Воздух!
Начало мая. Урок литературы. Пишем сочинение о войне с девятым классом. Накануне устроила выставку книг о Великой Отечественной, подобрала репродукции картин советских художников. Долго беседовали с ребятами, о ком можно писать, как нужно писать. Вопросов – масса. Дотошный народ эти девятиклассники… А по фильму – можно, а по какой книге, а по рассказам деда?
И вот сегодня в классе тишина. Некоторые серьезно взялись за дело, некоторые егозят за партой, стараясь написать покороче и побыстрей. Вот Ромка, он перечитал все, что есть в обеих библиотеках хутора, помешан на истории. Конечно, выдаст что-нибудь эдакое, о чем многие ребята и не слышали. Вот Света, она очень старается, но мысли всегда обгоняют друг друга, и девочке трудно сосредоточиться на чем-то конкретном. А это Санек. Все мысли его сейчас, конечно, о футболе. Спортсмен.
Интересно, о чем напишет Ольга. Она вчера долго возмущалась, дескать, я не была на фронте, а мой дедушка пропал без вести в самом начале войны, значит, все, что напишу – будет неправда. Объясняю, что никто из нас не был, но все, о чем мы услышали или прочитали – мы должны переосмыслить, не нужно сухо излагать факты, покажите в сочинении свое отношение к этому.
Пишут… В классе душно… Распахиваю настежь окно. Врывается свежий ветерок, захватывает листочки черновиков, теребит непослушные ребячьи вихры.
– Воздух, – блаженно выкрикивает Санька.
Закопошились ребята оживленно, собрали листочки, растрепанные ветром.
Замечаю, как Наташа перечеркивает все написанное, берет чистый лист. Начинает сначала. Прохожу по классу и незаметно через плечо девочки заглядываю в ее черновик. Посреди строки она старательно вывела заголовок «Воздух!». У меня возникает легкое недоумение, но не мешаю.
… После уроков проверяю сочинения. Почти все так, как я и предполагала. Роман на шести страницах описал Сталинградскую битву. Еще бы! Военные операции – это его конек. Что ж, молодец. Саня рассказал про соседа, который в свои девятнадцать лет под Сталинградом взял в плен немецкого полковника. Хорошо.
Ольга… Ага, все-таки по книге. Молодец, прочитала «В списках не значился».
А вот и Наташа. Интересно, почему поменяла тему во время урока?
Читаю…
… Сколько раз за годы войны и бойцы на фронте, и мирные жители нашей страны слышали эту страшную команду «Воздух!». Это значило, что приближаются немецкие бомбардировщики. Это значило, что через считанные мгновения с неба обрушится смертельный груз. Кто-то выживет, а кто-то нет. Сколько тысяч тонн такого груза сбросили фашисты на нашу землю! Они не щадили даже мирные поселки и города. Под шквалом бомб погибали женщины и дети.
Наш земляк Виталий Михайлович К. в годы войны был совсем еще мал. Хутор тогда находился в шестидесяти километрах от линии фронта, но и ему пришлось пережить страшную бомбежку.
Мама мальчика работала в поле, он дома один. За хутором на пригорке остановились наши воинские части, направляющиеся на фронт за Дон. Неожиданно мальчик услышал тяжелый гул в небе. Детское любопытство потянуло его к тому пригорку, где расположились солдаты. Тут он впервые увидел в небе фашистские самолеты и услышал команду «Воздух!». Солдаты бросились врассыпную: кто в овраг, кто в кусты. Один из них попытался ухватить за ручонку мальчика, но тот вырвался и, видя всеобщую панику, бросился к родному дому. Самолеты, сделав круг над хутором, неслись ему навстречу, совсем низко. Рядом с ребенком крапиву и лопухи прошила пулеметная очередь. Тут же Витя услышал за спиной страшный противный вой. Земля начала вздрагивать, подпрыгивать. Ворвавшись в дом, мальчик забился под стол, опустил низко скатерть и решил, что здесь его немцы не достанут. Отбомбившись, самолеты улетели. Через минуту дверь дома распахнулась и, не помня себя от испуга, вбежала мама Вити.
– Витя, сынок, где ты? Ты дома?
Ребенок выбрался из-под стола, бросился на шею плачущей матери.
– Мамань, не плачь, я под столом был, там меня немцы не нашли бы нипочем.
В тот день фашистские бомбы угодили в несколько хуторских домов. Погибла одна женщина. Понесли большие потери и наши бойцы, что остановились за хутором на привал…
…Дочитываю сочинение до конца в напряжении. И тут через строчку замечаю приписку, обращение ко мне. Девочка извинялась за то, что написала не о подвиге или о великом сражении…
…Я долго держала в руках эту ученическую тетрадь. Милая девочка, не за что тебе извиняться, ты все сделала правильно. Значит, твое сердце умеет сопереживать, откликаться на чужую боль… А это самое важное…
Свидетельство о публикации №120051303967
Валентина Жиганова 15.05.2020 10:28 Заявить о нарушении
Лидия Сапронова 18.05.2020 18:29 Заявить о нарушении