Высокое и низкое Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

ВЫСОКОЕ И НИЗКОЕ
              ЭССЕ


       Когда я учился в годы юности и ранней молодости на Историческом факультете нынешнего Санкт-Петербургского (а тогда еще Ленинградского конечно) Университета славный наш Исторический факультет помещался на Менделевской линии Васильевского острова в здании каких-то бывших складов где еще «при царе-батюшке» в период до большевисткого переворота 1917-го года разместили военную кафедру Университета.
          Потом в советские годы этой военной кафедре пришлось потесниться. Но «ее следы» в обустройстве всего знания и его помещений оставались.
           Так при входе в кабинеты Начальства существовала с досоветских времен особая площадка на которой должен быть располагаться входивший (учащийся, проситель и пр.) - это площадка была сантиметров на тридцать ниже остального пола начальственного кабинета. 
              Входивший в кабинет к Высокому Начальству видимо (как предполагалось) «вытягивался в струнку» перед Начальником (кто бы этот начальник ни был) и оставался заведомо ниже своего Начальника при любом росте - это   (по мудрому замыслу устроителей кабинетов Начальства)  вынуждало его реально чувствовать свое ничтожество  перед Вышестоящими Инстанциями.
               Комический конечно это был замысел устроителей помещения былой «царских времен» университетской военной кафедры - но по своему действенный тем не менее при своем воплощении в жизнь…
                Я сам помню что стоять на этой «низкой площадке» перед Деканом факультета или перед Заведующим твоей Кафедры (у каждого же должностного лица - свой был  кабинет) и очень раздражало и как-то сразу «приземляло» меня как человека.
                Начальники невольно казались большими и грозными по сравнению с тобой, таким маленьким и таким «низеньким»… И сами собой пробуждались и робость и «инстинкт послушания»…
                Задумано это было каким-то «умельцем царских времен» хитро конечно…
                А советская власть…
                У нее на великие проекты в Ленинграде всегда денег не хватало.    Приходилось ей мириться с таким официальным неравенством по росту между начальником и подчиненным.
                Собственно и портрет Ленина на нашем факультете был выполнен каким-то пролетарским художником на обратной стороне портрета Николая 11.
                Тоже наверняка «холстов не хватало » в начале советских 1920-х годов в молодой тогда и бедной Советской России…
               И мы как веселые и озорные студенты проказничали - отодвигали этот портрет Ленина от стены (он был во всю стену и стоял на полу в конце коридора Исторического факультета)  и заглядывали в его «задник» где красовался Николай 11…Хохотали… Фотографировали себя с ленинским «цитатником» в руках на фоне портрета бедного исторического и политического неудачника Николая 11.
                А однажды (ну как же жить без этого вольным студентам даже и в законопослушное советское время) ночью кто-то «неизвестный», изгадив кабинеты факультетского начальства, перевернул портрет Великого Ленина обратной стороной… 
                И утром студентов истфака встречал уже вовсе не Ленин а некогда расстрелянный большевиками Николай 11.
                Нынешним студентам исторического факультета  конечно уже безразличны оба эти исторические персонажа - и так называемый Великий Ленин и последний русский царь Николай Второй…
                Наверное у них там теперь на том же месте стоит во всю стену коридора портрет Путина, а на обратной стороне - так и остался портрет Ельцина, демократа нашего и «смелого реформатора», вырастившего в новой России славную плеяду рвачей и олигархов, благополучно обокравших весь былой советский народ.
                Времена меняются.
                Но Высокое и Низкое, почитаемое и отвергаемое - остаются всегда.
                Мы все постоянно говорим в России о нравственности - разговоры о нравственности наш самый главный «национальный козырь».
                Запад - безнравственный, а Россия - высоконравственная.
                На Западе - все разрешено и даже поощряется (однополые браки, коллективный секс и всевозможная половая распущенность).  А у нас «на Святой Руси» все это (как и все остальное конечно же в области секса) навсегда запрещено… кроме ВОРОВСТВА .
                Воровство - это наша национальная Святыня. Воруют у нас все - губернаторы, высшие чиновники, да все все все…
                Даже руководитель строительства Космодрома Восточный находившегося под личным надзором Президента России - и тот как выясняется страшно воровал. 
                На строительстве Океанариумов которые так любит наш Президент - и там чудовищно воруют (удивительно как рыбы с дельфинами целы там пока остаются а не проданы «налево» и по дешевке).
                Воровство - это особый стиль жизни в нашей России, полный национального своеобразия.    
                Но нравственность в России высока… Кто с этим поспорит?
                Неравенство в нашей стране - чудовищное.
                Бедность в регионах - чудовищная. 
                Воровство повсюду - беспредельное (это само собой разумеется).                А вот нравственность - высока.
                Основное в нашей нравственности - борьба с гомосексуализмом.
                Лесбиянки - это у нас в стране «как-то по боку». Их слишком много. И не в них как нам кажется все дело. Главное - обуздать гомосексуализм.
                Не скрою что и мне гомосексуалисты неприятны. Даже очень неприятны.
                У них обычно «женское жеманное поведение» - замашки девочек, нежности, капризы, кривляние без конца, непременное соблазнительное виляние задницей…
                Но мне хочется достойной жизни в первую очередь - материально достойной жизни… А не мифической победы над гомосексуализмом «в одной отдельно взятой стране» как говаривал еще В.И. Ленин.   
                Однако властям нашим выгодно бороться именно с гомосексуализмом. Это идеальный противник для нынешней власти - всемирный гомосексуализм.
                Но и нравственность наша разные «ответвления» имеет.
          Буквально вчера я прочитал в общедоступных новостях Яндекса что где-то в нас в России «нравственный папа»  (не помню уже - где именно) отрубил серпом голову своей 13-ти летней дочери за интимную связь с 35-ти летним мужчиной.   
             Вот это нравственность! Нравственность -   скала! Ну ведь он же папаша этот праведный  - прямо таки героический Тарас Бульба.
             «Я тебя породил. Я тебя и убью.»
                Словно у нас тут «регион» Саудовской Аравии и подразделение ИГИЛ правит.


                ----------------------------------------


               Вопросы нравственности между прочим - «лакмусовая бумажка» для проверки на порядочность.
               О нравственности обычно начинают говорить люди безнадежно  проворовавшиеся и изолгавшиеся - это их последняя «зацепка» на приличное общество порядочных людей.
               Конечно странно если  двое мужчин в своем гомосексуальном браке вдруг «воспитывают маленькую девочку» - дико это и противоестественно.
                Но разве не противоестественно то, что «обиженные» в период коронавируса популярные российские певцы и музыканты  обращаются за материальной помощью к Государству  и причем - ведь получают ее!
             Многие люди остались сейчас в России уже совсем без средств к жизни.
             А Государство наше -  оно выписало солидную помощь «как бедным» Диме Билану, Баскову, еще кому-то  из «певцов и клоунов»…


             
               На самом деле часто трудно утверждать что в нашем мире и в нашем поведении однозначно нравственно, а что - вопиющим образом безнравственно.
              Однозначно безнравственно в твоем поведении то что идет во вред другим людям. Но где границы этого понятия? -  «во вред другим людям».
               Если ты воруешь крупные суммы ( у Государства, у бюджета, у простых граждан-налогоплательщиков) - ты однозначно приносишь им огромный вред, делаешь их бедными, нищими и несчастными…
               А если ты увлечен гомосексуализмом или лесбиянством - ты никого собственно не обидел… Ни общество, ни посторонних людей.
                Естественно что нашей власти по сути дела «спевшейся с воровством и жульничеством» удобнее показным образом бороться с лесбиянками и гомосексуалистами и их клеймить, чем отлавливать проворовавшихся чиновников и бизнесменов действующих в духе скрытого бандитизма.
               
    

      Но воровать самому и убивать одновременно чужую свободную жизнь
за несоответствие тобой установленным «правилам каким-то»  - вершина лицемерия и цинизма.
           Когда вы в стране нашей победите чудовищное неравенство (на уровне самых отсталых африканских стран) тогда и говорите о чем-нибудь высоконравственном… Господа Воры.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/ WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   








               
               








               
               


Рецензии