Цветописание в творчестве Виктора Пашкова

Цветописание в творчестве Виктора Пашкова.
Содержание:
1. Вступление. Моё понимание цвета в стихах Поэта.
2. Основная часть:
а). Цветописание в Поэзии.
б). Естественное выражение цветности в стихах Поэта.
в). Условное выражение цветности.
г). Производное обозначение цвета.
д). Контекстное выражение цветности.
3. Заключение.
«…какое согласие цветов, какое мирное,
покойное, и высокое наслаждение»
(Чёрный монах. А.П.Чехов)
Океан цвета и поэтический остров, созданные Виктором Пашковым. Над этими творениями Мастера бесконечная синева небесного океана…
Такими представляются мне в образном выражении произведения Поэта, собранные в электронную книгу.
Когда и с чего началось моё погружение в цветной мир стихов?
Отвечаю, не задумываясь: «После знакомства с его стихотворением «Разбуди меня завтра, Мама»
Стихотворение посвящается самому близкому человеку – Матрёне Андриановне Пашковой/Дрёминой, Маме-бабушке Автора.
Детские воспоминания, оформились в виде сказочной истории – фантазии мальчугана, который широко распахнутыми синими глазами доверчиво смотрит на открывшуюся перед ним красоту раннего утра.
Нет в строчках слов «синие глаза», но моё восприятие этого стихотворения в цвете основано на взгляде , по –детски наивном и восторженном, этого мальчишки. Нежностью и любовью переполнен его взгляд.
В своём стихотворении – отклике на это произведение Автора я отразила «цветное» прочтение.
« Ты разбудишь меня утром рано.
Полыхнёт ВАСИЛЬКОВАЯ даль »
( Ты разбудишь меня утром рано. Светлана Климашова Дерягина)
Так сформировалось моё представление в целом о двадцати оттенках синего цвета, в который «окрашена» Поэзия Автора.
Цвет жизни, цвет духовности. Один из основных семи цветов спектра.
Что касается Поэта, он «рисует» свои стихотворные картины не только мыслью, словом, но и «раскрашивает» их, используя радужные цвета, их тёплые и холодные оттенки.
Нет безвкусицы, нет «лубка», есть тонкий вкус Автора, сдержанность в использовании красок, есть великолепно исполненные полотна, помещённые в 7позолоченную раму таланта.
Окрашенность сюжета, фона, слова встречается не только в стихах пейзажной лирики. В каждом стихотворении, будь то философская лирика, любовная лирика, Поэт передаёт своё настроение, характер героя, пейзаж, в том числе и через цвет.
Поэт видит мир, глубоко проникая в его проявления. В различной цветовой гамме, имеет возможность одним словом передать цветность стихов и настроить психологически на понимание мысли, вложенной в это стихотворение.
Например:
« … тень в сумерках
и запах
ЧЁРНЫХ
роз…»
( Ни слова в оправданье, ни мольбы.)
Передана печаль.
(Выделение крупным шрифтом везде моё.)

Восторг, радость от прекрасного зимнего дня выводит Автор красками белого цвета в стихотворении «Куржак»
«Туман развесил БЕЛЫЕ узоры…»

Цветописание. Само это слово кажется нереальным по отношению к Поэту и его творчеству.
Тем не менее, Поэт творит , вольно или невольно, используя разные способы работы с богатой палитрой.
«Рисовать словами» можно по – разному.
Просмотрев внимательно стихи, поделила на четыре категории отношения Поэта с семью цветами спектра и их оттенками.
1 категория. ЕСТЕСТВЕННОЕ выражение цветности при помощи прилагательных.
Рассмотрим на примерах.
Из опубликованных стихов выбрала 93 стихотворения, которые отнесла к этой категории цветописания.
Преобладает прилагательное «БЕЛЫЙ». Встречается 28 раз.

Стихотворение «Нет, не люблю тебя, как прежде»
«Остался переплёт и пепел.
Горит последний БЕЛЫЙ лист»
Прилагательное выражает признак предмета.

«Кресты. Остатки свеч. И люди»
«…И БЕЛЫМ воском напишу ему стихи».
Прилагательное выражает чистоту намерений героя стихов в разговоре с Богом.

К белому цвету относятся его оттенки: СВЕТЛЫЙ ( встречается в стихах 17 раз), СМУГЛЫЙ (1 раз), ПРОСВЕТЛЁННЫЙ (1раз), БЛЕДНЫЙ (2 раза), БЕЛЁСЫЙ (1 раз).

«Выживали в суматохе СВЕТЛОЙ части дня,
у свечи, встречаясь ночью, жили у огня,…»
(Не чадит свеча, сгорая )

Нередко прилагательное СВЕТЛЫЙ, отображая цвет, характеризует кого-то или что-то.

Например, для характеристики героя стихотворения «Не скрипят качели в парке», посвящённого Потанину Виктору Фёдоровичу, Автор говорит о нём не просто как об умном и талантливом человеке, а употребляет выражение «светлый ум».
«Перевёрнут наизнанку
ветхий старенький костюм,
но в алмазную огранку
сердце прячет СВЕТЛЫЙ ум»
Светел образ героя, светлыми красками «играет» стихотворение.

Прилагательное ЧЁРНЫЙ встречается 15 раз. Воспринимается психологически как символ ночи, темноты, траура, печали.
Чёрный цвет выразил негативное отношение Автора к действительности. Его сожаления о жизни, которая прошла, по его мнению, не так , как хотелось бы. Отсюда и настроение.

«Боже мой, мы не жили, а прожили.
Жизнь прошла, как декабрьские дни.
Ночи длинные с ЧЁРНЫМИ рожами
Запугали,- попробуй, усни»

СИНИЙ цвет ( 7 раз встречается) имеет авторское прочтение в некоторых стихах, что говорит о необыкновенно глубоком погружении Поэта в ткань стиха и его особенное цветописание.

«Не хочу расставаться с осенью,
с СИНИМ запахом прожитых дней»
Интересная трактовка цветности осенних, любимых дней Поэта. Запах имеет цвет и даёт возможность представить осень не только в золотых или серых красках, но ещё и «с синим запахом».

Не раз встречается в стихах багровый (багряный) цвет(4 раза). Это всегда тревожащий
оттенок красного цвета. Поэт щедро окрасил им стихотворение "День позади. От суток часов восемь", добавив многоговорящее слово "кровь" в текст.

"Закат грустит и красит кровью небо, -
багряная заря к ветрам и на беду.
Всё, чем живу, возьму туда, где не был,
пересекая сводную черту. "

Остановлюсь на этом, хотя могу ещё называть цвета и оттенки,которыми манипулирует Автор.
Перейду ко второй категории. УСЛОВНОЕ выражение цветности.
Автор через образы окрашивает своё произведение.
Рассмотрим примеры. Стихотворение «Надоело любить и влюбляться»

Интересно в красках представил Поэт времена года и не просто времена года, а изменчивость в характере образа «незнакомой женщины», как он назвал Россию.

«То в брюнетку
окрасишься к лету,
то в блондинку _
к началу зимы»

Видятся зимние, холодные краски и летнее многоцветье.

Третья категория. ПРОИЗВОДНОЕ обозначение цвета.

Поэт использует другие части речи (глаголы, существительные) для того, чтобы в стихотворении появился цвет, а картина стала более насыщенной и привлекла внимание читателя.

Приведу примеры.

Стихотворение «Вечереет».

«СЕРЕБРО луна бросает
Плату щедрую реке.
Лай далёкий затихает
И дрожит рука в руке»
Видится серебряная лунная дорожка на поверхности воды, которая украшает великолепие вечера.

Стихотворение «Мы простились в телефонном разговоре».

«Мы простились в телефонном разговоре,
До конца не осознав своих потерь.
В интонации не чувствуется горя –
Только вечер как-то сразу ПОТУСКНЕЛ»
Глагол « потускнеть» придаёт оттенок скучной серости, окрашивая вечер в грустные тона расставания.

Четвёртая категория. КОНТЕКСТНОЕ воспроизведение цвета в стихах.

Пример такого произведения я привела в самом начале статьи.
Это одно из самых прекрасных стихов Автора «Разбуди меня завтра, Мама». Здесь моё видение цвета, моё впечатление от прочитанного.
Другие читатели могут увидеть свою гамму цветовых оттенков.

Так и в стихотворении «Февраль. В квартире холодно. Морозит»
Его я вижу в сером тусклом свете. Всё дело в описании событий и в настроении героя стихотворения.

Заключение.
Не «потускневшие краски и не пустоцвет в душе» вижу я в стихах Поэта. ( Из стихотворения «Насмотрелся я действительности вдоволь»)
Не всегда «покойны» его стихи, возвращаюсь к словам А.П.Чехова из эпиграфа, но какое великое, ни с чем несравнимое наслаждение получаю от чтения богато насыщенных мыслью, словом, цветом стихов Поэта.
Библиография В.Пашкова.

1. Разбуди меня завтра, Мама. http://www.stihi.ru/2014/03/17/14
2. Ни слова в оправданье, ни мольбы. http://www.stihi.ru/2015/07/03/8226
3. Куржак. http://www.stihi.ru/2014/12/27/8580
4. Нет не люблю тебя как прежде.
http://www.stihi.ru/2013/06/27/2371
5. Не чадит свеча сгорая.
http://www.stihi.ru/2015/04/12/1431
6. Не скрипят качели в парке.
http://www.stihi.ru/2016/09/08/1526
7. Не хочу расставаться с осенью.
http://www.stihi.ru/2016/03/06/18
8. Надоело любить и влюбляться.
http://www.stihi.ru/2015/12/14/3289
9. Bечереет. http://www.stihi.ru/2013/06/23/3297
10. Мы простились в телефонном разговоре.
http://www.stihi.ru/2014/08/25/7916
11. Февраль. В квартире холодно.Морозит.
http://www.stihi.ru/2018/09/15/1553
12. Насмотрелся я действительности вдоволь.
http://www.stihi.ru/2018/07/06/5944
13. День позади. От суток часов восемь.
http://www.stihi.ru/2018/06/01/1789

СветланаКлимашова Дерягина.


Здравствуйте, Светлана!
Благодарю Вас за профессиональное исследование работ!
Поблагодарив, думаю, что ещё могу сказать или сделать для Вас
за Ваш труд и отвечаю себе - не знаю. К сожалению, автор работ ни разу
не видел в живую автора исследования, ни разу не слышали голос друг друга,
но разве это важно, если есть то связующее, которое гораздо объёмнее и содержательнее
перечисленного неосуществлённого - их работы. Безусловно то, что видит Ваш профессиональный
взгляд филолога, не каждый увидит и услышит, но и Вы бы этого не услышали, если бы душа не хотела трудиться.
Потому, считаю, что любой человек, искренне читающий с открытыми душой и сердцем, поймёт и увидит своё.
Писать - изматывающий труд, но приятен, когда чувствуешь, что получилось, зазвучало, горит ясным огнём.
Это бывает так редко, что хочется написанное уничтожить, уйти навсегда из ада переживаний - тогда останется одно,
а это, во-первых, рано, во-вторых, православие не позволяет - остаётся мучиться, понимая, что написано плохо, но есть время
доработать, дописать, отредактировать. Светлана, простите за рассуждения - посчитал необходимым объясниться именно так.
Берегите себя - опасно! Вчера разговаривал с родственницей, она врач-педиатр, переболевшей коронавирусом, - это крайне серьёзно.
С уважением и признательностью, Виктор Пашков.


Рецензии
Цветописание - это мне ново,
И тут дана к пониманью основа,
А для исследований множество сил
Вами потрачено. Цвет приносил
И украшение строк, и звучанье,
Цветом окрашено даже молчанье...
СВЕТЛАНА, ОЧЕНЬ ВАМ БЛАГОДАРЕН ЗА ОСВЕЩЕНИЕ ЭТОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ. НЕ ТАК ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ЧИТАТЬ ПРО СОЧЕТАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЦВЕТА СТРОК. КАК ВЫ УСПЕШНО ЭТО СДЕЛАЛИ!!! ОЦЕНКА ВИКТОРА ПОЭТОМУ И СТОЛЬ ВЫСОКА!!!

Николай Вершинин 2   11.09.2022 14:55     Заявить о нарушении
С большим удовольствием , Николай, занималась этой работой. Для меня представляет огромный интерес- пересчитать и перечувствовать каждое слово в стихах Виктора.
Добрый Вам вечер!

Светлана Климашова Дерягина   11.09.2022 20:24   Заявить о нарушении
Утро доброе Вам, Светлана!
И это отлично, что такой настрой!!!

Николай Вершинин 2   12.09.2022 05:09   Заявить о нарушении
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.