Воздух!

 
   Начало мая. Урок  литературы. Пишем сочинение о войне с девятым классом. Накануне устроила выставку книг о Великой Отечественной, подобрала репродукции картин советских художников. Долго беседовали с ребятами, о ком можно писать, как нужно писать. Вопросов – масса. Дотошный народ эти девятиклассники… А по фильму – можно, а по какой книге, а по рассказам деда?   
    И вот сегодня в классе тишина.  Некоторые   серьезно  взялись за дело, некоторые егозят за партой, стараясь написать покороче и побыстрей. Вот Ромка, он перечитал все, что есть в обеих библиотеках хутора, помешан на истории. Конечно, выдаст что-нибудь эдакое, о чем многие ребята и не слышали. Вот Света, она очень старается, но мысли всегда обгоняют друг друга, и девочке трудно сосредоточиться на чем-то конкретном. А это Санек. Все мысли его сейчас, конечно, о футболе. Спортсмен.
  Интересно, о чем напишет Ольга. Она вчера долго возмущалась, дескать, я не была на фронте, а мой дедушка пропал без вести в самом начале войны,  значит, все, что напишу – будет неправда. Объясняю, что никто из нас не был, но все, о чем мы услышали или прочитали – мы должны переосмыслить, не нужно сухо излагать факты, покажите в сочинении свое отношение к этому.
   Пишут… В классе душно…  Распахиваю настежь окно. Врывается  свежий ветерок, захватывает листочки черновиков, теребит непослушные ребячьи вихры.
– Воздух, – блаженно выкрикивает Санька.
Закопошились ребята оживленно, собрали листочки, растрепанные  ветром.
      Замечаю, как Наташа перечеркивает все написанное, берет чистый лист. Начинает сначала. Прохожу по классу и незаметно через плечо девочки заглядываю в ее черновик. Посреди строки она старательно вывела заголовок «Воздух!». У меня возникает легкое недоумение, но не мешаю.
… После уроков   проверяю сочинения. Почти все так, как я и предполагала. Роман на шести страницах описал Сталинградскую битву. Еще бы! Военные операции – это его конек. Что ж, молодец.  Саня рассказал про соседа, который в свои девятнадцать лет под Сталинградом взял в плен немецкого полковника. Хорошо.
Ольга… Ага, все-таки по книге. Молодец,  прочитала «В списках не значился».
А вот и Наташа. Интересно, почему поменяла тему во время урока?
Читаю…
… Сколько раз за годы войны и бойцы на фронте, и мирные жители нашей страны слышали эту страшную команду «Воздух!». Это значило, что приближаются немецкие бомбардировщики. Это значило, что через  считанные мгновения с неба обрушится смертельный груз. Кто-то выживет, а кто-то нет.                Сколько тысяч тонн такого груза сбросили фашисты на нашу землю! Они не щадили даже мирные поселки и города. Под шквалом бомб погибали женщины и дети.
  Наш земляк  Виталий Михайлович К. в годы войны был совсем еще мал.  Хутор тогда находился в шестидесяти километрах от линии фронта, но и ему пришлось пережить страшную бомбежку.   
    Мама мальчика    работала в поле, он  дома один. За хутором на пригорке остановились наши воинские части, направляющиеся на фронт за Дон. Неожиданно мальчик услышал тяжелый гул в небе. Детское любопытство  потянуло его к тому пригорку, где расположились солдаты. Тут он впервые увидел в небе фашистские самолеты и услышал команду «Воздух!». Солдаты бросились врассыпную: кто в овраг, кто в кусты. Один из них попытался ухватить за ручонку мальчика, но тот вырвался и, видя всеобщую панику, бросился к родному дому.   Самолеты, сделав круг над хутором, неслись ему навстречу, совсем низко. Рядом с ребенком  крапиву и лопухи   прошила пулеметная очередь.    Тут  же Витя услышал за спиной страшный противный вой. Земля начала вздрагивать, подпрыгивать. Ворвавшись в дом, мальчик забился под стол, опустил низко скатерть и решил, что здесь его немцы не достанут.   Отбомбившись,  самолеты улетели.   Через  минуту дверь дома распахнулась и, не помня себя от испуга, вбежала мама Вити.
– Витя, сынок, где ты? Ты дома?
  Ребенок выбрался из-под стола, бросился на шею плачущей матери.
– Мамань, не плачь, я под столом был, там меня немцы не нашли бы нипочем.
 В тот день фашистские бомбы угодили в несколько хуторских домов. Погибла одна женщина. Понесли большие потери и наши бойцы, что остановились за хутором на привал…
  …Дочитываю сочинение до конца в напряжении. И тут через строчку замечаю приписку, обращение ко мне. Девочка извинялась за то, что написала не о подвиге или о великом сражении…
…Я  долго держала в руках эту ученическую тетрадь. Милая девочка, не за что тебе извиняться, ты все сделала правильно. Значит, твое сердце умеет сопереживать, откликаться на чужую боль… А это самое важное…


Рецензии
Замечательное стихотворение!Читается легко, с интересом и с сопереживанием.Спасибо! Всего вам самого доброго. В.П.

Валентина Жиганова   15.05.2020 10:28     Заявить о нарушении
Благодарю, Валентина.И Вам всего доброго. Тепла и солнышка.🌞🌹

Лидия Сапронова   18.05.2020 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.