Говорящая фамилия Жеглов

Все знают, что слово «жиган» связано с преступным миром и обладает целым набором значений. Мы не будем касаться семантики, которую слово приобрело в  XX веке, а скажем как оно понималось в народной среде, до того как попало в жаргон.
Корень слова восходит к глаголу «жечь», который в народе варьировался на разные лады. Например, «жигануть» – «ожечь кого-то горячим, раскалённым предметом». Иногда глагол приобретал и переносные значения: «Жиганул эким кулачищем-то».
Жиганами назывались кочегары при печах на смольных заводах, а также люди, запачканные сажей. То есть первоначально «жиган» – «тот, кто жжёт, сжигает топливо по роду занятий», а затем, видимо, – «человек прожженный, опытный, ловкий, проворный, ушлый», да к тому же – «умеющий жигануть».
Жигалом (с ударением на «а») назывался обожженный шест, которым мешали угли в печи. Вариации этого слова – «жегало», «жегло» стали обозначением калёного железного прута для прижигания  чего-либо, или для прожигания дыр. В связи с этим неожиданная грань открывается в фамилии одного из главных героев фильма «Место встречи изменить нельзя» – начальника оперативной бригады по борьбе с бандитизмом капитана Жеглова.
С одной стороны, он являет образ «каленого железа», призванного выжечь преступную заразу из советской страны, а с другой – методы и повадки его работы достаточно грубы и соотносимы с действиями «криминальных элементов». Он сам как бы является частью этого мира (умеет ботать по фене) в противопоставление интеллигентному напарнику. На вопрос Шарапова («А ты где учился? Что закончил?») отвечает – «Девять классов и три коридора. Когда не курсы в институте заканчиваешь, а живые уголовные дела, то она – учёба – побыстрее движется. А вот разгребём с тобой эту шваль, накипь человеческую, тогда уж в институт пойдём, дипломированными юристами будем».
Жеглов сам в некотором отношении «жиган». По собственному признанию, он – безотцовщина: «Батяня мой был, конечно, мужик молоток. Настрогал он нас – пять братьев и сестёр – и отправился в город за большими заработками». У Верки-модистки, Жеглов признаётся, что «под котлами ночевал», то есть был беспризорником. По фильму, год его рождения – примерно 1905, революцию и гражданскую войну застал подростком, так что версия вполне правдоподобная.
Тем не менее, он «вышел в люди», многому научился, в том числе, манерам и обхождению с женщинами. Знания и навыки его по большей части практичные, необходимые в профессии. Однако его уверенность в себе, позволяет ему не растеряться в любых обстоятельствах.
Он смел, ловок, дерзок, предприимчив, у него – всё схвачено. Начальник подразделения по борьбе с бандитизмом уверен, что для достижения поставленной цели подходят любые средства, в том числе и не совсем законные. Он не чурается подбросить кошелек карманнику Сапрыкину, часто берет допрашиваемого «на понт», словом, борется с преступностью весьма бандитскими методами. К тому же он не чужд самолюбования и бравирования своими навыками. Ему нравится произвести эффект на более молодого («зелёного») Шарапова.
Не знаю, имели ли ввиду эти подтексты братья Вайнеры, выбирая фамилию для своего персонажа, или это получилось подсознательно, на уровне ощущений, но, на мой взгляд, получилось удачно.


Рецензии
Кстати, Шарапов – тоже говорящая фамилия. Татарское имя Шарап было широко распространено среди русских. В переводе "шарап" – честь, благородство.

Дмитрий Муравкин   08.11.2021 11:54     Заявить о нарушении