О двух основных инстинктах XX и XXI веков

Второе название: "Краткий очерк в человеческую сущность"

Человечество в настоящее время переживает процесс заката, так сказать «угасание» своей цивилизации. Когда будет конец света? Многие задавались этим вопросом, строя свои гипотезы на каких-либо внешних факторах (например, катастрофы, масштабные эпидемии и эпизоотии, войны, межнациональные конфликты, терроризм и другие). Терроризм – это явление, характерное лишь XX и XXI векам. Однозначно ответить сложно, когда человечество будет стерто с лица Земли, но с уверенностью, все же, сказать можно, что оно уже вступило на путь саморазрушения.
Саморазрушение – это инстинкт. Есть инстинкт к выживанию, а есть инстинкт к смерти, к саморазрушению. Инстинкт к жизни является врожденным. Так младенец стремится к груди кормящей матери, так, спасаясь от какой-либо угрозы, человек, прежде всего, стремиться спасти себя, а уже потом, заботиться об остальных. Например, оказавшись в заваленном или затопленном помещении, человек выбирается сам, а потом уже зовет на помощь, чтобы спасти жизнь других людей. Это жестоко, но это так; в том числе и так проявляется инстинкт к жизни. Многие бы мне сейчас возразили и, потому, я могу заявить, что из каждого правила есть исключения. У некоторых людей инстинкт к смерти и саморазрушению более сильный, чем инстинкт к жизни, вследствие чего они спасают сначала жизнь других людей, а уже затем, по возможности, спасаются сами. Здесь намечается сходство таких людей с явлением мазохизма, желанием претерпеть страдания, наблюдая наслаждение другого лица.
Следует задаться вопросом: а инстинкт к смерти тождественен инстинкту к саморазрушению? Смерть можно понимать с разных позиций: биологическая, клиническая, духовная (моральная, нравственная). Получается, что и инстинкт к смерти может быть различным в зависимости от ее вида. С уверенностью можно заявить, что смерть биологическая отличается от смерти духовной, нравственной. В первом случае человек погибает, погибает его центральная нервная система, останавливается деятельность мозга и сердца; во втором случае человек существует, но лишь в качестве пустой оболочки: внешне он есть, а вот внутренне его нет. У мертвого нравственно человека отсутствуют принципы, свойственные тем, которыми руководствуется большинство человеческого рода. Если большинство человеческого рода нравственно мертво, с одной стороны, можно уже говорить о конце света как таковом. И в этом случае истории о зомби, мертвецах становятся правдивыми, Джордж Ромеро оказывается не фантастом, а реалистом.
Смерть – это всегда разрушение, но не всегда саморазрушение. Разрушение, так как какую бы мы не взяли смерть, всегда что-либо разрушается: принципы нравственности и морали, деятельность сердца и нервной системы. Смерть может быть и саморазрушением. Приведу примеры: человек не следует моральным ценностям, нарушает сложившиеся принципы, ведет разгульный образ жизни, у него отсутствуют интересы, он превращается в оболочку, о которой я говорил выше, и вследствие этого он погибает. Или другой пример: человек курит, употребляет спиртные напитки и наркотики: вследствие употребления этих веществ деятельность внутренних органов нарушается, что ведет к сокращению длительности жизни, то есть ускоряет наступление смерти. Человек мог бы этого не употреблять, однако, употребляет, то есть разрушает себя. А самоубийство? Самоубийство – это совершение действия, направленного на причинение смерти самому себе , а не другому лицу (в отличие от убийства). То есть человек совершает некое действие (удушение, утопление, выстрел из пистолета и др.) в отношении самого себя, которое приводит к своей же смерти. Смерть, как мы уже определились, это всегда разрушение, следовательно, самоубийство – это саморазрушение (здесь смерть тождественна саморазрушению).
Саморазрушение – не обязательно длящийся процесс. Да, конечно, употребление алкоголя, наркотиков приводит к разрушению и смерти не сразу, а по истечении определенного периода времени. С другой стороны самоубийство сразу же, практически мгновенно, приводит к смерти и это, как правило, нельзя назвать длящимся процессом. Тем не менее, некоторые могут не согласиться, и при этом, это будет справедливым. Во-первых, многие полагают, что употребление наркотиков, алкоголя – это и есть самоубийство, так как подобные действия ведут к сокращению жизни и ускорению наступления смерти. Во-вторых, самоубийством может быть и не одноразовое мгновенное действие (выстрел в висок, удушение, утопление), а длящееся, которое целенаправленно ведет к смерти (например, употребление ядов, которые приводят к смерти лишь после их насыщения в организме).
Итак, смерть – всегда есть разрушение, но не всегда есть саморазрушение. Таким образом, инстинкт к смерти и инстинкт к саморазрушению – не одно и то же. Ибо человек не может стремиться одинаково к разным последствиям. Инстинкт – один, а последствия – разные (саморазрушение и смерть). Получается, что следует говорить об инстинкте к жизни и дуальном инстинкте, воплощенном в едином целом – инстинкте к смерти и инстинкте к саморазрушению. Это самое целое, воплощяющее в себе два негативных инстинкта можно назвать «смертельным» инстинктом (mortal instinct). Mortal instinct, таким образом, «страдает» признаком дуализма.
Рано или поздно конец света все же наступит. Процессы, которые происходят в мире и на Земле, и которые ведут к этому самому концу, нельзя назвать объективными, то есть не зависящими от человечества. Катастрофы, войны, эпидемии, терроризм – все это последствия деятельности людей. Но есть и те процессы, которые, все же, можно назвать субъективными. И в первую очередь, среди них стихийные бедствия (ураганы, наводнения, таяния ледников, смещение плит). Но, тем не менее, эти процессы лишь отчасти являются объективными. Загрязнение воздуха, выброс паров в атмосферу разрушает защитные слои, в результате чего озоновый слой становится слабым, пропуская гибельные для человечества лучи. Добыча нефти, полезных ископаемых истребляет литосферу, в результате чего некоторые слои деформируются, подвергаются движению. Работы на северных частях Земли приводят к нагреванию и таянию ледников. В результате всего этого, но и, конечно, не без помощи природных сил, вынужденных поступать так вследствие человеческого напора на них, происходит смена климата, губительная для человечества, так как любая человеческая группа, привыкшая жить в определенных условиях, не сможет жить в других (жители африканских стран не смогут жить в северных краях России и наоборот). Единицы смогут выжить, но это исключение, ибо в каждом правиле есть исключение и все относительно.
Получается, что конец света – это последствие, в котором причиной выступает разрушение человечеством всего того, что было накоплено за тысячелетия: моральных устоев и ценностей, в том числе культуры, сооружений, самих себя. Человечество, совершенствуя технологии, открывает пути новым болезням, техногенным катастрофам, уничтожая самих себя. К сожалению, человек не знает лимита и готов открывать с каждым днем все новое и новое, наивно полагая, что это новое будет работать на него. При этом жертвовать человек готов многим: природой в целом – растениями (флорой) и животным миром (фауной), опять же, - самим собой, ставя опыты. Удивительно как человек может распоряжаться тем, чем в принципе, распоряжаться не имеет права. И прежде всего я говорю о природе. Человек – это хищник, существо эгоистичное.
Многие полагают, что за человеком наблюдают и контролируют его деятельность, не давая открыть что-то неизведанное, то, что отрыть нельзя. Если придерживаться этой точки зрения, то человечество будет развиваться до тех пор, пока не выйдет на путь открытия, способного уничтожить Наблюдателя. Кем будет уничтожено человечество в таком случае? Скорее всего, Наблюдателем, сдерживающим технологический рост и научное развитие.
Это вполне может оказаться правдивой точкой зрения, однако, верифицировать ее сложно. А вот последствия саморазрушения человечества налицо. Анализируя сложившуюся в мире ситуацию, экономические, экологические и социальные факторы, включая нравственно-культурные, и, задаваясь вопросом какой же из двух инстинктов сильнее, можно однозначно заключить: mortal instinct куда более развит у человечества, человек более руководствуется им, нежели инстинктом к жизни.

Отношение к статье

Многие могут заключить, что человек, написавший эту статью – пессимист, нечеловеколюб или даже Антихрист. Но это не так. Достаточно лишь открыть глаза, снять розовые очки и чистым взглядом посмотреть на мир, в котором мы живем: на соседей, на город, на интересы и приоритеты большинства людей. Достаточно посмотреть на бабушку, собирающую жестяные и стеклянные банки, потерявшую смысл жить, утратившую основной инстинкт к жизни; на молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики, уничтожающие их организм с их интересами к веселой, беззаботной и праздной жизни; на людей состоятельных, полагающих, что деньги решают все и готовых покупать на них все, то есть следовать своему принципу; на отчаявшихся затворников, уходящих в подземелье, а потом выходящих оттуда… Всех этих людей действительно жалко и объединяет их mortal instinct. Самое обидное состоит в том, что ничего нельзя поделать, кроме как позаботиться о самом себе, проявив жалкий зачаток увядающего и холодного инстинкта к жизни.

(Написано в 2005 году)


Рецензии