Портрет из Русского музея

«Девушка в футболке» — одна из самых известных работ советского художника
Александра Николаевича Самохвалова (1894—1971).
С 1933 года картина хранится в собрании Государственного Русского музея.
Работа была задумана художником в начале 1930-х, после серии портретов, написанных  в коммуне
 «Ленинский путь».  Самохвалов искал более обобщающий образ, «в котором бы соединились конкретные
 и общие духовные черты его юных современников» «Девушка в футболке» — прекрасная современница,
девушка, каких не было раньше.
На ней футболка. Это одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру,
придаёт девушке вид современный. Её облик — простой и ясный. Смелый, открытый в
будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос
придают ей черты человека — участника богатой новыми мотивами жизни".
Это действительно существовавшая девушка , учительница дочери художника,-— Евгения Петровна Адамова,
была женой партийного работника, впоследствии героически погибшего на подводной лодке во время
 Великой Отечественной войны. Сама  учительница во время войны участвовала в партизанском движении на Украине.
" Премьера» картины «Девушка в футболке» состоялась 13 ноября 1932 года в Ленинграде в Русском музее
На выставке А. Н. Самохвалов показывал серию портретов членов коммуны «Ленинский путь», картины «Речь с броневика»,
«Ткацкий цех», «Ремонт паровоза». По его признанию, центральное место он хотел сохранить для «Девушки в футболке».
В один из дней Самохвалов принёс картину и поставил у стенки, на которой собирался её повесить, но надо было
получить санкцию жюри и выставкома. Дело в том, что картину, написанную в целом ещё год назад, автор опоздал
представить жюри, потому что хотел кое-что закончить в ней и поставить хотя бы в самую простую белую раму.
А. Н. Самохвалов вспоминал: - Грабарь проходил через наш зал, и я обратился к нему с просьбой,
 показывая на «Девушку в футболке», найти возможность собрать жюри и посмотреть мою работу.
 Мне очень хотелось включить её в экспозицию.
Грабарь оборачивался то на меня, то на «Девушку», ни слова не говоря, и я волновался, что же это будет.
 А он смотрел на меня удивлённым взглядом, смысла которого я не мог разобрать. Но вот он с некоторой
 восторженностью высказал: «Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!» — и
обеими руками пожал мою руку. Так была принята «Девушка в футболке». Её прозвали «советской Джокондой».
Самохвалов говорит: - Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда
 была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки ещё не было улыбки, но если бы
она появилась, то была бы совсем другой — улыбкой готовности к действию".
. Современному зрителю Джоконда, которая является воплощением утонченной и загадочной женственности,
 вряд ли покажется хоть в чем-то близкой «Девушке в футболке» с ее грубоватой красотой, напрочь лишенной этих качеств.
Однако автору нельзя отказать в мастерстве и наблюдательности – именно такой тип был созвучен той эпохе в СССР.
Критики также позитивно оценивают простоту и ясность композиции, четкость и ритмичность линий,
подчеркнутую чередованием черных и белых полос на футболке, необычный ракурс: художник
расположил изображение почти на всей поверхности холста, крупным планом, из-за чего фигура девушки кажется монументальной.
Самохвалов, скорее, любуется не внешней ее красотой, а цельностью натуры и внутренней энергией.
 
* МАтериал взят из интернета


Рецензии
Интересно, как может много рассказать портрет, спасибо вам большое, было интересно.

Галина Гармашова 2   25.05.2020 00:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.