Ностальгия по ТПУ г. Тетюши

                Дневниковые записи часто бывают утеряны,
                Спрятанные в уголок, чтобы не потерять.
                Не оттого ль, что хозяева их рассеяны,
                Или тоски по тем временам не унять?
               
                "Весь мир - театр или кино,
                мы все - актёры в нём,
                а жанр - трагикомедия"

          1 курс. 102 группа ТПУ (г.Тетюши), 2005-2006 учебный год.

     Прошла Линейка. Мы – первокурсники. За 1-й курс мы должны пройти программу 10 и 11 класса, познакомиться друг с другом, преподавателями, городком.
         
                1-й учебный день.

- А где 4 кабинет? А 38? А! Это около 37 и 36!
- Куда идти???
- Тут нет таких кабинетов!
- Ну, айдате по домам. Может, расписание спутали…

                2-й учебный день.

- Так, 102 группа! Экскурсия по училищу! За мной! – Мы послушно идём, стараясь запомнить дорогу. – Здесь висит ваше расписание. Расписание классного руководителя – другое. Он не учится, а ведёт занятия. И может освободиться раньше вас… Почему вчера не пошли на уроки?
- Ну такого кабинета же здесь нет?!!
- Так он же во втором корпусе!
- Их что, два?
- Показать второй корпус?
- А! Это тот?
- Ну, можете идти учиться. Домой не раньше 16.00.

                3-й учебный день.

- Где 38 кабинет?.. Вот 35, 36, 37… Где 38???
- Пойдёмте, покажу.
- То есть надо просто запомнить, где какой кабинет…

     А дальше уже всё легко. Кабинеты на своих местах. Мы знаем, где какой кабинет, как зовут преподавателей и стараемся не опаздывать и не засыпать на уроках.
     Год идёт легко и весело. В училище – уроки, дежурства (в столовой, гардеробе, на вахтах корпусов), пробежки до рынка и обратно. В общежитии – общение с девочками с разных курсов, дежурства. В 14 комнате нас 4 (постоянный состав). Подружка учит меня татарскому, я ёё – русскому. Иногда веселимся, иногда ругаемся, но чаще – просто учим уроки.

                2 курс. 2006-2007 учебный год.

      Наши группы перемешивают. Цифры те же плюс 1 год. А вот состав – другой. 201 группа - Английский язык и Технология, 202 группа – Информатика и Русский язык.
Я без колебаний перешла в 201 группу. Мне же нужен английский язык. Классные руководители поменялись. Но ходить к «классному папе» мы не перестали. Со всеми вопросами – к Юрию Павловичу.
     Наталья Викторовна приняла нас, как своих. Но привыкнуть к тем, коренным, было сложно.
     Во-первых, у них уже сложились свои микрогруппы. А во-вторых, надо было привыкнуть, что двойняшек – две. И не путать их.
На курсе есть и тёзки. Но к этому надо привыкнуть, скорее, преподавателям.
Легко и весело проходят лекционные занятия: мы встречаемся двумя группами, много пишем, много разговариваем, работаем в группах привычным с того года составом.
Новогодняя елка традиционно проходит в общежитии. Песни, танцы, я читаю свои стихи про Новый год, зиму. Нас вытаскивают на конкурсы. Вечер проходит весело.
     А дальше – первая практика. Не так страшна индивидуальная музыка и зачёт по ней, как первая практика. Сначала мы смотрим, как беседу проводит учитель, а потом сами начинаем вести беседы. Страшно! Дети смотрят на тебя, как на Учителя, который всё знает. А ты на них – как на проверку, которая знает всё.
Неделя за неделей проходит незаметно: уроки, конспект, консультация у учителя, консультация у преподавателя, ещё встреча с учителем – и вперёд!
И вот – весна! За ней – лето, сессия.
    Экзамены, с бессонными ночами, трясками и нервами, позади. Впереди – полевая практика и каникулы.
На полевой практике с изучаем травы, цветы, семена. Но больше – сажаем цветы и поливаем их и друг друга. Впадаем в детство. К выходу преподавателя стараемся обсохнуть, или хотя бы не дрожать. Две недели посадок и полива, купания на Волге пролетают…

                3 курс. 2007-2008 учебный год.

    Итак, мы растём. Беседы заканчиваются и мы переходим на практику – смотрим, как учителя ведут уроки. Записываем за ними каждое слово, запоминаем каждый жест. Анализируем уроки. Всё кажется простым, пока мы сидим на лавке позади класса или сбоку от него.
     Дети расспрашивают нас, когда мы сами будем вести, о наших интересах, рассказывают о себе. И, когда урок уходит на второй план от наших тихих бесед, учитель перестаёт говорить. Мы предупреждаем строго: «Тш… На перемене…» На перемене хочется в столовую, но ребята готовятся к урокам и без умолку болтают с нами.
     На другую практику нас перевели в другую школу. Дети расстроились. Мы, если честно, тоже. Группа распалась, перемешалась. Учителей поменяли. Преподаватели сменились. У нас всё меняется…
    А летом - в лагерь!.. Там надо не учить детей, а развлекать, чтобы при этом никто не пострадал. И вернуться оттуда, и сдать хороший дневник...
Но ведь до этого полгода!.. Мы выходим на уроки!
Неделя уходит на подготовку: тема, план, конспект, подготовка наглядности, к учителю, к преподавателю, к учителю… Выучить наизусть! Выспаться! Не трястись… И всё будет хорошо… Мы пошли к «классному папе»: «А урок вести сложно?» - И он рассказал нам, как вёл первый свой урок, как показал хвост акулы вместо морды или тела. Мы смеялись… «Придёте после первого урока – и расскажете, как прошло». 
     Мы сидели на уроках друг у друга, чтобы было лучше готовиться. Но на физкультуре у девочек я не была… Дети называли строй «ширинкой», считали на прыжке: «Раз, два, прыг!..» и никак не хотели признавать русских слов.
Но самым страшным уроком был английский язык в 8 В классе. В общем-то, после них почти ничего не страшно.
Дальше – лагерная практика, кому как повезёт.
И – долгожданные каникулы!

                4 курс. 2008-2009 учебный год.

Мы теперь не просто учащиеся. Мы – старший курс, выпускники. Первая неделя – первые шаги ребёнка в школе. Это практика. По несколько человек мы сидим в первых классах.
      Забавные детки ещё не умеют слушать учителя, и студенты здесь как раз кстати: помочь усадить, построить, одеть, поиграть, накормить. Как мамки-няньки для малышей! Уроки мы не ведём, только наблюдение. И оформляем дневник по практике.
В нашем классе есть ребёнок, который не только успевает выполнить своё задание, но и пролезть под всеми партами, перевязать ребятам шнурки, вернуться на своё место, порисовать и дать верный ответ.
Некоторые дети специально не проговаривают звуки, как бы оттягивая своё взросление. Но сердятся на нас, когда мы переспрашиваем, что они имеют в виду, и говорят правильно.
Дети не всегда понимают, когда уроки кончились, что такое перемена, зачем идти с урока на улицу.
Но к концу нашей практики выполняют эти действия почти без проблем.
А мы возвращаемся в училище. Снова готовим уроки, бегаем на консультации, учимся, пишем контрольные работы, ходим на секции. Словом, жизнь студентов, как всегда, кипит.
     После Нового года вышли на практику. Сплошную, на целый месяц в начальную школу и 2 недели специализации… Нас, несколько человек из группы, учителя пригласили на практику в городскую школу, другие однокурсники проходили практику по деревням, самые везучие – у своих родителей. Работа с начальными классами прошла увлекательно, когда легче, когда сложнее. Но ребята старались нам помогать: отвечали на уроках, готовились, помогали друг другу. Наши учителя помогали нам советами, консультациями, приёмами работы.
 Специализация была куда сложнее: средние классы. А мы так привыкли к малышам!.. Но и эта практика была выдержана.
В училище мы вернулись очень радостные: больше никаких практик! Учёба, сессия, экзамены, распределение, планы на будущее…
     Последний звонок прозвенел. Прошёл выпускной вечер…
За ними – сдача комнаты общежития и шаг в новую жизнь – трудовую. Готовы ли мы к ней? Готова ли она к нам?
    Мы покидаем училище, ставшее за 4 года вторым домом. 
    Мы улетели, но обещали вернуться. Ведь дома даже стены помогают!..


Рецензии