Неразумные основания разумного 2

     Древнегреческое общество - общество людей доброй воли, объединённых вокруг истины и поисков её - никогда не повторяется в истории в виде общественно-политической формации, но только в виде переломного феномена, как например, в Возрождении. "Ситуация Сократа" впервые позволяет войти в поле "искания истины", сместив акцент с истины именно на её поиски. Такую же атмосферу мы наблюдаем и Возрождении, где главное в философском ключе культурно и грамотно воспроизвести противоречивые мнения, а вовсе не обязательно их разрешить.
     Как я ищу истину? Как мне искать истину? - вот сократовские вопросы.
Вопрос же - "что есть истина?" - принадлежит христианству. Древние греки не спрашивают "Что?", они в гораздо большей степени спрашивают "Как?". Поэтому и Пармениду богиня Истина рассказывает не о том, что она есть такая сама по себе, а о том - какие пути к ней или от неё возможны. Условия прихождения истины ко мне или условия прихождения меня к истине.
     Между тем, как в Новом времени истина существует сама по себе, а субъект сам по себе. Они друг другу не мешают или же мешают кардинально, вплоть до уничтожения. Тут кто-то один вытесняет кого-то другого, а в рамках гносеологии эта парочка равнодушно взирает друг на друга издалека, пытаясь отождествиться относительным образом. Для современного человека истина всегда бесконечно далека и поэтому её в любой момент можно "использовать" по своему разумению - она не придёт ни сегодня, ни завтра и не отомстит. Науки широко, масштабно и привычно используют истину. Субъект подстраивается в конечном счёте под научный образ жизни.
     Но иная ситуация возможно лишь исключительно по-древнегреческому типу - повторение древнегреческого типа это обретение доброй воли к истине. Не принудительной, как у нас в обыденной жизни - через реальность и не узаконенной, как уже стало в нашей истории через науку, а доброй - собственной и свободной.
А к доброй воле необходимо приложить "техники себя", иначе добрая воля так и останется благим пожеланием.
     Но что мы можем сказать дополнительно об этих техниках? Постижение истины превратилось в новейшей истории в теорию познания, а последняя практикует "техники истины самой по себе" без какого-либо отношения их к субъекту. Между тем, с другой стороны, техники субъекта - обнищали, рационализировались и формализировались. Они стали медициной, заботой о теле, экономикой и многочисленными социальными практиками. Но перестали быть "заботой о душе". Таким образом, истину и субъекта угробили прямо "на их местах" - в их разорванных и законсервированных положениях.
    Европа всегда была двуполярной. Но не таким был античный мир и не таким будет мир, надвигающийся на нас вместе с цифрой, он уже не такой, и потому-то Европе не находится в нём места.
    Современный мир - мир пустых, незаполненных форм, мир освобождения всех исторических форм от их конкретного исторического содержания, и обретения ими существования "по возможности". Само существование этих высвободившихся форм вполне дуалистично - они "есть" и в тоже время их "нет", поскольку без наполнения они не существуют в подлинном смысле слова, а наполнение отдано на откуп случайности.
    Кто может наполнить совершенную пустую форму всеобщности? Другой. Но Другого нет. Форма создана под меня и Другого, а Другого нет и я сам сомнителен. А формы есть, а конкретного настоящего их процветания нет. Мы на развилке, у камня, где предлагают "налево" или "направо", а нам нужен единственный верный путь.
    Никакая история сама по себе пустые формы уже не держит. Они призваны к тому, чтобы теперь быть свободными - входи и наполняй, наполнив проживай, прожив - уходи. Это нормально, как и парк, в котором прогуливаются тысячи людей, и каждый находит в нём нечто своё, личное.
    Всеобщая культурная форма перестаёт быть связанной со случайной формой своего порождения как раз в тот момент, когда кладёт в основание своего существования случайность своих бесчисленных осуществлений. Подсолнухи Ван Гога становятся всеобщими не тогда, когда он их нарисовал и уж тем более не тогда, когда продаются за миллионы, а когда "случайным" образом работают в душе "случайного" человека, совершая там свои невидимые преобразования. Всеобщность - не вспышка и не вершина горы, а тотальность и призванность, к которой прикасаемся при удаче - не хипстерской удаче, а удаче нас самих.

     Если бы кто-нибудь дал мне возможность быть рекламным агентом будущего, я бы написала такой рекламный проект: никто не войдёт в будущее без доброй воли к истине.


Рецензии