Занятие 21. Алхимия стиха

 Каждое слово – это тайна. Речь человеческая – дар Божий, который человек получает вместе с жизнью. На первых этапах  своего  возникновения слово служило обозначением основных чувств, переживаемых человеком. Это были чувства   голода, страха, наслаждения. Первые слова, произнесённые человеком,  способствовали возникновению общения между членами, одного сообщества, рода, клана. Но родов и кланов на земле было много, условия их жизни были различны, поэтому со временем у  разных народов, населяющих землю,  возникли свои слова, выражающие  чувства, помыслы, переживания.  И не Вавилонская башня виной тому, что люди разговаривают на различных языках, а условия жизни каждой, отдельно взятой группы населения.      
      С самого начала рода человеческого, слово было орудием человеческой деятельности, и в то же время  оно  было чем- то таинственным, требующим бережного отношения и  осторожности. Всегда существовали слова священные и слова - проклятия, которые запрещалось произносить, слова красивые и  ругательные, слова, выражающие любовь, и слова, выражающие ненависть.
      Как писал  известный польский писатель Ян Парандовский:  « Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы. Оно невидимый представитель вещей, воспринимаемых пятью чувствами. По  его заклинанию появляются люди, предметы далёкие или не существующие  вообще. А близкие и присутствующие  делаются по- настоящему реальными, лишь будучи названными».
      Переход от слова произносимого к слову писаному был новой эрой в истории человека. Слово написанное увековечивало мысль, образ, представление о предмете, но это слово с каждым столетием всё больше и больше отличалось от слова разговорного. Вообще литературный язык  не должен быть ни мёртвым, ни архаическим  (как язык Гомера), и,  тем не менее, он всегда будет резко отличаться от языка разговорного потому, что у последнего нет  времени на исправление неточностей и ошибок.
Но как - бы  сильно языки мира не отличались друг от друга, всех их объединяет  одно: ни один язык не может обойтись без двух элементов:  гласных и согласных. Нет ни одного языка, который состоял бы только из гласных или согласных.
    Важной составной частью литературного языка является язык поэтический. Каждая страна, каждый народ может назвать имя родоначальника своего  поэтического языка. Так, создателем  древнегреческого эпоса считают Гомера, язык которого представляет собой  удивительный сплав  разговорного языка различных греческих племён. Созидательным элементом  стиха Гомера является дактиль, который властвует  в нём безраздельно.
     Создателем литературного языка Италии считается Данте. За  ним  пришли Петрарка и Бокаччо. В России родоначальником поэтического литературного языка был А.С. Пушкин, который прежде чем сложить стих, предварительно взвешивал каждый слог, вслушивался в его звучание, не принимал  ни одного слова, пока не убеждался, что не найти лучше.
    Мировое поэтическое искусство  начало развиваться и усовершенствоваться ещё с глубокой древности. Верстовыми столбами его можно назвать такие сочинения, как: «Поэтика» Аристотеля, «Письмо к Пизонам» Горация, «Поэтическое искусство» Буало, «Искусство стихосложения» Дмоховского. Каждый курс поэтического искусства зиждется  на правилах, почерпнутых из поэтических шедевров  предшествующих эпох. Ведь настоящий поэт или писатель – это жрец искусства, это одержимый фанатик  отошедший от внешнего мира, это человек всецело посвятивший себя созерцанию прекрасного.
         А теперь от общего понятия  о поэзии перейдём к поэтике одного стихотворения.
Что же такое стихотворение? По  определению википедии –   стихотворение   есть короткий и относительно замкнутый поэтический текст. Но это сухое определение не  отражает сущности стиха,  его глубины, оно поверхностно  и схематично. Если говорить языком  поэта, влюблённого  в поэзию, то можно сказать несколько иначе.
Стихотворение – это эмоция, ограниченная словом и  закованная в гранит букв, эмоция облаченная в образы.  Эта эмоция, этот всплеск чувств, словно эпизод, вырванный из повествования жизни  должна быть прекрасна в своей окаменевшей красоте.
       Чаще всего стихи рождаются  без причины. Они появляются на свет  как ощущение и преломление мира через призму взгляда автора на окружающее. Только призмы у всех разные. Стихи  вырываются из души на бумагу, словно искры из камина. Стихи – это «ЭГО» поэта, тот микромир, в котором он живёт.
       Какие же стихи можно считать хорошими? Какие из них переживут свой век? Ответить на эти вопросы трудно. Так, однажды Льва Толстого спросили о том, отчего он так много пишет. Ответом была фраза, в которой заключается смысл любого творчества. Он сказал, что пишет только тогда, когда не может не писать. Это должен понимать любой автор. Творить  нужно тогда, когда не творить невозможно.
Стихи могут быть хорошими и плохими.  Плохие чаще всего написаны по  заказу.  Хорошие стихи появляются, когда поэт знает предмет, о котором пишет, когда он может выразить свое видение так, как ему того хочется.
Стихи – это одно из прекраснейших проявлений искусства слова, и они будут существовать в  мире до тех пор, пока существует человечество.

Но из чего же складывается  текст  стихотворения?
Основными средствами поэтического текста являются:
1. Литературный образ.
2. Формула.
3. Стиль.
4. Фоника и фонетика.
5. Динамика.
6. Рифма, ритм.
 
Рассмотрим подробнее каждое из этих определений.

          ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ

       Термин «образ» отечественное литературоведение позаимствовало из киево — церковного языка, что обозначает лицо, щека; в переносном значении — картина.
Художественное произведение представляет собою мысль, выраженную образно, картинами. Писатель, в отличие от публициста, не высказывает определенных положений, из чего читатель должен извлечь выводы. У него все сразу вместе совершенно, нераздельно: и исходный тезис, и доказательство, и конечный результат. Все это отражено в единой зарисовке, в образе.
     Теория художественного образа была создана в античную эпоху и связывалась с понятием подражания: художник воссоздает жизнь в ее неповторимо — индивидуальном значении.
    Художественный образ в литературе является формой отражения жизни и представляет обобщенную картину мира. Искусство пересоздает жизнь условно, символизирует вторую природу, организованную по законам красоты. Это не действительность, а ее образ, и столкнуться с нею можно лишь посредством воображения. Образ включает в себя духовную деятельность человека.      Литературный образ неисчерпаем, как и действительность (акт индивидуальной оценки, эстетическое наслаждение, соотношение частной жизни с жизнью человечества, способ познания автора). После чтения У. Шекспира или исследования его творчества, жизнь английского драматурга умножается на бесконечность.  В 19 веке  эстетами была предложена  многоступенчатая классификация образов: зрительные (воспроизведение прошлого опыта); вкусовые, ароматические, статические, динамические, цветовые, звуковые, синэстетические (способность образа переключаться из звуковой сферы чувств в цветовую, вкусовую, ароматическую). В любом произведении  основные образы текста выделяются однозначно. О  второстепенных образах можно спорить - есть они в тексте или только в голове некоторых читателей.

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМУЛА

Литературная формула - это  звучный, запоминающийся, как бы отдельный короткий фрагмент текста (одна - две - максимум четыре строки),  который легко превращается в пословицу, поговорку, афоризм. Ответ на вопрос, почему формулы создаются, таким образом, я думаю, напрашивается сам. Определенные сюжетные архетипы в большей степени удовлетворяют потребности человека в развлечении и уходе от действительности. Но, чтобы образцы заработали, они должны быть воплощены в персонажах, среде действия и ситуациях, которые имеют соответствующее значение для культуры, в недрах которой созданы. Формула - это комбинация, или синтез, ряда специфических культурных штампов и более универсальных повествовательных форм или архетипов. Во многих смыслах она схожа с традиционным литературным понятием жанра. И  эти два термина часто путают, поскольку оба иногда используются для обозначения одного и того же явления.

   СТИЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Индивидуальным воплощением художественного метода является стиль. Если метод определяет общее направление творчества, стиль отражает индивидуальные свойства художника слова. Согласно с метким высказыванием Л. Тимофеева, «в методе находят в первую очередь то общее, что связывает художников, а в стиле - то индивидуальное, что разделяет их: личный опыт, талант, манеру письма». Стиль - это совокупность художественных особенностей литературного произведения. В более широком понимании стилем также называют систему художественных средств и приемов в творчестве отдельного писателя, группы писателей (течения или направления), целых литературных эпох.
     Самым распространенным в науке о литературе является понимание стиля как индивидуальной творческой манеры, «творческого лица» отдельного писателя. Александр Блок утверждал «Поэты интересны не тем, что у них есть общего, а тем, чем они отличаются друг от друга». Стиль писателя связан не только с избранным художественным методом, но и с творческой индивидуальностью художника.  Если следовать  знаменитому афоризму французского ученого Бюффона, «стиль - это человек». Интересно, что такой подход к стилю имел место еще в античные времена. Выдающийся древнегреческий философ Платон, отмечая связь стиля с творческой индивидуальностью, писал: «Каким является стиль, таким является характер». А древнеримский драматург Сенека говорил, что стиль «является лицом души». Многие из литераторов XX века также подобно объясняют стиль. Так А. Блок отмечал: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу за стилем…».
         Стиль литературного произведения связан не только с «содержанием души» его автора. За стилем можно увидеть также и образы произведения, героев, характеры, идейное содержание. В. Жирмунский утверждает: «Художественный стиль писателя являет собой выражение его мировоззрения, воплощенное в образах языковыми средствами». Поэтому-то стиль как явление формы «невозможно изучать в отрыве от идейно образного содержания произведения». Индивидуальный стиль - явление неповторимое. Он является свидетельством художественного таланта автора. Недаром великий Гете считал, что далеко не все писатели имеют свой стиль. Стиль, по мнению Гете, является наивысшей степенью художественного совершенства, которой достигают лишь отдельные мастера. Величайшие писатели и  поэты  всегда уделяют огромное внимание своему стилю, работе над ним. «Все, что у меня есть, - это мой стиль», - говорил блестящий стилист Владимир Набоков. А великий французский писатель Гюстав Флобер мечтал написать книгу, которая бы держалась исключительно на внутреннем достоинстве стиля. Благодаря стилю художник творчески воспроизводит или превращает, художественно прорабатывает жизненный материал. Общие темы, проблемы, события приобретают в индивидуальном стиле писателя свою художественную неповторимость, ведь они «пропускаются» через личность художника.

 ФОНИКА И ФОНЕТИКА  СТИХА

  Фоника - раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики, представляющей собой раздел языкознания, который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка, фоника - наука об искусстве звуковой организации речи.
     Под фоникой понимают также звуковую организацию речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стилистическим заданием.
     Правильное использование фонетических средств языка в произведениях разных функциональных стилей обеспечивает верное и быстрое восприятие информации, исключая разночтения, нежелательные ассоциации, которые могли бы оказаться помехами для понимания высказывания. В то же время фоника учит выявлять и устранять стилистические недочеты в звуковой организации речи, которые мешают восприятию текста.
      К фонетическим средствам языка, представляющим интерес для фоники, относятся звуки речи - гласные и согласные.
     Фоника изучает сочетаемость звуков при соединении слов в словосочетания и предложения. Стилистика требует такой звуковой организации речи, при которой не нарушалась бы характерная для данного языка сочетаемость гласных и согласных. Изменение привычной для русского человека последовательности звуков в речи воспринимается как отклонение от нормы.
    Большое стилистическое значение имеет и повторение в речи одинаковых или похожих звуков, возникающее в результате повторения созвучных слов. Для оценки частоты повторения в речи тех или иных звуков важна объективность и точность.
    Идеальным условием точности фонетического анализа звукового строя произведения могло бы быть определение процентного отношения интересующих нас звуков к общему количеству гласных и согласных в тексте и сравнение полученных цифр со среднестатистическими. Навязчивое повторение одних и тех же похожих звуков (если оно не связано с решением определенных задач средствами звукописи) получает в фонике отрицательную оценку.
    Стилистически значимым фонетическим средством является словесное ударение. Для фоники важна правильность постановки ударения в словах (в устной речи) и чередование ударных и безударных слогов, получающее в художественном тексте эстетическое значение. Орфоэпические ошибки, вызванные неправильной постановкой ударения в словах, объясняются влиянием просторечия или диалектов. Так как в системе русской графики обозначать ударение не принято, такие ошибки встречаются только в устной речи.
Словесное ударение в художественной речи используется в формировании ритмической структуры русского стиха, основанного на чередовании ударных и безударных слогов. Ритмическая организация речи усиливает ее эмоциональную и художественную выразительность.
    Очень сильное средство фоники - рифма. В поэтической речи рифма играет важнейшую роль как композиционно-звуковой повтор, как средство создания красоты звучания стиха и выделения важных в художественном отношении слов. В прозе случайная рифма становится серьезным стилистическим недостатком фоники. Неуместная рифма обычно порождает комизм.
Подробнее о рифме, о её видах  можно ознакомиться  на сайте стихи.ру (уроки поэзии) или в других источниках.
Фонетика  - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.
 В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.

     ДИНАМИКА СЮЖЕТА

Динамика сюжета - это процесс развития сюжета в тексте.
Любой сюжет развивается по законам Буало:

ЭКСПОЗИЦИЯ - первая ступень развития сюжета. Рассказ о том, кто есть, что есть, где есть и так далее. Позволяет погрузиться читателю (зрителю, участнику и т.п.) в новый для него мир, понять его правила и законы, познакомиться с образами и людьми и так далее.
Завязка  - этап развития сюжета. Завязка рассказывает сути конфликта: кто с кем (или что с чем) конфликтует. Следует за экспозицией, перед развитием действия.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ  - развитие конфликта, постепенное нагнетание эмоций в художественном произведении или тексте.

КУЛЬМИНАЦИЯ  - этап развития сюжета в тексте, наиболее эмоционально напряженный момент, пиковая точка развития действия.

РАЗВЯЗКА  - этап развития сюжета, разрешение конфликта: что было после. Окончание сюжета, спад напряжения, подведение к выводу.

ФИНАЛ - точка сюжета, логическое его окончание.

Какой бывает финал? Финал бывает открытый и закрытый.

Закрытый - это когда все поднятые вопросы рассмотрены и закрыты, понятно, что случилось с героями. Автор не оставляет возможности читателю (зрителю) самому додумать, что произошло после. Есть точное время окончание сюжета. Это - было.
Например "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова оканчивается именно так. Все темы закрыты, все персонажи имеют свою судьбу, прописанную самим писателем. И читателям только и остается, что попрощаться с героями бессмертного произведения.

Открытый финал - это когда автор не дает готового ответа на поставленный вопрос, персонажи - еще живут, и что с ними будет, остается только догадываться самому читателю. Точки нет, нет времени конца. Такой финал не имеет времени окончания: не понятно, то ли это было, то ли до сих пор есть.

   ДИНАМИКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Динамикой в произведении искусства называют насыщенность действием, внутренним движением.
Динамикой песни, стиха и т. п. является сила, энергия их звучания.
Динамика стихотворения во многом определяется ритмом и размером.

    РИФМА, РИТМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Что такое рифма?
Рифма – это  повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

РИТМ

В самом широком смысле слова ритм есть упорядоченное чередование каких-либо относительно соизмеримых элементов во времени и пространстве.
Метр – наиболее сущностный (стержневой) признак, компонент ритмической системы.
Под метром с древнейших времен понимают правильное чередование идентичных ритмических элементов текста.
Иногда параллельно с термином «метр» употребляют его мнимый синоним «размер». В строгом смысле, однако, они должны дифференцироваться как общее и частное. Например, метр ямб включает в себя размеры: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 6-стопный ямб и т.д.
Стихообразующая роль метра исключительно велика в классической поэзии; в неклассических ее модификациях она резко понижается и совсем сходит на нет в верлибре.

     РИТМ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ

МЕТРИКА – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения.
Таким образом, предмет изучения метрики составляет метр как таковой, его частные подразделения – размеры и системы стихосложения.

РИТМИКА – учение о ритме отдельной строки или и ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала (звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.).

СТРОФИКА – учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте.

ФОНИКА – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму.

Подробнее  о рифме и её разновидностях, а также о ритме можно прочитать  в стихах. ру в разделах:
- учебник стихосложения;
- энциклопедия поэзии;
- помощник поэта.

    Все перечисленные выше средства поэтического текста очень важны при создании хорошего стихотворения,  они определяют структуру, тело стихотворения, но есть  один фактор, который можно назвать душой стихотворения, и  без которого невозможно создать что – либо значимое. Этот фактор носит название ВДОХНОВЕНИЕ.
    Можно привести много примеров, когда великие вещи создавались под влиянием  одной минуты, минуты великого озарения. Эти озарения не часто нисходят на писателей, но они  как - бы осеняют их,  и в мгновенной вспышке  проясняются характеры и судьбы персонажей, отыскиваются долго  и напрасно искавшиеся строки.  О ступеньках, ведущих к вдохновению, хорошо сказал великий Гёте: « Мы только складываем  поленья для костра и стараемся, чтобы они были сухими, а когда наступит урочный час, костёр вспыхнет сам – к немалому нашему удивлению».
     А вот что пишут современники о минутах вдохновения посещающих Мицкевича:
«Он  менялся в лице, бледнел, страшным усилием  выбрасывал из себя стихи, держа слушателей в магнетическом напряжении. Ему помогал нежный голос флейты: флейта как – бы настраивала инструмент его поэзии».
   Ярким примером того, на что способно вдохновение, может служить создание «Марсельезы» - этого гимна французской революции.  Об этом очень ярко  и красочно написал Стефан Цвейг в исторической миниатюре «Звёздные часы человечества».

«…Необычайно взволнован и Руже, добравшийся, наконец, по винтовой лестнице до  скромной своей комнатушки  в доме 126 на  Гранд Рю. Он не забыл обещания поскорей сочинить для  Рейнской армии походный марш. Он беспокойно расхаживает из угла в угол по тесной комнате. Как начать? Как начать? В ушах его  всё ещё звучит хаотическая смесь  пламенных воззваний, речей, тостов. « К оружию, граждане!.. Вперёд сыны свободы!.. Раздавим чёрную силу тирании!.. Он берёт перо и почти бессознательно записывает первые две строки: это лишь отзвук, эхо, повторение слышанных им воззваний:

               Вперёд сыны отчизны милой!
               Мгновенье славы настаёт!

 Он перечитывает и сам удивляется: как раз то, что нужно. Начало есть. Теперь подобрать бы подходящий мотив, мелодию. Руже вынимает из шкафа скрипку и проводит смычком по струнам. И - о чудо! -   с первых же тактов ему удаётся найти мотив. Он снова хватается за перо и пишет   увлекаемый всё дальше какой – то внезапно овладевшей им неведомой силой.  И вдруг всё приходит в гармонию: все порождённые этим днём чувства, все слышанные на улице и банкете слова, ненависть  к тиранам, тревога за родину, вера в свободу, любовь к свободе. Ему даже не приходится сочинять, придумывать, он лишь рифмует, облекает в ритм  мелодии приходившие сегодня, в этот знаменательный день, из уст в уста слова, и он выразил, пропел, рассказал в своей песне всё, что перечувствовал в этот день весь французский народ».
«Словно под чью – то диктовку  поспешнее и поспешнее записывает  Руже слова и ноты  - он охвачен бурным порывом, какого доселе не ведала его мелкая мещанская душа. Вся экзальтация, всё вдохновение, не присущие ему,  нет, а лишь  чудесно завладевшие его душой сосредоточились в единой точке  и могучим взрывом вознесли  жалкого дилетанта на   колоссальную высоту  над его скромным дарованием, словно яркую,  сверкающую ракету  метнули до самых звёзд».
«Ещё несколько строк – и бессмертная песня, рождённая единым порывом вдохновения, в совершенстве сочетающая слова и мелодию, закончена до рассвета. Руже гасит свечу и бросается на постель. Какая – то сила, он сам не знает какая, вознесла его до неведомых высот  духовного озарения, а теперь та же сила повергла в тупое изнеможение».
   
   Каждый поэт, приступая к работе над стихом,   должен помнить, что есть  поэзия  душевного взлёта  и поэзия искусственная.  Больше ста лет назад Ян Парандовский писал:

«Сколько раз в истории литературы проводилось различие между поэзией спонтанной, стихийной – одним словом, вдохновенной и той, которую называли искусственной, деланной, зиждущейся на трезвой, кропотливой работе, прибегая к метафоре, об этой последней говорили, что она пахнет потом.
От первой же пахло  полями, лесами, грозовыми ночами, пронизанными молниями,  от второй - лишь удушливым запахом затхлого помещения».
 
    Заканчивая статью о структуре  литературного произведения, о средствах поэтического текста, хочется пожелать читателям  найти своё понимание  того прекрасного  мира, который зовётся поэзией.


Рецензии
Спасибо! Очень познавательно и ёмко.

Геннадий Генцлер   19.05.2020 13:34     Заявить о нарушении