Почему казаки пахали плугом, а великороссы сохой

Николай Гоголь писал, что все казаки умеют пахать и сеять. И пахали они малороссийским, а точнее древнерусским плугом, который сложился лет за 200 до принятия христианства именно на чернозёмах будущей Киевской Руси.  Российский агроном Дмитрий  Ше;лехов (1792—1854)  писал, что плуг - сын степей.
На протяжении многих столетий его простая конструкция не менялась. Вплоть до конца 19-го века, не только в Малороссии, но и на Дону и Кубани, царил этот большой и тяжелый, двухколесный и не дорогой плуг, который мог прокладывать глубокие и широкие борозды в дикой целине степей.  Малороссийский плуг, выворачивал землю большими глыбами, так , что  поле потом перепахивали поперёк ещё раз ралм – лёгким плугом похожим на борону, чтобы разбить  комья. Но такое поле давало лучшую всхожесть.
Для вспашки  по целине в древнерусский плуг приходилось впрягать до 12 волов. По уже паханному полю 2-4 вола. Казакам приходилось пахать по очереди, объединяя своих быков. Во время пахоты, плуг сопровождали два - три работника: правящий плугом, и  погонщики - обыкновенно мальчики.
Великороссы пахали в основном сохою, она была слабее, но  быстрее и требовала меньше сил, одну-двух лошадей. Лошадь тянула соху за оглобли, прикрепленные в верхней части орудия, а не в нижней как у плуга. Такое расположение тяговой силы заставляло соху пахать, не углубляясь, то входя, то выскакивая из земли, перепрыгивая через корни и камни.
Великороссы жили в лесостепи и в лесу, соха на расчищенных от леса полянах была удобнее, она пахала на глубину до 12 см, а плодородный слой там около 15 см.
При глубокой вспашке плугом - около 20 см повышается влажность в почве, что важно для юга. А также глубокая вспашка уничтожает сорняки. По этому плуг даёт больший урожай. К тому же как ни странно но пахать малороссийским плугом физически легче чем сохой, на которую надо всё время давить руками сверху, что бы она не выскакивала из земли. На севере плуг не нужен, а на юге соха это признак бедности.
Древнерусский плуг две лошади не потянут, ибо он из земли не выпрыгивает, а  верстает её как ковш трактора. Если плуг упрётся в корень или камень, то волы его сломают. Казаки пахали на волах, а вол – это охолощенный бык.
Упираясь загривком в верхний брус ярма, а грудью в нижний, пара волов потащит груз, до 2 тонн. Во время войны например. пара волов везла столько топлива, что его хватало на полную заправку двух танков Т-34. И по сравнению с сохой, малороссийский плуг это как автомобиль и танк.
К тому же волом проще управлять, чем лошадью, он после кастрации становится покладистым как корова. Не случайно в «Русской правде» Ярослава Мудрого за убийство чужого вола штраф был в два раза выше чем за убийство коня и равнялся штрафу за редкого в те времена кота. Потому, что бык добывал хлеб, а кот его охранял от грызунов.
Не военные походы, не торговля, не ремесло, а именно тяжёлый  плуг - создал Русь и Россию.
В статье Никола Лескова «Сим воспрещается»,  описывается  попытка запрета  пахать малороссийским плугом. Херсонский чиновник  предлагал  заменить его  современным, более лёгким,  немецким плугом. К начальнику подошел дед и спросил  – «Немцы приезжают в Одессу зерно покупать. А где вы нам будете зерно покупать если мы по ихнему пахать начнём?»  Начальник испугался и отступил.
Древнерусский плуг продержался, аж до конца 19-го века. Плуг был не только ,  главным сельхоз инструментом но и принимал участие в святочных обрядах . Зимою в Малороссии  ряженные впряжённые в плуг на колёсах, колядуя пахали снег призывая  изобилие  в дома селян.
Реально же на юге России начинали пахать  в праздник Благовещенья – 7 апреля.  Перед выходом в поле на восходе солнца , ставили икону в посевное зерно и  читали над нею молитву. Сделав за плугом первый круг по полю, садились завтракать хлебом испечённым в виде креста и обязательно один хлебец   оставляли на меже.  Так было у кубанских казаков. Похожие обряды проводили пахари по всей южной России.
Историк Марина Титоренко пишет, что на Кубани считалось, что ранние посевы дают лучшие урожаи. Хлеб, посеянный до Пасхи, давал с десятины ( 1.09 гектара) от 1200 до 2400 кг, посеянный на Пасху – от 330 до 650 кг, после Пасхи – не возвращал даже затраченных семян.
Под, что пахали? Под все зерновые. Особенно казаки любили сеять неприхотливое и засухоустойчивое  просо. Сажай просо и никогда не пропадёшь. Просо давало на один посеянный килограмм до 100 килограмм урожая. Даже в неблагоприятные годы урожайность проса была 1000 и более кг. с десятины. Урожайность озимой пшеницы в хорошие годы  составляла около 800 кг  с десятины, яровой  более 3 000, гречихи – до 1800 кг.
Когда хлеб созревал, его срезали  серпами. Связывали в снопы и складывали в кучки колосьями вверх, сушили 10-15 дней. Потом зерно обмолачивали цепами, катком, гарманом (прогоняли по разостланному хлебу скот).  Обмолоченное зерно могло храниться от 8 до 20 лет в амбаре, сухой земляной яме, или на горище, то есть на чердаке. В урожайные годы, когда не справлялись сами, казаки нанимали поденных рабочих из российских губерний и горцев.
С традицией пахать на волах связана и трагедия голодомора. После того как крестьян начали сгонять в колхозы, обобществляя и волов. Крестьяне стали их резать на мясо, это было выгодней. Но в новом сезоне оказалось, что пахать не на ком. Не посеяли - не пожали.  И таким образом на части чернозёмов случился голод. А вот на бедных великорусских суглинках при тех же погодных условиях голода не было. потому, что там пахали на лошадях, а русские лошадей не едят.


Рецензии