Бегство от себя это бегство в себя

Несмотря на кажущуюся парадоксальность заглавия, ничего, претендующего на некий оригинальный афоризм, здесь нет.
Французский физиолог Буйо, кажется, сказал как-то: «Кто не спит никогда, тот спит всегда.»
Смысл прост: Люди жалующиеся на хроническую бессонницу, сами того не замечая, спят короткими паузами в течение суток, и весьма часто.
Но смысл заглавия другой.
Для нагнетания «ужаса» приведу цитату из статьи Эйнштейна (которого, как наверняка уже заметили читатели, цитирую часто) «Мотивы научного исследования». В начале своей статьи Эйнштейн сравнивает науку с  многолюдным храмом и, пародируя библейскую притчу о Христе, изгнавшим торгующих из храма, он привлекает для этой же цели некого ангела, который бы изгнал из храма науки людей корыстно-меркантильных, людей, которые заняты ублажанием своего интеллектуального эгоизма и прочих честолюбцев, снобов и «купцов». После этой акции, пишет Эйнштейн, храм бы катастрофически опустел. Но кое-кто всё же остался бы в нём. Настоящие учёные, к которым Эйнштейн с полной убеждённостью относит Макса Планка.
И о таких людях идёт дальнейший разговор.

«Но обратим свой взгляд на тех, кто удостоился милости ангела. Большинство из них – люди странные, замкнутые, уединённые: несмотря на эти общие черты они в действительности сильней разнятся друг от друга, чем изгнанные. Что привело их в храм? Нелегко на это ответить, и ответ, безусловно,  не будет одинаковым для всех. Как и Шопенгауэр, я прежде всего думаю,  что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, – это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Это причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного вИдения и понимания.»
Дальше Эйнштейн  дополняет эту причину ещё одной.
«Но к этой негативной причине  добавляется и позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир
созданной таким образом На эту картину и её оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которых он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни.»
Конец цитирования.
Мысли очень интересные и взаимно, как мне кажется, противоречивые.
Требующие, скорей зовущие, к основательному анализу.
Этим и займусь.
Во-первых, эти люди как раз «разнятся» лишь «внешне», на самом деле ПО ОБРАЗУ МЫШЛЕНИЯ они весьма схожи: У них у всех  – НЕСТАДНЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ!
В то время как у всех изгнанных – СТАДНЫЙ!

Во-вторых: Эйнштейн явно противоречит себе, когда говорит о причине «негативной» и «позитичной». Обе по сути дела одинаковы: Бегство от гнусной действительности. А поскольку действительность состоит из двух частей – внешнего мира и себя, то это бегство не только от внешнего мира, но и бегство от самого себя.
Но куда бежать?
Тут Эйнштейн, совершенно точно указывает алрес: Во внутренний мир.
Если он есть...
А если, как у очень многих, у большинства, его нет?
Бежать некуда!
Да и «не треба!»
Заменяют его истерично лихорадочной активностью чисто внешнего характера, усиленной службой в виде винтика-шестерёнки огромной машины, бесчеловечной, однако созданной людьми и состоящей из них! И тогда бОльшая часть жизни обретает очень важный смысл и приносит винтику-шестерёнке блаженное ощущение «Востребованности».
«Лучше быть НУЖНЫМ, чем свободным!»
Расплачиваются такие люди обычно в старости: Их в виде винтиков и шестерёнок выбрасывают  в утиль-сырьё, больше не нужны! То ли износились, то ли заржавели и погнулись, то ли МОРАЛЬНО УСТАРЕЛИ для НОВОЙ НЕДОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ машины. Вот тогда они вдруг обнаруживают, что их выбросили, что они более не нужны.... !!!      
А уйти от этого страшного чувства «выброшенных из стада» НЕКУДА.
Ибо внутреннего мира никогда не создавали, да и не думали вообще создавать: «А ШО ЕТО ТАКОЕ??? Ха, ха, ха!  Для недоумков, знать, каких, дурдом приспособили?»

Итак, бегство от себя...
Когда ЕСТЬ, куда бежать.
Посему  уже с молодости надо строить и совершенствовать внутренний мир – бомбоубежище от жизни, ВНЕШНЕЙ.
Но убежать нельзя ни от себя, ибо сам же входишь  в свой внутренний мир, и уже никак — от гнусности внешней жизни, ибо она – всепроникающее зловредное излучение и нет никакой свницовой или любой другой поглощающей или отражающей стенки.
Что делать?
Не бежать от проблем, а решать их ! (В меру сил...)
Во внутреннем мире в относительном спокойствии (необходимом для дУмания) придумывать «устройства», НЕ защищающие от смертельно ранящей радиации, а УНИЧТОЖАЮЩИЕ источник этого мерзкого излучения! От радиации жизни в её существующей форме никакие железобетонные и свинцовые экраны не помогут. Нужно прекратить сам РАСПАД, вызывающий её. И единственным реально возможным способом, хоть и явно утопическим, является изменение жизни паразитической на жизнь симбиотическую.
О чём писал не раз.
Но настоящий паразит, коим по происхождению и по вьевшейся в гены инстинктивной привязанности к такому образу жизни, является человек, никогда добровольно от него не откажется.
И убежать от генетического паразитизма, действительно, есть куда, да НЕ ХОЧЕТСЯ!
«Солнцем полна головы...»
20 V 2020


Рецензии