Несусветная Грамота - 16

        Стараться или стареть?

      Плохо приходится нам сейчас? Или всё-таки ещё сносно? Посмотришь в окно из своего коронавирусного заключения: листочки наливаются при шуме бездушно мчащейся техники  Чертановского "пролёта" почти через весь Южный округ. Напротив, на другой стороне улицы расцвёл красивейший куст черёмухи; на газонах дружно зеленеют травки и уже "проклюнулись" первые жёлтенькие головки одуванчиков. "Живи - не хочу?" Ан, нет, ни-з-з-зя!Ну,что ж, верить на слово нас не в первый раз обязали. Опасности не видно, но она, говорят, есть. Приходится вспоминать в одиночестве, какие лекции читались во всех музеях Москвы в 90-е годы, как раздавали пенсионерам льготные билеты в театры, как со школьниками мы ездили на бесплатных автобусах в село Петрищево. Кто не знает из "егэшников", это 90 километров от Москвы по Можайскому шоссе до правого поворота, мимо памятника, прямиком в сельский Музей Зои Космодемьянской (ещё километра 2-3).

       А уж там: залы, подлинная деревенская скамья, приспособленная фашистами для пыток. За стёклами одежда начала 40-х годов, книги, учебники, военные плакаты, карты с синими стрелками оккупантов... И чудесные экскурсоводы. Всё бесплатно!  Правда, мы выиграли эту поездку в соревновании с другими школами. Зато уж на всю жизнь в памяти остался дом, где пьяный немец-офицер допрашивал юную партизанку, разведчицу, московскую школьницу, добровольно написавшую 23 июня 1941 года заявление: хочу принести пользу любимой Отчизне на самом трудном участке фронта. А место казни, где мы читали стихи, отрывки из поэмы М.Алигер "Зоя", брали на память упавшую шишку. Она и сейчас хранится в школьном музее.

       На обратном пути нас ждали в придорожном кафе напротив памятника Героине, где за счёт мэрии Москвы нас (40 человек) накормили вкусным обедом из 4-х блюд. Уверяю вас, что возвращались домой будущие патриоты России, судя по тем вопросам, которыми они буквально засЫпали нас, организаторов этой поездки. А сколько мы сделали фотографий! Вот одна: большой портрет Зои в музее, у выхода, а перед ним на коленях стоит мальчик, ученик 4 класса, единственный, которого я упросила взять как самого младшего и лучшего активиста нашего школьного Музея Русской культуры. И ещё одно фото: человек 10 из разных классов у "дома пыток" с поднятым сжатым кулаком. Они на всю жизнь запомнили "слоган" испанских революционеров "Но пасаран!" (Фашизм не пройдёт!), потому что увидели и прочувствовали картину "Герника" П.Пикассо, поняли, что несёт народам фашизм и опасность его  возрождения.

        И, чтобы никто не упрекнул меня, как это бывает, в "подтасовке фактов", расскажу, какие вопросы задают современные ученики. Вопрос № 1. "Вот, говорят, старайся, делай старательно. А зачем стараться, не объясняют, или объясняют по-всякому, но не убедительно. А ведь это - слова однокоренные таким, как старик, старуха, старина, старший, старый, стареть, старость. То есть, будешь стараться, и состаришься гораздо быстрее. Ближе, и ближе, и быстрее старость - конец жизни. А кому это надо?!" Вопрос этот задал мне мальчик, пришедший на лекцию для учителей в августе, перед началом нового учебного года. Ну-ка, попробуйте ответить, новые перестроечные учителя, не знающие  Павла Корчагина, Януша Корчака, Антона Семёновича Макаренко, подростков "Молодой гвардии"...

        Вопрос № 2."Вы говорите, что русская культура - это культура древнейшего народа. Но у древних народов есть легенды о праматери, а у русского народа такой легенды нет. Это что же, у нас нет древнейшей истории?! Значит, мы должны всё заимствовать у других народов? Идти путём более древних культур?!" Ну, как Вам? Этот вопрос мне задала учительница русского языка и литературы: стройная голубоглазая красавица-провинциалка, каких в столицах уже не встретить. Ну, и в конце концов, вопрос № 3: "Если бы коронавируса не было, его надо было бы выдумать? Какими мы будет и каким станет общество после окончания изоляции? Кому выгоден этот этап развития?"

         (Продолжение следует)
 

         


Рецензии