Имя на поэтической поверке. Татьяна Кузовлева

   С конца 80-х годов прошлого столетия, замечательная русская поэтесса Татьяна Витальевна Кузовлева, была последовательной сторонницей обновления страны.

  В 1989 году вступила в «Апрель» - всесоюзную ассоциацию писателей в поддержку перестройки. Ассоциация «Апрель» выпускала свой альманах, литературно-художественный и общественно-политический, с таким же названием.

Вот гражданственное стихотворение Татьяны Кузовлевой из альманаха «Апрель» №3 за 1990 год
    
       ***

На пядь оттаянной земли –
Четыре пяди сном окутаны.
И так отчётливы вдали
Избушки с крышами лоскутными.

Неряшливых сараев ряд –
В покорности и безответности.
Какой хозяйственный подряд
Нас выведет из бедности?

Какой пророк укажет путь
К духовной и гражданской цельности?
Поймём ли мы когда-нибудь,
Как наша жизнь сегодня ценится?

Как, разобрав своё житьё,
Я поняла – признаться совестно! –
Долготерпение моё –
Беда моя, а не достоинство.

   Татьяна Витальевна Кузовлева родилась 10-го октября 1939 года, Москва, русский поэт, переводчик, публицист. Член Союза писателей СССР –(1966-1991), Союза писателей Москвы с 1992 года, главный редактор литературного журнала «Кольцо «А»» (1993-2013).

   Секретарь Союза писателей Москвы, член Русского ПЕН-центра, редакционного совета журнала «Юность», русскоязычного еженедельника «Панорама» - Лос-Анджелес, США. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, с  1998 года.

  Отец – Кузовлев  Виталий Александрович – инженер, педагог, автор популярного в пятидесятые годы учебника, по технической термодинамики. Потомок дворянского рода из Тульской губернии.

  Мать – Кузовлева Валентина Ивановна – чертёжница, художник-плакатист, дочь художника и реставратора Ивана Тарасова.

Раннее детство Татьяны пришлось на Великую Отечественную войну. Активное формирование личности выпало на хрущёвскую оттепель.

   После окончания школы Татьяна зарабатывала стаж для поступления в институт учеником младшего редактора в техническом издательстве.
Первые публикации – с 1960 года – появились в газетах «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Литературная газета», в журналах «Юность». «Молодая гвардия», «Октябрь», «Смена».

  В начале творческого пути была поддержка поэтами Михаилом Светловым и Борисом Слуцким.

  Вот что писал о начинающей поэтессе Михаил Светлов в газете «Московский литератор» в 1962 году:

  «Редко бывает. Чтобы я был уверен в молодом поэте на сто процентов. Но вот я прочёл стихи Кузовлевой, и её незнакомое имя сразу стало мне близким.

  Обычно, прочитав рукопись, я возвращаю её молодому автору, ссылаясь на то, что на моих книжных полках не хватает места. Но сегодня я попрошу Кузовлеву оставить мне тетрадь её стихов, чтобы я мог порадовать ими своих товарищей. Глубокая мысль и настоящее ощущение – вот что привлекает меня в стихах Татьяны».

   В 1963 году. Татьяна Витальевна была участницей IV  Всесоюзного совещания молодых писателей. Училась на историческом факультете Московского Государственного Педагогического института  (факультет истории на английском языке 1964-1967).

  С Литературным институтом отношения у Татьяны Кузовлевой не  сложились. На экзамене по советской литературе её « завалил» некто, из экзаменационной комиссии, по фамилии Пухов.

  «Завалил» за то, что она неправильно назвала, по его вопросу, на память, цвет обложки поэм советского классика Василия Фёдорова,  - Пухов откровенно признался впоследствии,  из-за тёмных волос принял Татьяну Кузовлеву за еврейку.

   Кстати, я, имея эту книгу, посмотрев на неё, сразу точно определить, не могу: толи стального цвета, толи серого - обложка.

  Татьяна Кузовлева не жалела о непоступлении в Литературный институт. Будучи членом Союза писателей, окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М.Горького в 1971 году.

  Стихи Татьяны Кузовлевой стали печатать в журналах «Новый мир», «Знамя». «Дружба народов», в газетах и журналах многих стран. Автор свыше 20-ти книг Татьяна Кузовлева относится к тому легендарному литературному поколению, которое мы привыкли называть «шестидесятниками».

Стихи Татьяны Витальевны просты и правдивы:

       «Хлеб»

Ровесники нелёгких лет страны –
Её лишений, мужества. Победы, -
Мы измеряем памятью войны
Сегодняшние радости и беды.

И хоть длинней с годами этот мост,
Жизнь по нему ведёт нас и доныне.
Птенцы из разорённых горем гнёзд,
Росли мы на жмыхе да на мякине.

Не слышали о холе и тепле.
И потому – иным на удивленье –
На свежий хлеб, лежащий на столе,
Доныне мы глядим с благоговеньем.

Торопимся горбушку отломить,
Чтоб всех, с кем мы живём под общим небом,
От всей души
Досыта накормить
Священным и незаменимым хлебом.

На шаг, не отступая от идей,
Которым беззаветно служим сами,
Мы измеряем
Доброту людей
Готовностью
Делиться хлебом с нами.

   В 1993 году, Татьяна Кузовлева, организовала совместно с мужем, поэтом Владимиром Савельевым, литературный журнал «Кольцо «А»», в качестве органа Союза писателей Москвы. С момента выхода первого номера в течение 20 лет была главным редактором журнала, выпустила 90- номеров журнала.

Татьяна Витальевна переводила стихи национальных поэтов СССР. в том числе с казахского – Марфуги Айтхожиной и Акуштап Бактыгереевой, молодой ногайской поэтессы Кадрии Темирбулатовой, с Дагестана, трагически погибшей в тридцатилетнем возрасте, а также несколько книг таджикской поэтессы Гулрухсор Сафиевой.

Расул Гамзатов посвятил Кадрие Темирбулатовой одноименное стихотворение. Вот отрывок из него:

«Кто, на жизнь молодую позарясь,
Смог злодейства исполнить приказ,
Не стекляшки ли чёрная зависть
Погубила бесценный алмаз?

Черноброва, тонка, смуглокожа,
Сделав сёстрами звёзды ночей,
Ты была на японку похожа
Азиатским разрезом очей».

  Кадрию убили и обугленное тело нашли в ванне, в её квартире, в Махачкале, 30 июня 1978 года. Самая распространённая версия, которую периодически можно услышать, - это зависть коллег.
  Перед тем как Кадрию убили, её дом за месяц, до этого, ограбили. Это было предупреждение для неё. Украли всё: золото, даже одежду. Ей нечего было надеть на работу. Соседка одолжила ей свою.

Друзья считают, что убийца был из круга её знакомых. Молодая девушка не стала б впускать в дом незнакомца.

Она была на взлёте, у неё книга выходила за книгой. Её переводили не только  на языки Дагестана, но и на турецкий, грузинский, казахский, каракалпакский. Кадрия Темирбулатова блестяще окончила Литературный институт имени А.М.Горького.

И этого всего, Кадрия Темирбулатова, 1948 года рождения, добилась к 30-ти годам. Более того, она – представитель нетитульной нации, с азиатской внешностью – должна была представлять Дагестан на международном студенческом фестивале на Кубе, в Гаване.
Зависть, конечно свойственна людям, особенно в творческой среде. И зависть способна довести до заказа убийства конкурента. Убийц не нашли, расследование её гибели не продвинулось ни на йоту. Прошло почти 42 года, со дня зверского убийства.

   На стихи Татьяны Витальевны написаны песни:

«Этот город называется Москвой…», «Синее небо России», «Не ласточка кричит»,«И вновь дурман цветущей липы»,«Четыре имени»,«Ты меня береги»,«Это снова сентябрь…»,«Сияет март…»

Татьяна Витальевна, христианка, придерживающаяся, по её признанию, экуменических, объединительных идей между религиями и людьми.

   В 2003 году, Татьяне Кузовлевой посчастливилось побывать в Израиле в составе миссии «Христиане в поддержку Израиля»,  в которую, наряду с представителями русской православной церкви, старообрядческой и церкви русского зарубежья, религиозными писателями и философами, были приглашены несколько светских поэтов, учёных, художников.

В Иерусалим приехало пять тысяч христиан из 65 стран мира, среди которых оказалось более тридцати россиян.

  Паломничество на Святую землю стало возможным благодаря инициативе Благотворительного фонда Михаила Чёрного, образованного после теракта в дискотеке «Дольфи» 1-го июня 2001года, в результате которого погиб 21 человек и 120 было ранено, большинство молодёжи, выходцев из России.

  Теракт, осуществил террорист-смертник из организации «Хамас», с поясом шахида, подорвавший себя в толпе подростков, у входа в клуб-дискотеку на набережной Тель-Авива.

Миссия проходила с 8-го по 13 –го октября, в дни весёлого праздника Суккот (праздник Кущей).

Недельное пребывание в Иерусалиме, поездки по стране, многочисленные встречи, марш мира, в количестве 5-ти тысяч паломников, со всех стран мира – всё это было незабываемо.

  Что, Татьяну Витальевну впечатлило, по её рассказу, это необыкновенная любовь израильтян к своей, обагрённой потом, слезами и кровью Родине.

И пантеон, мемориальный комплекс, воздвигнутый в память о полутора миллионах еврейских детей, убитых фашистами.

И шесть свечей, трепещущих в полной мгле, в зеркальном преломлении создающие иллюзию полутора миллионов оборванных детских жизней, скорбный метроном, бесстрастный голос невидимого диктора, объявляющего имя каждого ребёнка, возраст и место казни, забыть такое, я убеждена, не в силах никто.

Это потрясение наполнила высоким смыслом то, ради чего мы оказались в Израиле в те дни. Оно перевернуло души и заставило сердца биться в унисон колеблющимся бессмертным огонькам. Эти свечи должны гореть вечно. Мы должны научиться защищать детей.

Потрясение, испытанное Татьяной Кузовлевой было при посещении мемориального комплекса в память погибших в годы Второй мировой войны еврейских детей, навсегда вросло в душу поэтессы и осталось в ней не затихающей болью…

       ***

Поверь, Иерусалим:
Была моя бы воля,
Губами бы сняла
С твоих камней слезу.
Здесь вертикаль любви
С горизонталью боли
Образовали крест,
И я его несу.

Я знаю, хрупок мир
И вечность ненадёжна,
И не точны слова,
И уязвима плоть.
Но истина одна
Светла и непреложна –
Одна у нас Земля,
Один у нас Господь.

Прости, Иерусалим,
Я вряд ли вновь здесь буду,
Но будут жечь меня
На северных ветрах
Жар полдня твоего,
Твоей ночи остуда
И за твоих детей
Неистребимый страх.

  За свою плодотворную деятельность и вклад в российскую литературу, Татьяна Витальевна Кузовлева была награждена:

- Почётная грамота Президиума Верховного Совета Казахской ССР -1980 год.

- Орден «Знак Почёта» - 1984 год.

- Заслуженный работник культуры Российской Федерации – 1998 год, за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу.

- Премия журнала «Огонёк» - 1986 год.

- Премия Союза писателей Москвы «Венец» - 2000 год.

- Премия имени Анны Ахматовой журнала «Юность» - 2008 год.

  Семья: муж Савельев Владимир Семёнович (1934-1998), поэт, переводчик, прозаик. С 1992 по 1998 год, секретарь Союза писателей Москвы. Дочь – Савельева Ольга, 1965 года, поэт, переводчик, член Союза писателей Москвы.

  Татьяна Витальевна, в духе «шестидесятников», всегда бралась за трудные темы общественной жизни в своих стихотворениях и предельно ярко и убедительно раскрывала их читателю, как и в этом случае, об опасности для цивилизации, международного терроризма:

       «Последний пассажир»

Когда почти сомкнулись двери,
Когда он думал: «Всё… Предел…»
Он втиснулся в вагон, не веря,
Что успевает, что успел.

Плечами помня тяжесть створок,
Он с теми чувствовал родство,
Чьих судеб разномастный ворох
Дышал и жил вокруг него.

Он общей воле стал послушным,
Он вжат спиной был в чью-то грудь,
И он не мог в пространстве душном
Ни шевельнуться, ни вздохнуть.

Но был уже запущен счётчик,
Был смертник со взрывчаткой слит,
И был в десятках судеб прочерк
Числом сегодняшним закрыт.

И всё, что жило и дышало,
В своё вкорежило нутро
Волна огня, волна металла,
Вагон взорвавшая метро.

И я клонюсь главой повинной –
Бедны прощальные слова.
И в ряд становятся единый
Париж, Иерусалим, Москва,
Нью-Йорк –
         те города, где Дьявол
Смог в души слабые вдохнуть
Ту злобу без границ и правил,
Какой в веках заказан путь.

…Пусть крик утихнет в сердце глухо,
Пусть память вычислит пробел,
Но как мне вытравить из слуха:
- Я успеваю!.. Я успел!..

Верная идеалом молодости, Татьяна Витальевна Кузовлева и в наши дни занимается поэтическим творчеством и является членом редколлегии журнала «Юность».

Из поэтического наследия Татьяны Кузовлевой.

       ***
Уже всё сказано – и как!
Есенин, Блок и Пастернак.
Корнилов. Луговской. Корнилов.
Зачем же,
Плотно локти сдвинув,
Ты до утра не спишь, поэт?
Куда тебе тягаться с теми…
Но это Время –
Наше Время –
Кто выразит,
Когда их нет?

Из чьих сомнений и прозрений
Доткётся полотно мгновений,
Любви и смерти полотно?
И нас иное сменит племя.
Но Время –
Будущее Время –
Без нас не сбудется оно.

       ***
Откуда это всё, теперь в народе,
Как он сложился этот странный ряд:
Жить в рабстве, рассуждая о свободе,
Вперёд стремиться, а сползать назад…

Откуда это всё:
Высоты духа,
Там, где черта последняя видна,
И эта окаянная разруха,
В которой ныне мечется страна…

Откуда это всё?
В тебе, в мужчине,
Ищу ответ я и не прячу глаз.
И в женщине, во мне, откуда ныне
Всё то, что так разъединяет нас?

И кто ещё – дотошно и оплошно –
В себе бы мог так распинать Христа,
Жить будущим,
И тосковать о прошлом,
И строить – в мыслях – лобные места…
1990 год.

       «Старики»

В одежде ветхой, с тёмными кошёлками,
Со мглою катаракт и глауком,
С отёчными, сухими, серо-жёлтыми,
С одышкою, шажком, почти ползком.

Улыбчиво, отзывчиво, без вредности.
Обидчиво, сварливо. День за днём.
На пенсию, что за чертою бедности.
Перед чертой, где ни души кругом.

Изношены. Использованы. Выжаты.
Унижены. Забыты. Не нужны.
За прошлое своей страны – пристыжены.
За собственные беды – прощены.

Мешается с землёй трава опавшая,
Всё сызнова. Преемственность. Родство.
Великая, и горькая, и страшная
История народа моего.

      ***

         Нет, ты полюбишь иудея…
                О. Мандельштам.

А из того, чем я владею,
Не в такт спеша, не в лад дыша,
Глубокой раной иудея
Поражена моя душа.

И я понять бесплодно силюсь:
За что, за чьи навет и ложь,
Мучительно любя Россию,
Ты в пасынках при ней живёшь.

И от неё не ждёшь защиты.
Но, презирающий испуг,
Ты иронично и открыто
Глядишь на эту жизнь вокруг.

Своих гонителей не судишь.
Бог не простит – так ты простишь.
Но ничего не позабудешь
И в гены боль свою вместишь.

       ***

Нелюбимые дети страны,
Мы с рожденья живём не по средствам,
Чувство долга и чувство вины
Испокон принимая в наследство.

Так и кружимся в этом кругу,
Только совесть бессонно взывает:
В чём виновны? Пред кем мы в долгу?
Долг растёт – и вина прибывает.

За спиною - война и Гулаг,
А дорога над бездной провисла.
Мы не можем решиться никак:
Жить по лозунгу или по смыслу?

А найдётся разумник шепнуть:
- Ремешки затяните потуже! –
Мы ответ:
- Проживём как - нибудь,
Перебьёмся, бывало и хуже!

И опять потекут чередой
Золотые года, дорогие.
Сколько нам ещё
Мерить нуждой
То, что мерят достатком другие?

       ***

Что гордыня?
Пред кем мне гордиться?
Перед тем, кто в колымской земле?
Перед тем, кто сумел возвратиться,
По огню отшагав по золе?

Перед тем, кто эпохой был выжжен?
Перед тем, кто был загнан в пути?
Перед очередью, где бесстыже
Со служебного входа идти?

Иль пред тем, кто, ловчить не умея,
Греет плечи худым пальтецом?
Иль пред бледною кухонной феей?
Иль пред старцем с землистым лицом?

Я родня им.
Того же я званья.
Ту же я составляю семью.
Это их оплатили страданья
Столбовую дорогу мою.

Потому и гляжусь непарадно,
Что, повергнута в общий уклад,
Я усвоила горькую правду:
Тот, кто совестлив, -
Тот виноват.


Рецензии
Лев, спасибо Вам за визит на мою страничку, благодаря которому я узнаю много нового о своих любимых поэтах! Храни Вас Господь! С уважением. Зоя

Зофья Поплавская2   04.12.2020 00:43     Заявить о нарушении
Благодарю, Вас, Зофья, за доброе слово.Заходите на сайт - буду рад.Надеюсь и верю -количество любимых поэтов у Вас - значительно прибавится после этого.Прочтите биографии, если позволит время, Светланы Сырневой, Лариссы Андерсен, Аркадия Кутилова, Николая Туроверова,Германа Плисецкого.Из талант и боцовские качества по жизни Вас покорят.С уважением! Лев.

Лев Баскин   05.12.2020 03:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.