Я-сность музыки

Где существует вся музыка до её появления на свет?
Большинство людей, слушая музыку, обращают внимание на мелодию. Продвинутый слушатель различает несколько, а искушённый способен следить за всеми темами одновременно. Тонкие знатоки слышат не только все темы в сложном оркестровом произведении, но и фон, на котором они разворачиваются. Наивысшее мастерство обращения со звуком – сочинение музыки, когда автор в своём воображении “слышит” всё произведение в объёме, целиком. И всё же есть уровень, превосходящий и эту вершину.
Различение тишины внутри музыкального произведения недоступно почти никому, хотя именно благодаря присутствию тишины (в качестве пауз различной длины), мы можем слышать музыку, а не шум. Эти паузы сродни зазору между вдохом и выдохом, между двумя мыслями. Мы улавливаем их, но не осознаём. Слушаем, но не слышим тишину в музыке.
Тишина не просто присутствует в музыке, она - её основа, вместилище, из которого  её и извлекает композитор. До проявления в виде звуковой волны, или записи на нотном стане музыка появляется в сознании автора в виде идеи. Откуда берётся идея? Самое дикое предположение - “из головы”. То есть, с помощью ментальных способностей музыка,  якобы, сплетается из обрывков ранее слышанных мелодий, из знания нот и их талантливого (или не очень) переплетения на новый лад.
Сочинение музыки сродни постижению новых смыслов. Каким образом происходит познание? Житейская мудрость гласит, что задавать вопрос - значит знать половину ответа. И действительно, кажется, что способность задать вопрос свидетельствует о достаточном знании предмета, вытекающем из предварительной и постепенной подготовки. На самом деле всё сложнее. Эта способность основана не на сложении частей, не на движении “от простого к сложному”, а на предощущении, на пред-знании ответа целиком. Более того, не только задавание вопросов, но и простое восприятие было бы невозможно без знания воспринимаемого предмета. Это похоже на то, как из гигантского потока информации наше обыденное сознание выхватывает лишь ту часть, которая ему знакома, остальное просто не фиксируется.
Но исходя из формальной логики это просто невозможно! Нельзя “немножко знать” о чём-то, с чем ранее не соприкасался (а новое знание именно таково). И всё же понимание новых смыслов, как и сочинение новой музыки, каким-то образом происходит. Этот процесс возможен только в одном случае. Если он является не приобретением внешнего, но узнаванием, а точнее вспоминанием чего-то внутреннего. Если он - отголосок тотальной связанности всего со всем. И под связанностью здесь понимается не тесное взаимодействие и взаимозависимость частей, но их полное отсутствие. Отсутствие частей предполагает тождественность таких категорий, как пустота и наполненность, существование и не существование, тишина и звук. Как “Я” и всё остальное.
Физикам известно, что пустое пространство буквально содержит всю материю, являясь “полем потенциалов”, сгущение которого даёт жизнь миру явлений.
Тишина является вместилищем всех симфоний, уже написанных и ждущих написания.
Музыка - это тишина в своей невероятно сжатой форме. Именно из неё автор и черпает мелодии, больше и неоткуда. Это так, но с одной оговоркой - возникающая в персональном сознании музыка не является внешней автору. Он сам каким-то образом изначально является ею. Он сам есть и эта музыка, и предваряющая её тишина. И когда я сочиняет - я просто вспоминает часть себя.


Рецензии