Мне не в чем упрекнуть тебя, родная

    3 октября 2023 года моей мамочке Власовой Ольге Григорьевне исполнилось бы 73 года. Но ей всегда 46. Она была молода, красива и умна. Я совсем на нее не похожа. Не похожа моя сестра Инна, но что-то наша мама сумела сделать, чтобы сделать нашу жизнь неразрывной, голова к голове.
    Мама родилась в один день с Сергеем Есениным. У бабушки Ани в изголовье всегда висел портрет писателя, а свою Ольгушу она неустанно ждала. Наша семья жила неподалеку, и мама, срываясь из дома, говорила: "Еду домой, к мамке". Если кто-то думает, что "мамка" - это грубо, то он не представляет, сколько нежности и ласки вкладывается в это слово у нас на Алтае. С тех пор я тоже ездила только домой, мой дом, там, где моя сестра, где мои корни, где я родилась, а все остальное - это другой дом, другой.
     МОЯ МАМА. Очень красивая. Порой недоступная. Всегда в профессии, болеющая за своих учеников. Они отовсюду писали маме письма: с армии, с юга, с океанов и морей. В нашей семье не было вседозволенности. Всегда знали, что идем в школу. Сначала к маме на работу: участок, кабинет, лаборантская, учительская. Затем учеба. Фрагмент: мама судорожно заплетает мне мои длинные косы перед звонком на урок. Когда я сейчас вижу, как моя коллега Наташа, зачастую в коридоре, заплетает косы своей дочери Марины, понимаю, ничего с тех пор не изменилось. Детский сад. Новый год. Все дети в костюмах, я в нарядном платье, но костюма нет!!! Мама со всех ног бежит с уроков, чтобы переодеть меня, чмокнуть в лоб и бежать назад. На моем лице отчаяние и печаль. Дед Мороз склонился надо мной, протягивая мне конфету из мешка в утешение.
     Мама не часто повышала голос. Ей довольно было посмотреть на меня и сердце уходило в пятки. Но я была та еще "гулена". Однажды меня разыскивали всем селом с гарпунами, думая, что я утонула где-нибудь в канализации. Ох, тогда мне попало. Много времени провела я в углу. Я - "угловая" девочка. Ничего, кроме гипертрофированного упрямства мне это не дало. Хотя!!! Когда я научилась читать (в 4 года), я стала потихоньку таскать в угол книги и именно таким образом пристрастилась к чтению. Так что, нет худа без добра.
     Мамочка, твой любимый цвет был красный. Я, как сейчас, помню свои красные лакированные туфельки на свое самое первое сентября, огромный букет красных гладиолусов с мой рост,позже красные сапожки (такие были только у меня!) и шикарное красное пальто, которое ты везла бог знает откуда. Я была та еще модница! И сейчас, когда я надеваю красное, я думаю о тебе, мама.
     Я всегда с замиранием сердца смотрела на тебя! Ты всегда была моей Коко Шанель - эталоном вкуса и ухоженности, а ведь ты родилась в маленькой деревне, часто ходила без сапог, но у тебя всегда был новенький комплект учебников, после старшего брата ты категорически отказывалась пользоваться его комплектом. Наверное, можно предположить, почему.
     Как-то занятая бесконечной "музыкалкой", кружками, уроками, я обреченно сказала маме, что я так больше не могу, что я хочу быть такой, как все! Мама цепко посмотрела на меня и сказала фразу, которая определила потом весь ход моей жизни. "Доча, а разве Алеша полюбит такую, как все?" (В тот момент я была безответно влюблена в Алешу - маминого ученика). Мама была очень мудрой и одной фразой, одним взглядом могла донести до меня истинную суть происходящего.
     Мама - учитель. С раннего детства я это знаю. После того, как мама приходит с работы, у нас "мертвый час" - полнейшая тишина. Мама отдыхает. Но бывало иное. Маму у входа подкарауливает соседка Ольга Николаевна, указывая рукой на вереницу туфелек и тапочек у нашей двери. .... Ольга Григорьевна, Вы только не волнуйтесь, у Яны гости...
     А еще! Мы так любили оставаться иногда вдвоем! Ничего не надо было готовить: у мамы хлеб, сыр, сливочное масло, кофе. У меня тонна сушек с медом и чай! Инна - студентка, папа на учебе в другом городе. Такие моменты я не забуду никогда!
     А наша совместная поездка в Киев - красивейший город! Изначально меня оставили в деревне у бабушки Ани. Но мама, одним росчерком пера, принимает решение меня брать. Через всю страну ЗАЙЦЕМ (ведь все путевки уже куплены), на свой страх и риск, мама с папой везут меня в Киев. Нас много - огромная команда, авось, маленькую, худенькую девочку никто и не заметит. Мы обедаем в гостинице "Москва", кто был в Киеве, знает, где это. Мы живем в загородном пансионате вместе с немцами. Еще пара месяцев и Советский Союз развалится, но мы успеваем вернуться. Именно тогда мне навсегда заложили "бациллу" моих бесконечных поездок и путешествий. Я в низком поклоне за это своим родителям.
     Очень мало удалось пожить. В молодом возрасте, после долгих мытарств, узнав о своем диагнозе, мама понимает, что ей нужно умудриться родить двоих детей (к слову, скажу, что родители думали и о третьем) и поставить нас на ноги. Болезнь, ни слова жалоб, советские здравницы, Белокурихинские санатории дважды в год поддерживают маму "на плаву". Каждое лето мама и папа уезжают на море, в Прибалтику, советские республики, дважды в Европу. Мы гостим у бабушки в деревне. Когда развалится союз, маме вынесут приговор, санатории закрыты, дорогостоящих лекарств больше нет. 95-й. Мое поступление, огромный стресс для мамы. В июне 1995 она заболеет окончательно и в феврале 1996 мы простимся с ней. Ушла в одно мгновение. Этот кошмар я помню по сей день. Мама умерла у меня на руках. Мы так ждали весны. Но весны не случилось. Ледяной февраль. День рождения моей сестры Инны и тысячи людей, пришедшие проводить в последний путь УЧИТЕЛЯ с большой буквы. И нашу маму.
     46 лет. Какой бы она была сейчас? В окружении внуков и внучек. Есть внук Федор и внучка Ольгуша, к сожалению, мы с сестрой выполнили программу-минимум. Есть школа, правда, уже в новых стенах, но с прежними мамиными коллегами, которые очень уважаю и ценят мою маму по сей день. К нам с сестрой предъявляются самые высокие требования. Мы стараемся держать планку. Но сравнение явно не в нашу пользу. Наша мамочка была предана профессии до мозга костей, школа была ее жизнью, ее колыбелью!
     Как я без мамы? Не знаю. Большая часть жизни прошла без нее. Мне было 17 лет, когда она ушла. Но она всегда со мной!  В моих любимых книгах, музыке,профессии, улыбках и взглядах случайных прохожих, мимике, жестах. Я интуитивно улавливаю ее присутствие в моей жизни. Она неотступно рядом со мной. Я равняюсь на нее и точно не хочу быть, такой, как все.
      Светлая память тебе, мамочка. И чтобы помнили...
Тебе я посвящаю это стихотворение.

МНЕ НЕ В ЧЕМ УПРЕКНУТЬ ТЕБЯ, РОДНАЯ.

Склонясь над колыбелью, напевая,
Ты неотрывно смотришь на меня,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Ты вопреки свою дочурку родила.

От часа к часу ты, не уставая,
Дарила мне заботу и любовь,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Я знаю, что я и плоть твоя, и кровь.

Ладонь ладонью нежно прикрывая,
Ведёшь меня ты зА руку в детсад
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Такой ни у кого нет из ребят.

Как много-много времени, читая,
Мы провели с тобой плечо к плечу
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
По-прежнему читать я так люблю!

Как незаметно годы пролетают,
Уже повязан плотный белый бант,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
В шеренгу первоклассники стоят.

Мои тетрадки четко проверяя,
Ты сердишься, задача не верна,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Ты, знаешь, с математикой – беда.

Мильон забот не раз не прекращая,
Ты для меня минуточку найдешь,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Красиво косу дочке заплетёшь.

Из класса в класс торжественно шагая,
Одни пятерки буду получать,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Со мной тебе приходится шагать.

Крыльца ступеньки я переступая,
Вот к выпускной приблизилась черте,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Моя медаль, дарю её тебе.

Я знаю, будет трудно, поступая,
Экзамены достойно в ВУЗе сдать,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Жалеть меня ты будешь, утешать.

Я поступлю! Тебе я обещаю,
Не зря же я училась на медаль,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Я унесусь в студенческую даль.

За двести километров, поджидая,
Ты сваришь борщ, нажаришь пирогов,
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Я сессию промчалась без долгов!

Пятерок, мама, я наполучала,
Скажи: «Ты рада?» Я лечу домой.
Мне не в чем упрекнуть тебя, родная,
Всегда в окне горит свечи огонь.

Ах, мама, если только бы я знала…..
Как рано суждено тебе уйти,
Тебя б я  никогда не огорчала,
И весело б закончила стихи.

Не верь, что заживёт на сердце рана,
Ты на всю жизнь остался одинок,
Цените, когда рядом с вами мама,
Лелейте её каждый волосок.

Посвящается моей маме Власовой (Воробьёвой) Ольге Григорьевне, Олечке, как называл её папа – Александр Андреевич, Ольгуше, как называла её мама – Анна Павловна.


Рецензии
Яна, о МАМЕ невозможно читать равнодушно.
В марте этого года от нас тоже ушла мамочка. Мы её всегда звали мамка..
Но в это слово вкладывалось столько любви!
Мама немного не дожила до 88 лет.
Мне казалось, что она всегда будет...
Так все быстро случилось...
А ведь была очень подвижная.
Со всеми делами сама управлялвсь
Огород, куры.
Очень радовалась, что много уродилось помидоров, что курочки хорошо несутся.
Очень любила сидеть возле окошка и смотреть, как курочки во дворе гуляют.
Ну вот и я Вам немного рассказала о своей маме..
Спасибо Вам за Ваш рассказ о маме!
Сколько тепла и любви в этих строчках!!!

С добрыми пожеланиями Вам

Валентина Чмырева4   31.10.2023 17:30     Заявить о нарушении
Валентина, спасибо Вам огромное, Ваша мамка, мамочка провела жизнь в трудах праведных, и, как правило, не для себя, а для других! Я очень хочу до 88 - верный знак двух бесконечностей, а потом сын развеет мой прах, я ведь всегда мечтала летать. Спасибо, что заглянули на мою страничку, низкий Вам поклон! И вечная теплая память Вашей маме, Валентина!

Яна Власова 4   31.10.2023 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.