Легенда о Льне

Эпиграф

Лазурной нежностью покрыт цветущий лён,
Как будто на поля спустилось небо!
Так сладкой грустью воздух напоён,
Что красит быль в причудливую небыль!

Лариса Самойлова

Предисловие

Linum usitatissimum, лён обыкновенный из семейства леновых.  Название «лён» происходит от греческого «linon» и кельтского «lin».  Другие названия льна обыкновенного: лён посевной, долгунец, моченец, ильнец, ильняк, люченец, сланец.  Растение однолетнее, травянистое. Цветки, появляющиеся на стеблях, растущих из кончиков ветвей, имеют пять лепестков, обычно синие по цвету, но иногда белые или розовые, расположены в виде кистеобразного полузонтика; чашечка и венчик пятираздельные, правильные, тычинок пять. Пестик один, с пятью столбиками. Тычинки синие.  Цветет в июне-августе, плоды созревают с июля по август. Лен многолетний, или долговечный, распространен во всем умеренном поясе северного полушария.  Встречаются два подвида: лён многолетний обыкновенный с густоолиственными стеблями и маленькими цветками. На горных лугах, на известняковых склонах растет лён многолетний ветвистый, у которого более крупные цветки, а листья значительно толще. В культуре с 1686 года. Имеет разновидности с белыми цветками. Дико произрастает на юге европейской части России, в Сибири, Средней Азии, Средней Европе, на Балканах.
Его разновидности:
- ЛЁН КРУПНОЦВЕТКОВЫЙ (L.GRANDIFLORUM).  Многолетнее растение, выращиваемое как однолетник. Родина - Северо-Западная Африка.
- ЛЁН ТОНКОЛИСТНЫЙ (L.TENUIFOLIUM). Многолетний лён зацветает на второй год после посева.   Стебли этого вида льна деревенеющие, ветвящиеся, поднимаются на высоту 15 - 50 см.
- ЛЁН ЖЕЛТЫЙ (L.FLAVUML.)   Этот вид широко распространен на Балканском полуострове и в Восточной Европе. Ареал доходит до Чехии и Словакии. Цветки ярко-желтые, в диаметре до 3 см. Цветет в июне – июле.
- ЛЁН ТАВРИЧЕСКИЙ (L. TAURICUM). Распространен в юго-восточной области Европы.
- ЛЁН АВСТРИЙСКИЙ (L. AUSTRIACUM) Многолетний вид с разветвленным корневищем, встречающийся в Средиземноморье и южных областях Европы. Красивые голубые пятилепестковые цветы, собранные в вильчатые соцветия, поднимаются на высоту до 50 см. Цветение начинается в мае-июне.
-  ЛЁН ЖЕСТКОВОЛОСИСТЫЙ (L. HIRSUTUM). Вид, чрезвычайно похожий на лён австрийский. Отличается от последнего светло-голубой окраской лепестков, на которых хорошо заметны темные жилки.
-  ЛЁН ПРОПУСКНОЙ (L. CATHARTICUM).  Иначе называется лён слабительный, кокушкин лён. Трава запаха не имеет, вкус горьковато-соляной, тошноватый.
На территории России лён возделывался с древнейших времен и использовался не только для ткачества, но и в лечебных целях. В народной медицине его применяли как противовоспалительное и слабительное средство, при кожных заболеваниях, ожогах, при заболеваниях дыхательных органов, астме, подагре, ревматизме и др. Употребляется: в болезнях, происходящих от засорения кишечного канала, летучей или непостоянной ломоте, начальной водяной болезни, и в каменной боли почек или мочевого пузыря. Иные настаивают это растение в белом виноградном вине и пьют при этих болезнях».
В медицине употреблялось льняное семя - цельное, толченое и дающее с кипящей водой слизь (mucilage seminum lini), льняное масло - внутреннее, наружное лекарство и для приготовления старых целебных бальзамов - серного и гарлемского. Обладают потрясающими свойствами: содержат большое количество полезных кислот, витаминов и минералов. Авиценна пишет: «Льняное семя помогает от язв мочевого пузыря и почек. Отвар льняного семени, если его применить в клизме с розовым маслом, приносит большую пользу при язвах в кишках. ...Льняное семя помогает от слизистого кашля, особенно пережаренное». В ветеринарии льняное семя давали внутрь как обволакивающее средство при воспалении пищеварительных органов, снаружи в виде припарок; снаружи пополам с известковым молоком при ожогах кожи, внутрь как слабительное. Льняное семя использовали вместе с настойкой опия - из него делали успокаивающие клистиры. Толченое льняное семя употребляли для припарок. Употребляли и в виде клейкого отвара, а также в виде наливки льняного семени. Гиппократ советовал применять льняное семя при болезнях мочевых путей, особенно при воспалительном мокротном течении.
О целебных свойствах льняного масла было известно еще жителям древней Колхиды. Сам Гиппократ - «отец медицины» - применял его для снятия воспаления слизистой оболочки желудка, при болях и ожогах. Древние египтяне активно использовали это масло в косметологии. Да и в менее отдаленные от нас времена в северо-западных областях России льняное масло считалось не только лечебным, но и необходимым продуктом повседневного питания. Из семян льна готовят смесь, применяемую при воспалительных процессах слизистых оболочек верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, мочевыводящих путей, а также как легкое слабительное. Наружно применяется в виде компрессов и припарок при фурункулезе, абсцессах, лишаях и экземах.  Научная медицина, кроме использования семян льна при воспалительных и язвенных заболеваниях слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, рекомендует также отвар семени при отравлениях как обволакивающее.
На протяжении многих веков лён одевал и кормил людей. И если говорят, что хлеб - всему голова, то будет справедливо сказать, что лён - всему душа. Лён был всегда особой культурой на Руси, он кормил, лечил, согревал телесно и душевно. Однако не только на Руси почиталось это синеокое растение. В древнейшие времена растения часто наделялись волшебными свойствами и божественными функциями. Они могли выступать в роли врагов или друзей, хранителей рода, помощников в делах, кормильцев.
По всей Европе сохранилось множество изображений божеств, связанных с миром растений. Linum - римское название культурного льна, а произошло оно от кельтского lin – нить, так как из стеблей культурного льна получают нити. Видовое название обозначает превосходную степень от слова «полезный» и в буквальном переводе имеет смысл «наиполезнейший». Культура льна очень древняя, и к настоящему времени дикорастущий лён неизвестен. При археологических раскопках свайных построек неолита в Швейцарии были найдены обугленные остатки еды, приготовленной из семян льна, обрывки ниток, веревок, сетей и тканей из льняного волокна. Множество археологических находок, равно как и литературно-исторические и лингвистические данные, причисляют к древнейшим очагам культуры льна, кроме Швейцарии и Германии, также Индию, Китай, Египет, Месопотамию, Бухару, Афганистан, Хорезм, Туркмению, Малую Азию, Закавказье, Абиссинию, Алжир, Тунис и Испанию. Считается, что около 9000 лет назад в горных районах Индии впервые из стеблей льна была приготовлена ткань, и с тех пор человек выращивает лён в качестве прядильной культуры. Ткани эти сразу были оценены по достоинству за высокие гигиенические качества. Египетские ткачи умели изготавливать тончайшие, почти прозрачные ткани, которые сравнивали с «дыханием ребенка». Через пять слоев такой ткани просвечивало тело. По традиции качество льняного волокна определяют по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. Так, если из 1 кг пряжи выходит 10 км нити, ей присваивают номер 10. Наши лучшие нити имеют номер 20 - 40. Египетские ткачи умели прясть нить до 240 номера. Секрет изготовления таких нитей утерян. А ткань, полученная из таких нитей, была драгоценной и ценилась на вес золота. Носить одежды из такой ткани могли только царственные особы да могущественные жрецы, использовали их также в храмах. Во всем античном мире лён считался символом света, чистоты и верности.
В Киевской Руси с введением христианства льноводство получило новый импульс. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает о возделывании льна, о производстве тканей и масла печерскими монахами.  В XI веке льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Была определена покровительница льноводства Святая Парасковия-льняница и праздник ее, приуроченный ко дню окончания льняной страды, – 28 октября.Кстати, у древних славян роль денег выполнял лён и изготовленная из него ткань - полотно. Именно от слова полотно произошло всем нам известное слово - платить!   В Вологде делали раньше и делают в наши дни тончайший лён, из которого плетут блонды - невесомые роскошные кружева.
За последнее время изменилось отношение ко льну, покупатели перестали бояться его естественной мятости. Гораздо ценнее стала для них его экологичность, лечебные свойства.
1.Пожалуй, лучше всего об этом рассказано в легенде о льне и об умирающем боге. В Древней Греции он был известен как Линос, в Литве - как Вайзгантас, а в Шотландии его имя было Барлейкорн (Джон - Ячменное Зерно). Кстати, интересно заметить, что одно и то же слово, употребляемое для обозначения льна в европейских языках, роднит их с кельтскими языками. В греческом - это linon, в латинском - linum, а в староирландском и в старогерманском - lin. Миф о Лине. В греческой мифологии существует много увлекательных преданий о превращении людей в растения. В человеческом образе эллины увидели и цветок льна. К числу наиболее интересных относится миф о рано погибшем юноше Лине (Linum), олицетворяющем силы природы и, прежде всего, голубые цветы льна. В Древней Элладе Лин почитался как сын Аполлона и музы Урании. Он обладал многими несравненными качествами. Греки считали, что он был замечательным певцом и знатоком музыки, первым изобрел трехструнную лиру, материалом для струн которой послужил лен. Кроме того, Лин получил известность как грамматик и философ, учитель Орфея и его сына Мусея. Но, как известно, верховные боги Олимпа не терпят молодых конкурентов, по своим способностям приближающихся и даже превосходящих их. Когда на устроенных олимпийцами музыкальных состязаниях Аполлон проиграл Лину, то в гневе убил его. Чтобы сгладить вину, в память об этом трагическом событии им были учреждены ежегодные летние празднества, символизирующие страдающую от засухи и пробуждающуюся после дождей природу. Во время солнцеворота исполнялись так называемые «линос» - «плачи о Лине». Позднее появились другие песнопения: «плач льна», «муки льна». Если вспомнить, что приходилось растению претерпеть, прежде чем появлялась тонкая льняная ткань, то можно предположить, о чем пелось в этих произведениях. Кстати, создание первых творений, которые сопровождали все работы в поле и в прядильнях, греки приписывали самому Лину. В дальнейшем «линос» исполняли не только при сборе льна, но и винограда.
2.Эта легенда нашла отражение, например, в сказке X. К. Андерсена про лён В сказке Андерсена рассказывается о посаженном в землю зерне, о том, как оно пробивалось к свету. Затем и само растение должно было выжить в борьбе со стихиями. Потом его трепали, замачивали, просушивали, чесали, пряли из него нить и ткали холст. Эта ткань была разрезана, сшита иглой - и наконец, из нее вышли двенадцать сорочек.
3.Не менее известны мифы о мойрах и нитях жизни, которые они держат в своих руках. Мойры, которых греки представляли в виде старух, - три богини неотвратимой человеческой судьбы. У легендарных прях были «говорящие» имена: Клото, что значило «связывающая», Лахесис - «отмеряющая», Атропос - «неотвратимая и оплакивающая». Старшая сестра начинала прясть льняную нить при рождении человека. Предназначение средней - проводить нить человеческой жизни через все превратности, а в ответственные моменты тянуть жребий, который решит судьбу смертного и определит: жить тому или умереть. Назначение младшей — обрывать нить и в последние мгновения жизни оплакивать человека. Божественные пряхи были неумолимы и безжалостны, но, по представлениям греков, без них и их нитей невозможно было блюсти законы мира и правопорядка на Земле.
4.Путеводные нити Дедала. Льняная нить сыграла немаловажную роль в судьбе Дедала - легендарного воздухоплавателя и строителя знаменитого лабиринта, в котором обитал страшный Минотавр, сын Миноса - царя Крита. Считается, что именно Дедал подсказал Ариадне, как спасти Тесея, вручив девушке моток льняных нитей. Тесей убил чудовище и, привязав к выходу кончик мотка, сумел выбраться из лабиринта. Убежав с острова с Ариадной, герой забыл о Дедале. А разгневанный Минос заточил строителя в им же созданный лабиринт. Правда, тому вскоре все же удалось ускользнуть из своей тюрьмы. Однако коварный правитель придумал хитроумный план, как поймать беглеца, объявив, что любая награда ждет человека, который сумеет продеть тонкую льняную нить в раковину Тритона. Заинтересовавшись трудной задачей, Дедал сумел это сделать, привязав сначала тонкую, как паутина, льняную нить к муравью, а затем капнув мед с противоположной стороны отверстия раковины. Он победил и… этим обнаружил себя. Правда, Минос снова обманул великого изобретателя ремесел
5. Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. В связи с этим уместно вспомнить одну из версий происхождения колхов, по которой они были воинами из войска фараона Рамзеса II (Сезостриса), оставшимися на этом участке побережья Черного моря. По свидетельству Геродота фараон во главе с войском в 13 столетии до н. э. «прибыл к реке Фазису (современная река Риони)». И далее: « Я не могу с точностью сказать, сам ли царь Рамзес, отделив некоторую часть своего войска, оставил там для заселения страны или же некоторые из его воинов, недовольные его странствиями, остались на реке Фазис. Ведь колхи, очевидно, египтяне... Египтяне говорили, что по их мнению, колхи происходят от Сезострисова войска». С учетом этой версии и  известной ценности тканей, производимых египтянами  из льна, в новом свете предстает гипотеза о путешествии греческих аргонавтов в Колхиду вовсе не за золотым руном, а за секретом получения тончайшей пряжи из льна, или за семенами того льна, ткань из которого ценилась на вес золота! Древние колхи и египтяне знали технологию производства тончайших нитей льна, которая неизвестна ныне. Древние Греки не владели этим секретом и, возможно, они и послали в Колхиду тайную экспедицию аргонавтов за золотым руном, которое, очень может быть и есть лен. Манускрипты с великими знаниями содержались при храмах, куда имели доступ лишь жрецы, цари и члены их семей. Предводителю аргонавтов Ясону требовалось расположить к себе кого-то из знати, чтобы добраться до великой тайны. Жертвой Ясона стала красавица Медея - дочь колхидского царя. Но, несмотря на то, что Медея знала невероятную технологию получения тончайшего льна, она не смогла помочь эллинам, так как для получения пряжи нужен был высокосортный лен, который, из-за разницы климатических условий не мог произрастать в Элладе. Поход аргонавтов оказался бесполезным. Еще один довод в пользу льна: слово «руно» не было известно древним грекам и было завезено из Колхиды. К моменту создания экспедиции аргонавтов, оно прижилось в древнегреческом языке.

В деревне русской, в той, что чтут,
Жила одна красавица.
Звать Норой злой девицу ту,
Посмотрит – всяк понравится.

С косою русой до земли,
Глаза – те синью радуют.
В них небо с вами говорит,
И с отраженьем падает.

Стать величава, но в ней яд,
Он вперемешку с косностью.
А лишь посмотрит – злостью взгляд
Наполнит сердце жесткостью.

В душе живёт, должно быть, чёрт,
(Нам не минуть то имя).
Людей не любит, хоть живёт
Средь них она отныне.

И хоть лицо её бело,
А щёчки, аж, румяные.
В душе напротив всё черно,
Слова в ней только браные.

Вредит она исподтишка,
Всегда во всём уверенна.
То украдёт у пастушка
Хлыст, спрятав тот за деревом.

Нашлёт то порчу на людей,
«С душевным злобным лепетом».
Хитра в проделках и наглей
Её в деревне не было.

Корову может отравить,
Кого-то сглазить походя.
Но невозможно отследить,
Что делала с подвохами.

В косе всё дело, в ней «плоды»,
Волшебностью «пропаяны».
Махнёт лишь ей – следы беды
Враз в воздухе растаяли.

Жила бесчинно много лет
Без чувства виноватого.
Но вот решила, снять запрет,
Женить вдовца богатого.

Ну и конечно на себе,
Чтоб жизнь была б не бедная.
Подвластно всё её волшбе,
Хоть и душа зловредная.

У мужа дочка есть малА,
При нём «горела свечкою».
А мачеха в делах хитра,
Прикинулась овечкою.

ПрожИла с мужем ровно год,
Он таял с ней стремительно.
И умер – жизненный исход,
Так жить никто б не выдержал.

В душе давно должно «стемнеть»,
Беда судьбу «кошмарила».
И Нора начала стареть,
Возможно, злоба старила.

С бедою рядом счастье есть,
Оно – ненагладелое,
Что невозможно глаз отвесть,
То - девица поспелая.

С ней вместе солнышко встаёт,
Лучи, бросая Исподволь.
Алёнушкой народ зовёт,
То чудо ими избранно.

Все парни, что живут окрест,
При ней завороженные.
Как солнышко садится песнь,
Лишь ей поют влюблённые.

Гореть бы мачехи в аду,
Её возненавидела.
Косой взмахнула: «Изведу!», -
И злость свою насытила.

Работы стала столь давать,
Что исхудала девица.
От сглаза, порчи меркла стать,
Как травка сжухла, стелется…

Одни лишь синие глаза,
Отчаянье с падением.
Что даже летняя гроза,
В них смотрит сожалением.

Ей хуже, каждый день ко дну
Тянул, давил к унынию.
«Схожу», - решила к Колдуну,
Что жил за речкой синею…

Избушка-дом покрыта мхом,
И тишь… непостижимая.
Стоит Алёнушка столбом,
Ей слов в тот миг не вымолвить.

Выходит старец, весь седой,
С главою непокрытою,
С огромной длинной бородой,
В глаза глядит испытанно.

«Давно девица тебя ждал,
Терзает боль томимая.
Я у судьбы давно пытал,
Как мне помочь, родимая!
Горела б мачеха в аду,
Как гнев силён со всхлипами!
Я лишь посмертное смогу,
Твоё желанье выполнить!
Теперь ступай, домой иди,
Закончим мы свидание.
В последний час меня зови,
Исполню я желание!»

Алёнушка пошла домой,
С последних сил вся бледная.
Вот дом её стоит родной,
Там Мачеха зловредная.

И чувствуя, что смерть близка,
Упав в траву чуть тёплую,
Слова слетают с языка,
Со всхлипами и воплями:

«Пади, недобрая, звеня,
Стань ЛЬНОМ! Расти над взгорками!
Чтоб рвали, мяли все тебя,
И бесконечно дёргали!
Трепали, чтобы каждый год,
Да без минуты продуха.
Чтоб беспокойный наш народ,
Не дал б тебе и отдыха!»

Посмертный прИговор силён,
Сказав, на землю падала.
А Мачеха – весь в длинный ЛЁН,
Свой гнев и яд попрятала.

Коса повисла – лепесток,
Дрожит от новой долюшки.
Синее синего цветок
У ЛЬНА в широком полюшке.

Не зря судьбу Колдун предрёк,
ДевИце с зорькой вешнею.
Прорвался нежный ВАСИЛЁК
Средь моря ЛЬНА с надеждою!

С тех самых пор до наших дней
Где ЛЁН под ветром клонится,
Между синеющих огней
Явь с Васильками гонится.


Рецензии
Игорь, я так увлеклась Вашимиисториями, что читаюих как в детстве, романы. Т е стала Легендоманом. Лён у нас даже рос на даче . Красив и нежен.спасибо! И. З.

Зыряева Ираида   26.07.2020 14:04     Заявить о нарушении
Добрый день, Ираида! Очень рад вашему неустанному вниманию к легендам. СПАСИБО! С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   26.07.2020 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 60 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.