1. Одессит, моряк-герой войны и Высоцкий

1. Одессит, моряк-герой войны и Высоцкий.



     В 1970 году Высоцкий рассказывал зрителям одного из концертов, о песне «Спасите наши души».
«…На конец, я оставил одну из самых любимых песен. Песня о подводной лодке. Опять – я никогда не погружался в лодке, тем более, не всплывал… всегда интереснее про людей, про сильных людей в минуту наивысшего напряжения сил и нервов…»

Владимир Семёнович в своём выступлении употребляет слово «Опять…», потому что про подводную лодку он уже писал в 1964 году. Было несколько названий вариантов песни, «Подводная лодка», «Лечь на дно», «Лечь бы на дно».
В перечне песен, хронологии по годам, расположена под названием «Сыт я по горло, до подбородка…». Объяснимо хронолагами … Лишний раз вставить утверждение, «он – протестный» текстами существующему строю. По этой причине просто идеальное название, «сыт я по горло…», например, властью....
А песня совсем о другом, но это не смущало составителей каталогов. Формировали наследие поэта, певца люди далёкие профессионализмом от оценки поэзии, но настроены идеологически против власти… Высоцкий с нами, мы новый мир построим.

Политика протестов  поэтом и никакого подтекста, он «сражался с властью»… Результат очевиден. Извращённое наследие, например, проповедуемое от имени писательского сообщества Василием Аксёновым, писателем, вернувшимся из Америки. Его привечали «новые демократы» литературы при распаде страны. Он, что вполне естественно, возомнил себя вершителем судеб «угнетённых» Советами литераторов. Назначил Высоцкого впереди всех, угнетаемых прежней властью, методом… унижения барда.

     … Аксёнов ничего не прощал.
Что он не прощал?  Как высказывался, предательства… Бродского! Иосиф Александрович отказался быть поручителем, рекламировать, помогать в издании романов Аксёнова, когда тот сбежал, по словам Евтушенко, в Штаты. Поэт Бродский назвал романы Аксёнова ассенизаторским словом, г… вно… Тот в Америке вздумал пропагандировать в своих писаниях «грязный секс». Стиль, – «грязный язык», маты в текстах, нецензурная брань, бульварная лексика».
Поэт Бродский публично обнародовал, что видит в Высоцком поэта, высокого уровня, незаурядного, талантливого… «… несомненно ПОЭТ».
Этого было достаточно для еле скрываемой неприязни к Высоцкому Аксёнова.

«Вернулся из – за «бугра» с началом полного раздрая бывшего Союза, начал выступать по радио, ТВ, в печати. Его охотно звали к микрофонам, считался «штатовским», а тогда чуть ли не поклонялись  заокеанскому…
Аксёнов был на «коне», вопросы о Высоцком всегда заканчивал заученно – замученной им самим фразой, «мы все были литераторами, Высоцкий – артистом».
Никогда, ни единым словом не сказал о поэзии барда.
Писатель Аксёнов в романе  «Скажи изюм», отразил унизительное для наследия..
 «… Владимиру Высоцкому поставили памятник.
 ВРЕМЯ  ПРОШЛО…
 Всё смыто… поползли слухи…»

«Аксёновский подтекст, время Высоцкого прошло, о нём надо забыть, «Всё смыто…».

 Аксёнов ничего не прощал! … Драку на публике с Высоцким… Причина, сам уезжает за «бугор», барду перекрыта дорога в Париж, идут разбирательства по «МетрОполю». Подставил, предал, «слинял» от ответственности.

     В хронологии творчества Высоцкого, о песне «Подводная лодка», сказано,
«2-я прижизненная публикация — в авторской подборке текстов песен, включённой в состав неподцензурного альманаха «МетрОполь».
И была мало упоминаемая фраза, совсем редко, по настоятельному требованию руководителя альманаха, Аксёнова, обязательное включение в подборку, именно этой песни, но названием только как,  «Сыт я по горло, до подбородка…», первой строки первого куплета.
Зачем ему такая конструкция нужна была? … Василий Павлович за счёт и Высоцкого, в том числе, набирал «очки» и «балы» протестного писателя Союза, пригодится в Штатах.

Спекулировал песней Высоцкого,  словами,
«Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать»

Подробности в нескольких  эпизодах кинохроники… Читателю для большего понимания, сайт «Разбирательство.по «МетрОполю».
С годами роль руководителя альманаха Аксёнова, всё чаще называлась предательской. Целью, свои выгоды, повлёкшие к предательству  молодых литераторов, им на годы были закрыты издательства…
«Учёный Л.М. Баткин: «Мы не знали, что Аксёнов готовит почву для своей эмиграции».

… Аксёнов был уже серьёзно болен, успел написать очень скандальный роман о «стукачестве», «Таинственная страсть». Многих литераторов изобразил… подтекстом «свободалюбие»  «шестидесятников». Себя называл, «пятидесятником», расшифровывая подтекст Ахмадулиной, был самокритичен, «стукач» пятидесятых.
«Таинственная страсть» у Белы, желание доносительства, её строки из стихотворения,
«К предательству таинственная страсть». Страсть к стукачеству!
«Аксёнов взял в название свой последней книги фразу и озаглавил «Таинственная страсть».

«Евгений Евтушенко назвал все написанное клеветой, а семья Роберта Рождественского вообще отредактировала текст романа, убрав из него несколько глав, что вызвало гнев друзей Аксенова…»
«Аксенов же словно бил наотмашь, обнажал самые неприглядные черты характеров Евтушенко, Ахмадулиной, Высоцкого, превращая их в карикатуры на самих себя».

«Василий Аксёнов в своём последнем романе вовсе не сводит счёты с друзьями…, а с присущем ему напором и образной символикой припечатывает «предательство» и «предателей» эпохи шестидесятничества, видя в этом глубинные причины раскола дружества, крушения испорченного духовного конгломерата. Вот о чём роман!» По словам «адвокатов» хитромудрого писателя.

     Вот такой скандал, последствия от песни поэта – барда Владимира Семёновича Высоцкого. Потому что действительное значение песни «Подводная лодка», совсем другое от аннотаций, навязываемых обществу сторонниками той части общества, которая тащила Высоцкого к себе. Возглавить протест - революцию, против существующей власти.

«Подводная лодка» Высоцкого.

«Сыт я по горло, до подбородка —
Даже от песен стал уставать, —
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать!

Друг подавал мне водку в стакане,
Друг говорил, что это пройдет,
Друг познакомил с Веркой по пьяни:
Верка поможет, а водка спасет.

Не помогли ни Верка, ни водка:
С водки — похмелье, а с Верки — что взять!
Лечь бы на дно, как подводная лодка, —
И позывных не передавать!

Сыт я по горло, сыт я по глотку —
Ох, надоело петь и играть, —
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать!»

Высоцкий, вне сомнения, манипулировал названиями и текстами многих своих песен. Слушатели и зависимость, кто? Студенты, активисты – комсомольцы, научные работники, диссидентствующие граждане. Идеологическая цензура…
Поэт – бард славился своим подтекстом, к концу своей жизни, партия дала ему название – неконтролируемый подтекст… Значит, трудно «расшифровывается», многие с годами.

     Первое название «Подводная лодка». Первоначально песня считалась блатной: водка, Верка, пеленг, подводная лодка. Война, после войны фронтовики – инвалиды и моряки, без рук и ног, горе, одиночество, безысходность, заливали водкой.
««У меня запой от одиночества –
По ночам я слышу голоса…
-----
Чёрт мне строил рожи и моргал»…

Почитаем  современные энциклопедии фрагментарно, в сокращении.
«… из ранних песен поэта. Была написана летом 1965 года. Имела посвящение Игорю Кохановскому…».  … Добавляется назначением, что она посвящена другу.
И проявляется загвоздка по датам… Самиздатовская дата написания, год обозначен – 1964-й. Половина наполовину изданий и в аннотациях стоит дата, 1964-1965г.г.
Первый биограф, друг Всеволод Абдулов, датировал песню 1962 - 1963 годом...
Ошибка, её опровергли позднее исследователи "высоцковеды". Он тоже называл её по первой строке...
«… Высоцкому хотелось отвлечься от обступивших его в реальности в тот период проблем, и такое настроение он передал лирическому герою песни. Усложнённым вариантом этой песни, с возвращением к мотиву погружения в пучину…», слова из инет публикации.
Простоты характеристики  стиля в содержании строк стиха мы не видим. Заумно… А жена Высоцкого, Марина Влади, всегда говорила, у него всё просто и сам простой…

     Запутанное словоблудием наследие, почти восемь сотен текстов поэта с одной целью…, служил протестным идеям, чтобы свалить Советы. Клевета, оговор и его поэзия считается непризнанной. Умысел, специальные действия противников существующей власти, его подтекст в текстах песен представить лозунгом протеста,

«Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать!»

Невероятное! Смысл двустишия говорит совсем о другом… Великолепный неконтролируемый подтекст поэта!

     … Всё началось в 1964 году. Вспоминал, когда был жив, режиссёр Таганки, Юрий Любимов.

«… — Я знал, на что подписывался. До «Таганки» Володя пробовал работать в разных театрах, но нигде подолгу не задерживался, отовсюду вылетал. Меня пытались отговаривать — дескать, вешаешь ярмо на шею. Я отвечал: «Одним пьющим больше или меньше — это в России погоды не делает». Как мог, заставлял Высоцкого взяться за ум. По врачам возил, дважды убеждал зашиться...
 Но Володя научился пить водку по... капле: сегодня пять граммов нацедит, завтра десять, постепенно увеличивал дозу, пока не добирался до критической черты. Тяжко было наблюдать, как человек собственноручно губил себя! Высоцкий пришел на «Таганку» в 1964 году и почти сразу стал выходить на сцену. Сначала в маленьких ролях, потом в более серьезных. В труппе к нему относились по-разному, были такие, кто откровенно ненавидел, шипел за спиной. А что толку? Володя мог сыграть Гамлета, его завистники — нет.

 Папа, Семен Владимирович, приходил в театр. Я сказал ему: «Сына надо лечить, товарищ полковник». А он отвечает: «С этим антисоветчиком не хочу иметь ничего общего». Ну я и предложил ему очистить помещение, выметаться из моего кабинета...
 Удивительно, как родители порой не чувствуют и не понимают собственных детей…»

      «Юрий Петрович ревновал, часто говорил фразу полковника, родного отца Высоцкого,
 «С этим антисоветчиком не хочу иметь ничего общего». Чем чаще говорил, становилось очевидным – всё наоборот, не он, а Высоцкий младший делал театру имя, ему – режиссёру почёт и славу!  Бывало и со скандальным оттенком, так это же -   АВАНГАРД!
 Любимов в словах видел отказ родного родителя от ребёнка, он должен забрать всю заботу «второго» отца на себя… Он делал парня Володю, под его оком и покровительством тот стал знаменитым, только его одного заслуга…
      В то время слово «антисоветчик» было ругательным, как лёгкий идеологический русский мат. Любимова самого в прессе называли антисоветчиком, потому что формой постановок шёл в разрез системе Станиславского. Содержанием спектаклей не раз обзывался антисоветчиком, на заседаниях отдела культуры Моссовета».

Молодой актёр, талантливый поэт Володя Высоцкий, слушал нотации, воспитательные речи всех старших товарищей, артистов – труппы театра, окружения друзей, желавших ему добра и…
С досадой срывался,

«Сыт я по горло, до подбородка —…»

вашими россказнями о личной морали, своём поведении…

Вот главный  КЛЮЧ  к разгадке песни «Подводная лодка», 1964 года, написанная Высоцким В.С.
Её действительное назначение, очень далёкое от вымышленного, подобное и придуманное писателем Аксёновым. Он умело  воспользовался подтекстом на протест обществу, прекрасно понимал, рано или поздно этот неконтролируемый подтекст нелюбимого им Высоцкого, сыграет против него. Как минимум, порицанием собственного наследия словами Бродского, все романы, которые написал, поэт назвал ассенизаторским словом на букву «г…»

     Высоцкий, «… я никогда не погружался в лодке, тем более, не всплывал… всегда интереснее про людей, про сильных людей в минуту наивысшего напряжения сил и нервов…».

Уникальная разгадка песни «Подводная лодка» в этой фразе «про»…  Маринеско, одессита, моряка – героя войны…
Её прекрасно знали все, кто тащил барда в свои ряды, чтобы был «против».
Но уникален его «неконтролируемый» подтекст, чтобы с годами восстановить действительное назначение и содержание песни «Подводная лодка», по первому названию

Продолжение следует.


Рецензии
Спасибо, Владимир!
Интересные размышления. Я - из Казани. По своей работе общалась с отцом Василия - Павлом Васильевичем Аксёновым. "Он видел Ленина" - под таким названием мы проводили встречи с ним. Павел Васильевич - истинный ленинец, очень скромный человек, настоящий советский интеллигент, а вот сын Василий, видимо, всю жизнь мстил за свою мать - Евгению Гинзбург, отсидевшую в лагерях и написавшую "Крутой маршрут". Но, по моему мнению, и мать, и сын в литературе сделали карьеру только из-за того, что попали в поток антисоветчины и предали мечты Павла Васильевича.
К сожалению, субординация не позволяла близкого общения с этой семьёй, и я не знаю тонкостей в этом вопросе. Пишу только то, что знаю.

С уважением

Людмила Похвалинская   06.05.2020 11:44     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Людмила!
Аксёнов двуличный... Мать ему слёзно писала, не доведёт до добра его стиляжничество. Все 50-е занимался фарцовкой,... стиляга. Понятно, что быстро был пойман милицией и ... стукачество "пятидесятника".
Годы алкоголизма,... Взаимоотношение на "ножах" со всеми теми, потом о них гадости писал. Много чего... Новодворская ему, ох, зря, Вася, ох, зря, вернулся из Америки. Она была права...
Было бы какое - никакое наследие, а сейчас в некоторых справочниках запись о нём, "грязный антисоветчик" и неприязнь сторонников почти всех литераторов.
Отец и сын, Вы правы, были по разную сторону баррикад.
Спасибо.

Владимир Конюков   06.05.2020 17:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за дополнительный разговор и поддержку моих слов!

Людмила Похвалинская   08.05.2020 08:41   Заявить о нарушении