21. Казанский собор. Музыка колоннады

Идёшь по Невскому
в ожидании…

Ещё квартал,
и ещё один,
и…
распахнёт тебе
свои громадные объятия
Казанский.

Не только тебе, конечно,
но сейчас
до этой частности
никакого нет дела,
потому что,
в отличие от всех остальных,
глазеющих,
проходящих мимо,
ты
идёшь
не в храм даже,
а именно к храму,
в его сквер,
как на свидание.

От дома на Марата
обязательно пешком,
чтобы ощутить…
трепетность долгожданной встречи…

Даже если дождь пойдет,
даже если снег
или град –
не важно,
потому что ничто сейчас
не сможет испортить
приподнятого настроения
от предвкушения...

Ты настойчиво замедляешь шаг,
но волнение
всё время подгоняет тебя,
потому что
очень хочется
побыстрее…
увидеть,
прислушаться,
насладиться…

Почему-то кажется,
что и одной колоннады было бы достаточно,
чтобы испытать нечто,
похожее на потрясение,
сравнимое
с вечно - божественной музыкой Баха.

(Когда я была маленькой и не знала, что сам храм, в котором тогда располагался музей атеизма, спрятан за колоннадой, Казанский воспринимался мной полукругом из множества колонн.  Ими начинался, ими же и заканчивался. И было совершенно не понять, где, собственно, мог находиться музей.  Мне отвечали: «В соборе», но ответ этот ничего не прояснял, и я продолжала думать, что колоннада – это и есть Казанский собор, в который я не находила входа, смотря на него издалека.)

Потрясала меня часть здания, 
выходившая на Невский,
украшая проспект
классической торжественностью
архитектурного стиля,
о чём я тогда ещё
не имела
ни малейшего представления,
но почувствовать всё же могла.

И сегодня,
когда иду на встречу с Казанским,
(да простят меня люди набожные!)
я не в храм иду,
а хочу услышать
музыку части здания,
похожего на орган,
потому что для меня
Бог = Бах = Бог
всегда сильнее проповедей
и фальшивых церковных условностей,
выдуманных людьми
для искусственного поддержания
придуманной человечком веры,
сильнее которой во сто крат –
великое искусство,
от встречи с которым
только и можно испытать
настоящий катарсис,
очищающий от суеты и скверны.

Именно за этим иду я к Казанскому на Невский.

В его уютном скверике
«под небом голубым»
(пусть не часто, но иногда случается и такое в Питере!) –
уникальный ампирный шедевр баховской мощи,
а в нём столько музыки
и так стройно - гармоничен
его архитектурный звукоряд,
что всякие слова
рядом с ним
тускнеют.

Бах = Бог…
И всё это – Казанский,
в котором отпевали
р у с с к о г о
бога –
Петра Ильича Чайковского,
а потому
совершенно справедливо:
Бах = Бог = Чайковский.
Один – начало всех начал, другой – его лучшее продолжение.
И оба – боги.

Казанский…

Почему не монументальный Исаакий,
куда стремится попасть каждый?

Не знаю…

Может быть,
потому что один –
монументальный,
а другой –
звучит?

Не
знаю…

В Исаакий попадаешь сразу,
и уже там,
в сердце собора
начинаются для тебя откровения.

А Казанский начинается до
попадания в него,
он интересен прелюдией,
которая сильнее
последующих впечатлений.

Казанский –
это аура
перед
входом в собор,
 
это настроение,
которое не сможешь позабыть.

И после выхода из храма
он обязательно окликнет тебя,
заставив оглянуться,
чтобы ты опять и опять
увидел
потрясающей силы
придумку автора,
заставляющую тебя
возвращаться к ней снова и снова –
за архитектурной
баховской
музыкой
камня,
за торжеством человеческого гения – 
в котором явлен нам
образец  лучших воплощений
образа Бога на земле,
которое имеет право быть
только в форме   
многоликой БЕЗликости,
потому что один из Его великих сыновей –
русский зодчий, *
своим бессмертным творением
оставил человечеству
Казанский собор,
пытаясь постигнуть
великое таинство божественной сути.

И вот он,
момент истины…

Сердце
чуть быстрее отстукивает время,
дыхание перехватывает
и голова кружится,
потому что Казанский
во всём величии 
предстаёт пред тобой,
словно мессой органной
звучать начиная…

Он приглашает тебя подойти ближе,
ещё ближе
и ещё,
не только увидеть чтобы,
но и услышать,
до полутона
прочувствовав кожей
каждую ноту
величайшего хорала,
сотворённого Мастером.

Настолько мощно
звучит музыка его колоннады,
что никакие религии
не имеют абсолютно
никакого значения,
если стоишь ты
перед любимой иконой своей –
Казанским собором Питера.

Он мог бы стать
самым обыкновенным храмом,
коих на Руси и по миру – 
превеликое множество,
но…
В этом и проявляется Гений…

Месса ли органная
в ночи для него прозвучала,

Бах ли ниспослал ему благодатью
одну из своих бессмертных партит,
 
но произошло что-то такое,
что и притягивает к собору,
всякий раз делая встречу неповторимой.

И… редкий случай,
когда совершенно достаточно
органно - колоннадного звучания под открытым небом,
потому что именно там,
не внутри намоленного пространства,
а под открытым небом п е р е д собором
тебе уже сказано всё.


21 – 22. 05. 2020

Фото автора



*
• Андрей Никифорович Ворониихин (17 [28] октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля [5 марта] 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.


В тему:

20. Казанский, обнимающий богов
http://stihi.ru/2020/05/21/9854

Казанский собор. Зодчий  Андрей Воронихин
http://clck.ru/NbjRi


Рецензии
С таким трепетом и любовью написано!
Проникаешься этим чувством благоговения...
Спасибо за эмоциональный рассказ о своём любимце!
〽️

Марина Левахина   06.08.2020 19:24     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Марина!

Миоль   07.08.2020 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.