А был ли Моцарт? или Монолог Сальери

Уж тридцать  лет как Амадея нет,
А музыка его звучит по свету!
В ней, видимо, божественный секрет,
Мне от неё  нигде покоя нету.

Я скрупулёзно ноты подбирал,
Трудился рабски день и ночь немало,
А Моцарт этого труда не знал,
Ведь музыка с небес к нему стекала.
Лишь  не ленись ладони подставлять
И превращать для инструментов в ноты.
Так гением легко, конечно, стать,
Над станом не пролив ни капли пота.
А я потел. Не раз ломал перо,
Бумагу рвал, крошил в отчаяньи, –
Не получалось, просто как на зло,
То, что на сердце, передать в звучаньи.
Моя цель –  музыку приблизить к небесам,
Земную жизнь игрою прославляя.
А Моцарт, не трудясь нисколько  сам,
Здесь людям открывал блаженство рая.

Я в хоре пел, но сочинять хотел
И к Богу возносил свои молитвы.
А  он ребёнок  в десять лет,  пострел,
Уж выдавал концерты и  сюиты.
Я труженик великий. Педагог.
И капельмейстер при дворе. В почёте.
А Моцарт кто? – Мальчишка-скоморох,
В гулянках, праздниках с утра до ночи.
Мне уваженье и почтенье – ах,
А Моцарту же восхищенья шквалы.
Я дружен с ним, но он мне словно враг,–
Пустой и вздорный, бесшабашный малый.
Но славу ловит просто налету,
И не отнять, конечно, этой славы.
Как бога музыки его все ждут,
А в след аплодисменты,  крики «браво!»
Мне тоже «браво» и  «брависсимо» кричат,
Пять музыкантов взял я в обученье.
Но чем я перед Богом виноват,
Что нет мне, как у Моцарта, везенья!

Когда сидел у Амадея ног
( как будто сцена пошленького фарса)
Подняться почему-то я не мог,
Чтоб принести из шкафчика лекарства.
И,  видя, как слабеет жизни нить,
Что Моцарт Вольфганг недалёк от смерти,
Не знаю, то ль отвлечь, то ль ободрить
С ним говорил я о «Волшебной флейте»*
Я видел пот его (да, он потел,
Увы, не от трудов, – болезни, муки),
Горящие глаза, лицо как мел,
Худые белые в бессильи руки.
Мне в радость пот, больная белизна,
А почему, и сам не понимаю.
Он попросил французского вина.
Я поднялся, иду и наливаю.
О, почему же руки так дрожат?
И голова, и мысли как в тумане.
Не знаю я, в душе остался яд
Иль оказался всё же он в стакане…

Не стало Моцарта. Но я ли виноват?
Наверно, время гения приспело.
Но почему-то тешило мой взгляд
В мешок его засунутое тело
И брошенное  в яму для бродяг
И нищих, околевших недалече,
Без имени,  под вой собак-дворняг
Двумя детинами под вечер.
Присыпав яму хлоркой для того,
Чтоб трупный дух не отравлял округу,
Ушли. И вот от Амадея – ничего.
Нет у меня и ни врага, ни друга.
А был ли Амадей? Да,  был ли он?
Нет ни креста, ни памятного знака.
Мелькнул как лёгкий детский сон,
Как солнца луч, погасший в тучах мрака.

Так был ли Моцарт? Иль то демон был?
Меня желая превратить в злодея,
Мою он душу завистью травил
И мучает сейчас, нисколько не жалея?

Нет тридцать лет покоя мне и сна:
В глазах мне Амадей, в ушах его концерты.
Вопрос,  виновен ли в его я смерти,
Мне кажется, сведёт меня с ума.

                (27мй20)

*«Волшебная флейта» - опера В.А.Моцарта, поставленная в венском театре за 2 месяца до смерти композитора.Эту оперу ещё называют Последней улыбкой Моцарта.

На картинке кладбище Святого Марка, расположенное тогда за городской чертой  Вены, и кенотаф на месте предполагаемого захоронения Моцарта
(Кенотаф (др.-греч. от — пустой и — могила), надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.)
………………………………………………………

КОЕ-ЧТО О САЛЬЕРИ: Антонио Сальери (итал. Antonio Salieri, нем. Anton Salieri; 18 августа 1750, Леньяго, Венецианская республика — 7 мая 1825, Вена) — итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог. Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников — Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и Ф. Лист. В Вене на протяжении 36 лет (1788—1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе. Последнее время жизни Сальери провёл  в клинике для душевнобольных, где он то сознался в отравлении Моцарта, то категорически это отрицал.

КОЕ-ЧТО О МОЦАРТЕ: Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart,  27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.Он самый молодой почётный член Болонской филармонии(с 1770 года),- ему было только 14 лет,- а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770).


Рецензии
ещё кое-что о Моцарте

Имя святого Иоанна Златоуста есть в полном имени Моцарта. 28 января 1756 года Моцарт был крещён в Зальцбургском соборе Святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. Первые две составляющие полного имени — имя святого Иоанна Златоуста.

Иоанн Хризостом - Johannes Chrysostomus

Михаил Просперо   13.01.2022 05:09     Заявить о нарушении
Спасибо,Михаил,за ваше "Ещё кое-что")) и ссылку. Была,прочла,написала.
С добрыми пожеланиями,

Эмилия Нечаева 2   15.01.2022 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 67 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.