Человек суть то, что должно преодолеть. Часть 1

                Человек суть то, что должно преодолеть.
                Фридрих Ницше

Я часто говорю об этом с верующими: христианами, мусульманами, иудеями.
Они часто обижаются.
Господь не любит пассионариев. Этот мир создавался <преимущественно> под филистеров и домохозяек. Ницше это прекрасно показал.
Ницше тогда ещё не мог знать, что чудовищный зев потребительства, чрево ненасытного стада превратит самого Бога (как бы к нему ни относились) из образа священного в образ порнографический. Вычурный, гиперреальный, до микрона просматриваемый в самую мощную лупу, со всех сторон видимый. В образ-фарс. Стремясь стать своей собственной противоположностью, Он предстает теперь камерой-обскурой.
Господь не авторитарен - он тоталитарен. Об этом хорошо у евреев, древних.
Но и ныне сверхчеловеческое не отечески к нам, но гнетуще. И гнет этот породил, точнее - выкинул из себя очередную форму фетишизма - массовое сознание.
Массовое сознание не признаёт свободы как категорического императива творить! Создавать всё из ничего - таков исходный залог существования человека мыслящего. Господь не справился (до настоящего времени) с этой задачей. Человек не стал истинным творцом. При тоталитарном Отце человека жизнь швыряет из одной крайности (полного подчинения и пассивного залога самости) в другую (разнузданного своеволия, безначалия и хаоса). Здесь можно обратиться к сильнейшим очеркам З. Фрейда, Э. Фромма и др.
Господь не бесконечен - он точно так же зажат между крайностями антиномий, понятных при правильном объяснении даже среднему уму. Об этом гениально у Канта, добавить нечего. Человек - микроскопическая часть этой небесконечности, постоянно ищущий способы себя детерминировать до полного паралича мысли и действия (разумной мысли и творческого действия). А об этом чрезвычайно точно у Стругацких в "Пикнике на обочине" и не только.
Небесконечность высшего существа проявляется, в частности, в невозможности отмены действия. Действие необратимо равно для всех. Сей факт, помноженный на вышеупомянутую безответственность человека, порождает большую часть абсурда в мире. Вот - жестокое и чудовищное по сути (в отношении человека) абсолютно тоталитарное условие существования. И это один из множества возможных примеров.
Человек, бьющийся между двумя крайностями, делает всё что угодно, только не пытается творить из ничего. При том что, собственно, этого и ждут от нас с самого начала. Но нет, Homo sapiens либо впадает в детское неразумие и тычется в колени отца, прося прощения в состоянии "выученной беспомощности" (learned helplessness), либо отрицает всё и вся, устраивая "разнос предкам" за всё хорошее.
Средний путь здесь искать бесполезно - он непродуктивен между этими двумя крайностями. Надо выйти за пределы этой дихотомии.
Отчужденная от человека истинно творческая сущность под именем "Бог" должна вернуться в человека, стать человеком.
Именно так: не человек должен следовать заветам, заповедям и т.д., но, напротив, божественное должно вернуться к человеку, слиться с ним.
Целенаправленно поддерживаемое многовековое расщепление Человека на человека и Бога должно завершиться. В этом и будет заключаться преодоление человеком самого себя.
Маловероятный человек толпы, не вдруг заинтересовавшийся очевидными парадоксами, парадоксами уже пресыщенный с телеэкранов, задаст два разумных вопроса: кто виноват и что делать.
На первую часть я с ходу готов ответить: виноваты, по очереди, евреи (древние), Иегова, Аллах, Фрейд, Фромм, Кант, Стругацкие (братья) и, разумеется, Ницше (список можно продолжить).
Последний, кстати, Бога похоронил, видимо, желая тем самым спасти от ярости критиков от науки, этих норманнов будущего. Но из списка, тем не менее, я никого не вычеркну.
Вторая часть вопроса, если миновать фазу сарказма, ведет нас прямо к науке, которую обыватель XXI века начинает ненавидеть, как некоторые из замов фюрера в своё время ненавидели культуру. И параллель между многими филистерами и вождями третьего рейха очевидна - те и другие чистейшие мракобесы. Но сейчас я не об этом. Я веду к науке: она в настоящее время остается по сути единственным лучом света в нашем мрачноватом царстве. Она, единственная, имеет и творчески развивает абсолютные критерии прогресса чего бы то ни было, включая и самого человека. Человек, конечно, прогрессировать не хочет, это факт стальной и не требующий пояснений. Но требующий объяснений.
Объяснения трудные, поскольку надо начать с того, что мы с вами прозевали нашу отечественную науку и готовимся прозевать нашу школу, а значит, наших детей. Помните, у Оруэлла: "Тот, кто управляет прошлым, — управляет будущим. Тот, кто управляет настоящим, — управляет прошлым". Будущее еще не наступило, а им (значит, нашими детьми, которые еще только вырастут) уже желают управлять и начинают манипулировать!..
Итак, человек сегодняшнего дня ни на шаг не приблизился к тому состоянию, которым он сам остался бы, по-хорошему, доволен. При этом позволю себе такую ремарку: лет 50-60 назад наш, советский человек был по ощущениям (и как мы теперь понимаем, фактически!) ближе к тому состоянию полноценной творческой реализованности, полноты жизненных проявлений, о которых идет, по сути, речь у Фридриха Ницше, как бы это имя нам сейчас ни резало слух, в канун 75-летия Победы. Тем не менее я продолжу.


Рецензии