3. Одессит, моряк-герой войны и Высоцкий

3. Одессит, моряк-герой войны и Высоцкий.



     Народной молвы, десятилетиями гуляющей по просторам страны о таком совпадении было не счесть…Только по времени, до развала Союза… Были живы фронтовики…
Наступило время перемен, снова революция. Что было завоёвано в боях при советской власти, подверглось пересмотру… Герои назначались другие.
Но что – то нетленное остаётся, жизнь и подвиг Маринеско и песни о войне Высоцкого,  людях в ней.
Анализ текста песни «Подводная лодка», так и хочется дописать,… Маринеско…
Действительное назначение строк текста, уникальный подтекст поэта, пушкинской манеры.


Сыт я по горло, до подбородка —                нотациями, воспитательными речами за поведение 
Даже от песен стал уставать, —                звон бокалов, водка, женщины, карты, гитара
Лечь бы на дно, как подводная лодка,            чтобы не искали, не заставляли, не требовали
Чтоб не могли запеленговать!                не могли засечь…

Друг подавал мне водку в стакане,                пьём: «За друзей, братов!», «За моряков!»
Друг говорил, что это пройдет,                помянем всех наших флотских и станет легче
Друг познакомил с Веркой по пьяни:             ушёл в загул…, война, как последний день
Верка поможет, а водка спасет.                от себя не уйти, от судьбы тоже

Не помогли ни Верка, ни водка:                тоска фронтовых будней и снова в поход
С водки - похмелье, а с Верки - что взять!     счастье моряка в скитаниях, хоть день да мой
Лечь бы на дно, как подводная лодка, —       от трибунала найти уединение в морской глубине
И позывных не передавать!                затихнуть и помечтать: «Чтобы не было войны!»

Сыт я по горло, сыт я по глотку —                опять командир флота воспитывает, не пей…
Ох, надоело петь и играть, —                от всего стал уставать, даже от речей
Лечь бы на дно, как подводная лодка,             хвалебных и ругательных
Чтоб не могли запеленговать!                от жизни…
    
     В прошлом веке ходила такая байка по умам… Политработники флота так достали нравоучениями Маринеско, что он будучи под «шафе», один без команды, сам себе скомандовал: «Погружение» и ушёл с лодкой на дно. «С – 13», стояла у причала… Проспал сутки, отрезвел, всплыл…
А сопровождением этого случая, (так до сих пор и неизвестно, возможно это было правдой) и были строки двустишия из песни Высоцкого,
«Лечь бы на дно, как подводная лодка,          
Чтоб не могли запеленговать!»
     Александру Ивановичу Маринеско многое прощали… Война. Нестандартность мышления, непредвиденные решения, необычные поступки, командование флота восхищались, хватались за голову, переживали и восторгались, и грозились трибуналом. Похождения и загулы прикрывали  на уровне высоких командиров.
Моряки лодки бастовали, узнав, за прегрешения командир отстранён от похода.
Учебные нормативы командой всегда выполнялись не просто на «отлично», выше проектной возможности лодки, выше человеческих возможностей. Погружение за секунды, такого для подводного судна было не предусмотрено, а команда Маринеско делала, во время боевых действий навыки особенно пригодились.

     Высоцкий и Маринеско, их поведение в жизни и песня поэта… Один в один.
Действительное содержание песни в армии той страны, прошлого века знали. Знали, что она военная… Каждой строкой, в песне герой – моряк, командир подводной лодки, знаменитой «С – 13», одессит Маринеско А.И.
Популяризация песни была сокрыта по идеологическим причинам. Надо же! Автор – Высоцкий и герой строк – Маринеско, любители погулеванить… Поведение не примерное, даже вредное.

Вторая причина. До 1965 года, Запад, даже не Германия, как могли, скрывали гибель  корабля "Вильгельм Густлофф".  Потопленный торпедами подводной лодки «С – 13», командиром был капитан 3 ранга, Маринеско А.И.
Тайны лайнера были мистически загадочными, необычный груз. Только в год 20-летия Победы, неполный рассказ об этом был опубликован в центральной печати.

     Маринеско умер в конце 1963 года, Высоцкий написал песню в 1964 году. После смерти героя, молвы, слухов, было не счесть и в гражданском обществе. О военных, особенно военных моряках, говорить нечего! Подводники скорбили и праздновали…, страна заговорила о закрытых страницах истории войны. Мгновенно откликнулись прозаики и поэты. Высоцкий пишет «Подводная лодка», «Штрафные батальоны», другие откровения в стихах, что подтекстом, а и что, как оно было,

«Все срока окончены
А у лагерных ворот
Что крест-накрест заколочены
Надпись: «Все ушли на фронт»

Фронтовичка – поэтесса, Юлия Друнина, с жёсткой  откровенностью слова правды о войне… На 20 лет Победы, почти громко можно было обсуждать. Люди декламировали, было и шептались, сострадали словам из текста её знаменитого стихотворения 1944 года «Комбат».

«Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули —
Всегда стрелял без промаха комбат.
-----
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.
-----

За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!»
               
     … После 1965 года, парада Победы, а фактически сразу после смерти Маринеско в конце 1963 года, западногерманская пресса накинулась всеми возможностями журналистов, очернить имя командира подводной лодки «С – 13», потопившей в конце войны лайнер «Вильгельм Густлофф». На весь мир объявила Маринеско, ни больше – ни меньше,  «военным преступником»?!… Посягнул, посмел…
Лицемерия немцев не было предела, кто на кого напал в 1941 году, СССР только защищался.
Ларчик, оказалось, открывался просто, в ФРГ к власти пришли нацисты, реваншизм стал политикой страны.

«Четвёртый рейх… политическое образование с идеологией национал-социализма, которое рассматривается как преемник Третьего рейха…
 Впервые термин «Четвёртый рейх» появился в 1960-х годах в связи с тем, что канцлер ФРГ Курт Кизингер работал в прошлом в министерстве пропаганды Третьего рейха, как и ряд других крупных политических фигур Западной Германии того времени, которые также были связаны с Третьим рейхом. По мнению их политических противников, они проводили политику, направленную на реабилитацию национал-социализма.
 
Германия…Четвёртый рейх… Под этой трактовкой подразумевается восстановление власти национал-социалистов в самой Германии, обретение ею статуса ядерной сверхдержавы и последующее восстановление территории Германии в её границах по состоянию на 1937 год с использованием угрозы применения ядерного оружия».

     «Атака века», такое название - определение было дано Западом, потопление подводной лодкой Маринеско, гордости гитлеровской Германии, (товаро) – пассажирского судна «Вильгельм Густлофф».

«В те дни Красная армия стремительно продвигалась на Запад, в направлении Кенигсберга и Данцига. … 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: "Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти". Офицеры получили приказ передислоцировать курсантов-подводников и их военное имущество…

Готенхафен стал для многих беженцев последней надеждой - здесь стояли не только большие военные корабли, но и крупные лайнеры, каждый из которых мог взять на борт тысячи беженцев. Одним из них и был "Вильгельм Густлофф", который казался немцам непотопляемым. Построенный в 1937 году, великолепный круизный лайнер с кинотеатром и плавательным бассейном служил гордостью "Третьего рейха", он призван был продемонстрировать всему миру достижения нацистской Германии. Сам Гитлер участвовал в спуске судна, на котором была его личная каюта…

30 января 1945 года "Густлоф" вышел в своей последний рейс из Готенхафена». О том, сколько на его борту было беженцев и военных, данные немецких источников разнятся.

     Из инета возьмём такие данные.
«918 военных моряков, 373 из женской вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских моряков) и 4.424 беженца. Всего 6.050. Кроме них, внесенных в списки, на борт «Густлова» удалось попасть еще до 2 тысяч беженцев. Всего было спасено 876 человек. Погибло 16 офицеров учебной дивизии подводных сил, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также раненые военнослужащие. Таков военный урон, нанесенный потоплением «Густлова».

«… Маринеско топил военный корабль, и нет его вины в том, что он потопил корабль с беженцами. Огромная вина в трагедии лежит на немецком командовании, которое руководствовалось военными интересами и не думало о гражданских людях.

Дело в том, что "Густлофф" вышел из Готенхафена без должного сопровождения и раньше запланированного срока, не дождавшись кораблей охранения, поскольку надо было срочно перебросить немецких подводников из уже окруженной Восточной Пруссии…, в свой последний рейс корабль ушел не как госпитальное судно, а как военный транспорт, окрашенный в серый цвет и оснащенный зенитными орудиями».
 
«На "Густлоффе" погиб цвет немецкого подводного флота - 3700 моряков, которыми можно было бы укомплектовать от 70 до 80 подводных лодок. Эта цифра, взятая из сообщения шведской газеты "Афтонбладет" от 2 февраля 1945 года».

     С 1965 года разразились стенаниями и поныне, вслед за нацисткой партией, пришедшей к власти в ФРГ,… либерально – примиренческая – пораженческая прослойка в Союзе – диссиденты…Маринеско потопил несчастных беженцев вместе с военными и «Густлоффым».
Беженцы были прикрытием, проверенная тактика гитлеровцев. Куда бежали беженцы, если полное окружение? Ещё одна загадка…


… Одессит – подводник знал, как в начале войны фашисты издевались над беженцами т\х «Армения». Он и команда подводной лодки «С – 13», конечно же не знали о беженцах на судне, да и вряд бы остановило их, топить военный, оснащённый оружием транспорт. Цель и залп торпедами по классике боя! Ниже ватерлинии, борт, корма и бак тремя торпедами и  МЕСТЬ за чисто санитарное судно «Армения».


«В начале ноября 1941 года теплоход «Армения», забрал из Севастополя несколько тысяч эвакуировавшихся горожан, однако 7 ноября подвергся атаке немецких самолётов. Теплоход стремительно затонул, спастись удалось единицам. Число погибших, по разным оценкам, составило до 10 тыс. человек…унесший в пять раз больше жизней, чем «Титаник».

Санитарное судно по Конвенции неприкасаемо, было разбомблено немецкими самолётами целенаправленно, специально… Унижение, устрашение, повиновение Советов перед Великой Германией. Огромные красные кресты украшали теплоход по бортам и на палубе. Флаг Красного Креста не помог…
Немцы знали, часть раненных на теплоходе, бойцы Приморской армии, яростно защищавшие Одессу 73 дня.

«На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точное их число неизвестно».
В Ялте была дозагрузка нескольких ящиков с драгоценностями музеев Крыма и сопровождающих лиц.

Аналогии, сравнения… «Армения» и «Вильгельм Густлофф», гитлеровцы 41-го года и месть Маринеско, его команды, всего флота в конце войны… После этой «атаки века», по оценке самих немцев, их флот был деморализован сначала на Балтике, после известий, паника фашистов усилилась на весь Вермахт.

     … «Гитлер воспринял сообщение о трагедии «Вильгельма Густлоффа» удивительно равнодушно. Ни в какие списки врагов Маринеско не попадал. Траур тоже не объявлялся, да и не мог объявляться — о гибели теплохода официально сообщено не было. И капитан Петерсен, и командир сил охранения Леонхардт не были расстреляны…». Эта фраза была загадкой и мощной… Почему?
Ответ  с трудом, окончательно сформировался в 90-х прошлого века, развала Союза и «разнузданной гласности» по народному выражению.

Оказывается, «Густлофф», вопреки навязываемой версии, понятно – унизить Маринеско, его действия при торпедной атаке, (беззащитность корабля), тщательно охранялся… двумя подводными лодками. Утверждалось, и тремя…, одна шла впереди «под перископом».
Такая значимость, такая сила охранения, была неслучайной… Транспорт перевозил что – то очень ценное, напрочь засекреченное, кроме подводников – курсантов Рейха. Беженцы, прикрытие, антураж – развешенное барахло по всем бортам.

Современной историей, немецкие подводные лодки при оценке атаки, почти не упоминаются  или вскольз. Невероятно, из истории «атаки века», постепенно исчезли почти бесследно.
Было бы так, что их вообще не было… Всемогущий интернет не дал, по ранними страницам были свидетельства «тамиздата» (зарубежного), было совсем не хилое тщательно  скрытное охранение «Густлоффа».
Вековое сокрытие тайны Рейха, других тайн лайнера, его груза, что могло быть? В современных справочниках этого нет… Тайна без срока давности.



Продолжение следует.


Рецензии