбойников лихих
До знати царской, и повсюду
Следы учёных и простых.
Народ тут жил лихвою часто,
А также рыбу добывал,
На просторах рос прекрасно,
Стада свои распространял.
От Яика и до Сибири
Полей огромных мне не счесть,
Высоких  гор, просторов мили,
Озёр и рек не перечесть.
С земли, что бережно хранили,
Торговали всем, что есть,
Во все века трудами жили,
Свободу зная, помня честь.
Бывали войны, я не спорю,
Орда Алтынская жила,
Племён различных знали ссору,
И каганатов власть была.
И всё же жизнь текла рекою,
Ударяясь о брега,
Скажу я вам сейчас, не скрою,
Меня с собою увлекла.

  Казаки жили тут привольно.
Коши*  мостили завсегда,
Рожали ди;тяток  довольно,
По семь на лавку у стола.
Не всё давалось людям просто,
Жизнь шибко трудная была,
Но что дошло до нас серьёзно, –
Так о рыбалке их молва.
Представить нынче очень сложно
Картину, что тогда была,
Сегодня это невозможно:
Вода с Урала вся ушла.
Яик не тот… прошли денёчки,
Заметно высох, обмелел,
По берегам стоят лесочки,
В глубоких руслах их предел.
Болеет Яик очень сильно,
Притоков много потерял,
И умирает постепенно
Для красной рыбы ареал* .

  И тут отдельною строкою
«Благодарить» хочу я власть,
Что явно вашею рукою
Халатность всем отозвалась…
От темы этой я уйду охотно,
Ведь я не критик, я - поэт,
Но призываю принародно:
Глаза откройте, наконец!

          II

  Настал уж полдень, я сижу в вагоне,
Горячий чай передо мною на столе,
Гляжу в окно… и вижу… в поле
Стоит починок*   на холме.
Мороз ломит под минус тридцать,
Восток забрезжил уж давно.
Народ спешит  и суетится,
Коней впрягают, кто мастит седло.
Багров*, так  тех берут охапкой,
Умело в воз их  разместят,
Берут сачок, накинув тряпкой,
Пешню*  стальную закрепят.
А кругом зима, царица,
Расселась важно на холмах:
То в вихре снежном веселится,
То инеем блестит в ветвях.
В морозе яркими огнями
Играет пышный белый снег,
И над махровыми лесами
Несётся пламенный рассвет.
Ну, вроде всё, собрались быстро,
А вот и любушка*  идёт
Походкой важной в своих мыслях,
Поездки сей всем сердцем ждёт.
Итак, она, усевшись в сани,
Сынишек под руки берёт,
И взглядом нежной, горной лани
Супругу знаки подаёт.
Казак взглянул, усы поправил,
Под подбородком почесал,
Сорвавши шапку, взор уставил
По направлению к небесам.
Двуперстный крест, махнув рукою,
Ногайкой ловко крутанул
И со спокойною душою,
Усевшись в воз, коня хлестнул.
Вздымая снег и клубы пара,
Седой от инея скакун
Вперёд рванул, и наша пара
Умчалась вдаль средь белых дюн.
Ретивый конь летит галопом
По ровной, как струна, степи,
А в снежном вихре под тулупом
Сидит голубушка с детьми.
На ямках мелких то и дело,
Когда следы   идут в занос,
Бывает, взвизгнет и со знаньем дела
В лисичьей муфте прячет нос.
А тут уже и солнце встало
Да разлилось прекрасною зарёй,
В снегах блеснуло, заиграло
И подалось в небесный путь дневной.

  Таких возниц сегодня будет много,
Спешат повсюду казаки,
Их ждёт в условном месте лога,
За поворотом, у реки.
То, что томило их так долго
И что так сильно их влекло, –
Багрения  страсть, борьба, тревога,
Рыбалки древней ремесло!

           III

  Итак, любезный мой читатель,
Настало время, пробил час;
Теперь, дойдя до середины,
Пришёл и к сути мой рассказ.

  На балке, что внизу лежит
Напротив стенки яра,
На узкой отмели стоит
Нарядных юрт киргизских пара.
Внутри горящие лампады
То ярко светят, то чадят,
И света тёплого плеяды
В пространство пристально глядят.
Чуть слышно уголёк  в огне стреляет,
На каганце узбекский чайник закипает,
Почти невидимо парит,
А в центре юрты стол накрыт.
Но гости собрались снаружи,
Ведут о жизни разговор,
Кто шутит, кто вполне серьёзен,
Иные лихо затевают спор.
Здесь места нет унынию и скуке,
Тут только радость и задор,
И пусть уйдут сомнения потуги,
Как только в руки ты берёшь багор.
Народ приехал аж со всей округи,
С далёких крайних хуторов,
Встречаются браты и други,
Праздник их давно готов.
Да жён своих с собою взяли,
Чтоб на торжище* погулять:
Из Петербурга и Рязани
Купцы приедут торговать.
Купец, он знай себе, не дурень,
Не только денежку везёт,
Везёт купец мануфактуру,
Сапожки, пряники и мёд,
Везёт он ткани, украшение,
И для детишек угощения.
Эх, чует сердце уж моё,
Веселье будет то ещё!...






*    Истор. старое название реки Урал (до 1775 года)
*   Кош — летняя войлочная кибитка. «кош» было заимствовано из тюркских языков, где оно обозначало аул (группу людей) в процессе миграции или переезда
*   Ареал — (от лат. area - площадь) - поверхность (биохора) суши или моря, в пределах которой распространен тот или иной вид или род растений, животных.
*  Починок (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта, иногда и в один двор
*  Багор — инструмент, состоящий из деревянной рукояти длиной более 1 метра, со стальным наконечником с загнутым назад крюком, Использовался для ловли и вытаскивания рыбы на лёд.
*  Пешня —тяжёлый лом на деревянной рукоятке для пробивания льда.
*  Любушка —любимая женщина, девушка. Любава, зазноба, ненаглядная, любонька, любашечка, любочка, лада, милашка, подружка, подруга, милаша, любимая. Не насмотрится на свою любушку
*  Следами называется санная лыжня.
*  Багрение—ловля рыбы баграми, производимая преимущественно на Урале зимой, когда река покрывается льдом.
*  Торжище — торжища, рынок, базар, место торговли, ярмарка, торг






 


Рецензии
Багрение рыбы зимою сродни летнему багрению её с лодок в ночное время (этот способ ещё называют лучением), с использованием факелов (в наше время подсвечивают себе хорошими фонарями, да только этот способ считается браконьерским, и законом запрещён). Помню фильм, где Смоктуновский играл как раз роль такого браконьера...

Анатолий Бешенцев   01.06.2020 08:35     Заявить о нарушении
Доброго времени суток, Анатолий и уважаемые читатели. Анатолий Вы затронули интересный аспект темы, о котором стоит упомянуть отдельно. Так что, отвечая на вашу вполне уместную рецензию, я надеюсь освятить эту тему.
Начну, пожалуй, с понятия Браконьерство.
Ниже выдержка из Браконьерство — Википедия
Браконье́рство (от фр. braconnier — браконьер; первоначально — «псовый охотник») — определяется как незаконная охота, отлов или добыча диких животных или растений[1], обычно связанные с правами на землю[2][3]. Браконьерство представляет собой серьёзную угрозу для многочисленных диких организмов во всем мире, и является важной причиной утраты биоразнообразия[1].
С 1980-х годов термин («браконьерство» «poaching») также использовался для обозначения незаконного сбора диких видов растений[4][5].
И так хотелось бы отметить, что браконьерство - это понятие, выходящее из юридической плоскости. То есть, это юридический вопрос, связанный с правом на землю и соответственно с правом на обладание ресурсами. И как следствие охраной природного богатства. И тут же нужно понимать, что метод добычи рыбы багром сам по себе не является преступным, или не является самим понятием браконьерство.

Теперь то, что касается Яицких казаков и их прав на землю.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Ура́льские каза́ки.
Ура́льские каза́ки (ура́льцы) или Ура́льское каза́чье во́йско (до 1775 года и после 1917 года — Яи́цкое каза́чье во́йско) — часть сословия казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик). Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб — Уральск (до 1775 года назывался Яицкий городок). Религиозная принадлежность: большинство — православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане (до 8 %) и буддисты (ламаисты) (1,5 %). Войсковой праздник, войсковой круг 8 (21 по новому стилю) ноября, день св. Архангела Михаила.

Хозяйство

Основным занятием уральских казаков во все времена было рыболовство. Богатая осетровыми река Урал (Яикушка-Золотое донышко) давала в Царской России основной «урожай» чёрной икры и красной рыбы. Ниже Уральска казаками был построен учуг. Право на устройство учуга, подтвержденное многими законодательными актами, составляло одну из важных и старинных привилегий Уральских казаков[23]. Пространство перед учугом охранялось караулом, вооружённым вплоть до пушек. Все правила рыбной охоты были расписаны до мельчайших подробностей, существовали зимние, весенние, осенние сезоны ловли, периоды покоя, когда во время нереста запрещался даже колокольный звон в церквях, не то что появление на реке. Уральское рыбное хозяйство считалось передовым по России, основные его действа были многократно описаны в художественной литературе, в частности Далем, Короленко, Фединым, уральцами Железновым и Савичевым. Правила рыбной ловли последний раз систематизировались Н. А. Бородиным, уральским казаком, учёным-ихтиологом, выпускником Петербургского университета, пионером искусственного разведения осетровых на Каспии для поддержания популяции. Самым известным и оригинальным способом было багренье, лов красной рыбы баграми, который производился под льдом от Уральского учуга и далее вниз по Уралу на так называемых зимовальных ямах (ятовях). По сигналу — удару пушки все собравшиеся на берегу казаки бегом спускаются на лед и, прорубая его, опускают в воду багор и подцепляют им рыбу, лежащую в ятови или поднимающуюся из неё. Казаки соединяются обыкновенно артелями от 6 до 15 человек. Как правило, такое рыболовство производится в декабре.

Вывод:
Учитывая всё выше сказанное, можно понять, что Багрение на Урале проводимое казаками не являлось браконьерством. По тому, как(метод багрения) был одобрен хозяйствующим субъектом, имел чёткие границы, правила лова, и определённые временные рамки. А значит являлся вполне законным методом промысла.

И более того скажу что, огромная часть добычи которую казаки получали от зимнего багрения шла на царский стол, от того и получила название "Царское Багрение". Рыба и икра от этого багрения уходила на стол царю,баярам,губернаторам и на международные выставки в Европу. По началу обозами а в конце 19 века и начале 20 го составами по жд. дороге.

А полностью опустошили Каспий уже при союзе, но это отдельная история. Кому интересно посмотрите фото и видео материал тех годов на эту тему.

С уважением к вам.

Сергей Анатольевич Мамонтов   02.06.2020 01:58   Заявить о нарушении
Казаков обвинять в браконьерстве не могу (в те времена реки и озёра кормили людей), а вот сегодня ситуация совсем другая: всякой жратвы полно, а хищнические способы лова рыбы (да ещё, вдобавок, ценных и исчезающих пород) не для прокорма существуют, а для обогащения...

Анатолий Бешенцев   02.06.2020 07:38   Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен.
Успехов вам в творчестве и спаси Вас Христос.

Сергей Анатольевич Мамонтов   02.06.2020 08:55   Заявить о нарушении