Прозаические миниатюры. Пока их 16

Библиография прозаических миниатюр:

16 - (31.05.2014) - Мой любимый писатель-интеллектуал
15 - (17.07.2017) - Это случилось у моря
14 – (08.10.2016) – Дом на троих
13 – (30.07.2016) – Урок литературы
12 – (27.01.2016) - Вторая ночь Дон Жуана
11 – (  ) – Мама и папа
10 – (10.04.2015) – Филологические изыскания
9 – (5.03 – 24.12.2014) – Читая поэта (1-3)
8 – (25.02.2015) – Мать Украина
7 – (2013) – Ночные  разговоры
6 – (ноябрь 2012) – Домашний психотерапевт
5 – (27.10 2013) – Три друга
4 – (12 – 30.08.2014) – Деньги в долг
3 – (сентябрь 2014) – Вопрос о сексе
2 – (сентябрь 2014) – Любовь к пению
1 – (29.08.2013) – Авторитет
_ _ _ _ _
(буду добавлять ещё рассказы)

16. МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛ               

    Для этого эссе я выбрала поэта Евгению Бильченко. Я познакомилась с творчеством этого поэта недавно: в конце мая 2013 года. Её стихи поразили меня, ошеломили своей энергией, многообразием тем, насыщенностью смыслов, новизной изложения, оригинальностью, актуальностью материала, высоким уровнем мастерства, смелой авторской позицией.  Она говорила то, что хотела и как хотела. Оставалось вникать в смысл и понимать. Но то, что казалось вполне доступным пониманию, уходило, ускользало, превращалось в нечто невиданное и неслыханное. Тексты как будто имели двойное и даже тройное дно, а контекст казался временами беспредельным.
    Захотелось узнавать об авторе как можно больше. Поэт живёт в Киеве, преподаёт в университете на кафедре культурологи, доктор философских наук. В Интернете я прочла несколько её статей на русском и украинском языках. Очень интересно, хочется разбираться в написанном. С тех пор – уже год – я слежу за творчеством этого одарённого человека. Читаю стихи, которые она выкладывает в Интернете, слежу за выходом  её поэтических книг.
    В этом эссе я решила написать о последней из вышедших книг, потому что это первая книга поэта, вышедшая в России, в родном Петербурге. Называется она «Кто я?» и состоит всего из тридцати трёх стихотворений, отобранных автором (по числу лет поэта). Особенность стихотворений: все они написаны с конца ноября 2013 по 21 февраля 2014 года – за три месяца! И в этот сборник вошли НЕ ВСЕ стихи, написанные в этот период! Это обычая производительность поэта: 20-30 стихотворений в месяц! И каких!.. Они современны, но говорят и о вечном, всегда актуальны, но затрагивают непреходящие ценности. «Кто я?» –  книга, с которой я продолжаю познавать и открывать мир. Она – из моей интеллектуальной десятки любимых книг. Она волшебно воздействует на меня: вдохновляет, учит (без назиданий, естественно), меняет моё отношение к миру – к людям, прежде всего, и к природе, и к себе самой.
    Хочется определить место поэта среди поэтического сообщества и место стихов поэта в современной поэзии. В тексте (так я буду называть стихотворение, как сам автор) «Хрустальный ангел» читаю: «Василий Стус – давно не побратим / крутому постмодерному поэту». Понимаю авторское самоопределение. И, чтобы лучше понимать автора, хочу разобраться в нашем постмодернистском времени и в современном направлении в искусстве и словесном творчестве, называемом постмодернизмом. В библиотеке беру современный энциклопедический словарь (для начала), потом нахожу специальный словарь, который так и называется «Постмодернизм». Составитель Илья Ильин. Вышел в Москве ещё в 2001 году тиражом 3000 экз. Он довольно объёмный – 384 стр. и более 150 статей! Много психологического материала, особенно мне интересного.
     Узнаю, что постмодернизм возник во второй половине прошлого ХХ века, а осознан был в 80-е годы как общеэстетический феномен культуры, как специфическое явление в философии, эстетике и литературе. Основные теоретики – французы, американцы,  голландцы, англичане. Бильченко читает о них лекции своим студентам, а сама на практике воплощает их идеи. Конечно, это получается у неё как бы само собой – не «от головы» идёт поэт в своём творчестве, не от идей. Вознесенский так отметил: «Стихи не пишутся – случаются». Но как широк, как богат тезаурус поэта, досконально изучившего всё это! И в стихотворных текстах Бильченко видишь, как снимаются разграничения между «высоким» и «низким», прекрасным и безобразным, как снимаются эстетические табу, как отвергается возможность утопического изменения жизни с помощью искусства. Принимаешь вместе с поэтом бытие таким, каково оно есть. Ведь искусство Бильченко предельно открыто, наполнено фрагментами реального жизненного процесса. Оно полистилистично. Хотя её стиль не спутать ни с чьим! Стихи Бильченко глубоко эмоциональны, внутренне прочувствованы реакции поэта на окружающий её мир. Но поэт не изрекает истины – отрезвляет корректирующая ирония по отношению ко всем проявлениям жизни. В стихах чувствуется характерное для постмодернистской литературы общее ощущение кризиса, трагическое восприятие мира и себя в мире. Рассматриваемая книга – живое поэтическое осмысление действительности с помощью нового поэтического мышления. Миры поэта Бильченко разнообразны и густо заселены, язык богат.
 
     Несколько формальных характеристик. В книге 234 имени существительных, обозначающих людей. Из них 23 называют людей по взрасту: ребёнок, малышня, подросток, пацан, дед, старик, старушка и др. 28 названий  профессий: мент, палач, камнетёс, постовой, поп, врач, стюардесса, фотограф, снайпер, учитель, электрик и др. 29 названий свойств/типов людей: холуй, герой, наглец, изгой, мажор, бунтарь, гад, поэт, вор, тиран… Ещё 13 названий людей по способностям: придурок (самокритично обозвала себя), отличник, пророк, лох, гений – многим нашлось место в текстах автора. 12 типов людей названы по родству, по семейным связям.  23 наименования людей по социальному положению: бомж и принцесса, гопник и мажор, студент и царь, волонтёр и заключённый, князь и смертник, туземец и школярка… 10 человек выделены по национальному признаку и по религии: эллин и могол, гуцул и индеец, буддист и шахид… 17 человек отличны по своим взглядам / идеологии: хиппи, радикал, бунтовщик, йог, проститутка, хипстер, бандит, анархист, предатель, нацист. 23 человека разнятся по своим социальным ролям: гость, сосед, свидетель, лузер, пассажир, зазноба, паломник, крестница. Есть и сказочные, мифические существа.
     В тридцати трёх текстах книги встречается более 160 имён собственных (в поэтическом наследии Цветаевой, к слову, их «всего» 800). Из этих полутора сотен -  четыре в эпиграфах и десять в посвящениях. Среди имён собственных в текстах имена реальных лиц – мужа, друзей, родственников. Это и русские и европейские деятели культуры: поэты (Галич, Визбор, Фет, Лао Цзы, Бродский, Маяковский, Есенин, Овидий, Юрий Крыжановский и др.) и философы (Вольтер, Кампанелла, Батай, Махатма), музыканты (Дженис Джоплин, Моррисон, Паганини, Цой, БГ, Янка, Шевчук, СашБаш – Башлачёв). Исторические деятели (Сталин, Колумб, Маркс, князь Игорь, Пётр, Буш, Дж. Бруно, Че и др.) и имена героев литературы и кино (Шаганэ, Дон Кихот, Беатриче, Портос, Колобок, Бэтмэн). Художники и писатели (Дега, Рубенс, Чехов, Солженицын, Кастанеда, Осборн), античные и фольклорные имена (Пегас, Эдем, Санта). Это астрономические названия: Вселенная, Земля, Луна, Нептун, Млечный Путь. Это и географические: реки (Днепр, Ворскла), материки и страны(Африка, Атлантида, Россия, Чили, Исландия), земли (Крым, Коктебель, Сибирь, Тибет, Соловки). Это города (Магадан, Питер, Сталинград, Киев, Львов, Херсон, Мекка, Женева) и улицы, микрорайоны (Сенатская Площадь, Куренёвская ул., Майдан, Петровка, БЖ*).
      Даже названия впечатляют. Но насколько же интереснее взаимоотношения между героями стихов! Как волнует позиция лирического героя! Как впечатляют образы, зачастую неожиданные и всё же узнаваемые: они из нашей с вами жизни.
      Шедевром не только этой книги, но и знакомого мне поэтического творчества автора (далеко не всего, конечно же) является стихотворение «Кто я?» - оно дало и название книги. В нём поэт предстаёт перед нами в лицах своего народа в трудное для Украины время: это и юноша, погибший на Майдане, и раненая юная врач, и мама погибшего, и священник, его отпевающий, и поэт, рискующей жизнью, но стремящийся быть там, где «нужнее стихов сегодня – мешки с лекарствами», и старый аптекарь-пенсионер, которому не сидится дома. Поэт поднимается до обобщения: «я – Родина», а это не только народ, но и земля, её недра, и власти с палачами. Наконец поэт предстаёт перед нами в образе Бога, способного воскрешать. Сколько ни читай этот текст, перехватывает дух и слёзы проступают на глазах, а в сердце – благодарность поэту Евгении Бильченко, которую любят читатели русской поэзии во всех странах мира, где её читают и почитают.
_
 *Петровка, БЖ – микрорайоны Киева. Инициалами БЖ поэт Евгении Бильченко обычно подписывает свои тексты, выкладываемые в Интернете.

31 мая 2014 г.
- - - - -

15.  ЭТО СЛУЧИЛОСЬ У МОРЯ

    (конспект рассказа / повести / сценария)

Они приехали из одного города, на одном поезде, как я узнала потом, но в разных вагонах.
Они поселились на одной улице, но в разных домах. Старшая сняла комнату у меня, а та, что моложе, у моей соседки, которая потом мне многое рассказала о своей постоялице.
Они ходили на море порознь и загорали на разных пляжах.
Старшая брала топчан под тентом ближе к морю и выходила иногда из-под него окунуться в волны или за безалкогольным мохито, варёной кукурузой, ягодами или мороженым. Вечерами она рассказывала мне об этом иногда. Говорила, что привыкла ходить на пляж одна и есть одна в кафе и гулять в одиночестве вдоль моря.
Обедали порознь в разных кафе.
Вечерами они порознь гуляли по набережной, задерживаясь у разных зрелищ.
Возвращались к себе в разное время: старшая раньше. И ещё долго горел свет в её окне: она читала, или что-то писала перед сном, или сидела перед ноутбуком.

Однажды она не вышла утром из комнаты, хотя обычно вставала довольно рано и готовила завтрак на общей кухне. Около полудня я постучалась к ней. Ответа не было. Я вошла и увидела её в кровати как будто спящей. Но она не спала. Умерла наверное во сне. Лицо было спокойным, безмятежным, как будто ей снился счастливый сон.
Слух пронёсся по улице в течение часа. И тут оказалось, что она была матерью той, что поселилась у моей соседки.
Дочь кремировала мать в ближайшем городе. А прах она отвезла через несколько дней в их город, чтобы развеять (по завещанию старой) над могилой её матери. И собрать на поминки всю их большую семью,
Вещи матери дочь собрала в чемодан и оставила у меня, взяв только ноутбук. Сказала, что я могу взять себе всё, что понравится из одежды и книг, кроме тетрадей и бумаг. А оставшееся она заберёт следующим летом.
Я почти ничего не взяла.
Но через год она не приехала. И через два. И через три.

17 июля 2017
- - - - - - -

14.  ДОМ НА ТРОИХ

   Жили-были муж и жена. Была у них дочь Даша. Когда родители умерли, они оставили ей в наследство дом на краю села и наказали не выходить замуж без любви. Она потому в девках и засиделась, что следовала этому наказу матери с отцом, которые любили друг друга и не мыслили жить по-другому. Родители научили Дарью вести хозяйство и не бедствовать.

    Однажды к вечеру в ворота постучали.  Путник представился странником, идущим в дальний монастырь. Дарья была не робкого десятка, постоять за себя умела и впустила странника в дом. Накормила ужином , расспросила о его житье-бытье и предложила самую маленькую комнату в доме – западную.
    Наутро после завтрака странник хотел расплатиться с хозяйкой, но она отказалась принять плату, заявив, что у неё не трактир и что она считает его гостем. Тогда он предложил ей отработать у неё – в хозяйстве требовалась помощь, мужские руки. Дарья согласилась, Андрей – так звали странника – ей приглянулся.  Стал он у неё жить как работник. Был он уже не молодым, смирным, не разговорчивым  и работящим. По вечерам подолгу молился в своей комнате и после ужина из неё не выходил до утра.

    Через несколько дней к вечеру в ворота постучали. Прохожий представился скоморохом и попросился на ночлег, предупредив, что денег у него нет. Дарья впустила его, накормила ужином двоих постояльцев, расспросила  Богдана – так звали скомороха о его  жизни и предложила ему для ночлега комнату  побольше – северную.
    Наутро он  предложил хозяйке в знак благодарности украсить её дом рисунками, так как умел рисовать. Краски и кисти у него были, а холсты были у Дарьи. Богдан написал несколько натюрмортов: два  на кухню, три в гостиную – южную комнату – четыре в большой коридор и одну картину – в восточную комнату Дарьи. Завтракал он рано один, обедал молча и не засиживался за столом, а за ужином рассказывал истории из  жизни в стихах и прозе, а также сказки – короткие и мудрые. Иногда пел под свою балалайку. Хозяйке он нравился с каждым днём всё больше. Богдан был молод, хорош собой, весел и ловок. Вскоре  она поняла, что любит его. И он это понял. В ту же ночь пришёл в её комнату и они почти не спали  до утра.
    Наутро он вёл себя, как обычно, а она была сама не своя… Так они провели три ночи вместе, а утром после третьей ночи Богдан объявил Дарье, что закончил писать картины для её дома и что ему пора отправляться в путь.  Она попросила его остаться с ней, но Богдан сказал, что не может, что держит путь в столицу и у него там свои дела. И ушёл. Погоревала она и стала жить, как обычно. И Андрей у неё в работниках, молчаливый и работящий.
    Наступала осень. Она почувствовала, что ждёт ребёнка. Андрей предложил ей обвенчаться, но она сказала, что не может, так как не любит его. Тогда он хотел уйти по своему замыслу в монастырь. Но она попросила его не уходить до рождения ребёнка и по-прежнему помогать ей по хозяйству. Весной у неё родилась дочь Зося. Односельчане думали, что это дочь Андрея, а они молчали. Андрей был хороший плотник. Он сделал Зосе красивую люльку и любил нянчить ребёнка, улыбался ей и даже что-то напевал. Дарье было радостно смотреть на них. И однажды за ужином она посмотрела на него глазами, полными благодарности, а он этот взгляд понял по-своему и пришёл к ней в комнату ночью. И она приняла его. Они обвенчались и стали они жить как муж и жена. Через год родился у них сын Егор. Они были счастливы. Красота Дарьи расцвела и односельчане признали ей первой красавицей в округе, а, может, и в уезде.

    Однажды они поехали в город на ярмарку, оставив детей на няньку, а хозяйство на работника.
И там встретили Богдана – он выступал на ярмарке в богатом шатре: пел, танцевал, рассказывал прибаутки – смешил публику. Успех его был большой, слава его далеко пошла. Но вот они с Дарьей увидели друг друга – и всё. Он подошёл к ней после выступления. Она представила ему Андрея как своего мужа. Сказала, что у них двое детей…


    Дарья с Андреем вернулись  в свой дом, а Богдан продолжил колесить по свету, уже не забывая Дашу ни на один день. Он пел о ней и о своей любви и слава его росла. А Даша стала задумчивой и рассеянной, хозяйство стало приходить в упадок и даже детям её не хватало: вроде мама рядом, а их не видит и не слышит…   Вскоре Андрей понял, что так дальше продолжаться не может и однажды утром объявил, что уходит в монастырь. Дарья не сразу это поняла. Он ушёл и она как будто очнулась. Стала опять отличной хозяйкой и матерью. Только печаль её подтачивала и однажды она поняла, что скоро умрёт. И позвала она детей, чтобы рассказать им правду. Попросила найти Богдана, сообщить, что у него дочь и просить прийти в этот дом, чтобы быть с детьми. Так они и сделали: разыскали Богдана, когда мать умерла, и стал он им отцом. Стали втроём жить-поживать, расти-вырастать и добра наживать.

 И сейчас ещё живут. Только уже не вместе. Егор стал архитектором, а Зося - оперной певицей  с дивным меццо-сопрано. Они навещают отца, посвятившего себя делу живописца, и оставляют ему на всё лето внуков: мальчика Богдана и девочку Дашу. Иногда их посещает Андрей, помогает в хозяйстве. Они с Егором сделали в доме второй этаж - для внуков. В день памяти Дарьи собираются они все вместе в их доме.

8 октября 2016
Красное Село   


13.  УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Началась вторая четверть. На урок литературы в выпускном классе физико-математической школы пришёл новый учитель. Представившись, объявил тему урока: "Путешествия в творчестве поэта  Евгении Бильченко". А потом спросил выпускников: "Кто читал Джойса? А Гомера? А кто путешествовал с Алисой по Стране Чудес?" - рук было немного. Учитель сказал: "Классику надо знать. К уроку вы не готовы, дети. Проведём его через неделю в Морском колледже с теми, кто это читал. С остальными - в конце четверти перед рождественскими каникулами. А пока я почитаю вам стихи".
Учитель прочёл три стихотворения поэта: "Улисс", "Сказка для маленького Томмазо" и "История одного путешествия".
А потом дал задание на дом (на неделю или на конец четверти). Уметь объяснить слова и выражения: сидеть на синьке, ОМОН, афганские инвалиды, бомжи, музыка капоэйра, руны, гуцул. А так же знать, кто такие Юрий Крыжановский, Артём Сенчило, Мария Луценко, Кампанелла, Клён, Янка, СашБаш и БЖ.
Об этих личностях, сказал учитель, будем говорить на ЛИТО "Начало", где мы будем учиться читать и писать стихи - изучать технику стихосложения. Кто заинтересуется, первое заседание ЛИТО будет через две недели. Будем встречаться два раза в месяц, потому что одной пары в неделю на литературу слишком мало для того, чтобы стать культурным человеком.
Через неделю на выездной урок литературы в Морской колледж пришёл почти весь выпускной класс. А в конце четверти ребята подготовили поэтический вечер для учителей, что было сюрпризом для них и ставшего любимым учителя литературы. На музыкально-поэтическом вечере "Поэзия ХХI века" выпускники пели песни Гребенщикова, Шевчука, Янки, Башлачёва; читали стихи  Марии Луценко, Татьяны Шеиной, Артёма Сенчило и Евгении Бильченко.
 30 июля 2016


12. ВТОРАЯ НОЧЬ ДОН ЖУАНА

    Девушка, которой веснадцать, спросила Дон Жуана:
- Определитесь,  синьор, кто вам  из девушек больше всех нравится. Многих вы узнали.
Он задумался – не потому, что не знал, ЧТО ответить девушке. КАК ответить, чтобы не обидеть её, не огорчить.
И он сказал ей:
- Ты самая красивая из всех, кого я знал,  у тебя самая прелестная улыбка: счастье – любоваться ею каждый день с самого утра. Ты благоуханная и светлая. Ты свежая, как майский ветерок. Ты искусна в игре на мандолине,  пении и в любви, а также  в  своей причёске и одежде, в своих речах. Ты можешь быть самой счастливой женщиной не только в Севилье и Толедо, но и в Мадриде, и во всей Испании.
И это была чистая правда.
- Так женись на мне, - прошептала она, засыпая с улыбкой .
А Дон Жуан спать не мог, хотя почти  всю предыдущую ночь бодрствовал после  беседы с Донной Анной.  Она  сказала, что  намерена быть верна своему мужу, хоть не любит его. И попросила уйти из её дома. Навсегда.
    Вспомнив это, он застонал. И взмолился:
- Будь благословенна, бессердечная, бесстрашная, безнадёжная, бесприютная, беззащитная, беспросветная, бесподобная! Ты прекрасна, моя радость, моя музыка, мой воздух и море,  все мои стихии, мой путь, мой дар, мой свет! Ты несравненная. Ты единственная, моя любимая!
    Через несколько минут Дон Жуан скакал к морю, чтобы встретить на берегу свой одинокий рассвет.

27 января 2016 г.


11. МАМА И ПАПА

                Моим детям

Мальчик:
 - Мама мне объясняла, что такое хорошо и что такое плохо. И книжку про это читала. Она учила меня жить.
Папа меня учил забивать гвозди и закручивать шурупы, чтобы я умел всё делать по дому.

Девочка:
- Мама меня жалела, когда я упала и поцарапала коленку. Она дула на ранку, когда замазывала её зелёнкой. И ещё она пела мне колыбельные песни и гладила меня по голове.
Папа мне объяснял, почему болит ранка и почему течёт кровь из неё. И как зелёнка убивает микробов. И почему не надо падать. И почему надо слушать родителей, когда они учат жить.


10. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

   Муж позвал в постель. От компьютера. Оторвалась не сразу. Пришла – а он уже спит. Я тихонько перелезла через него к стенке и уютно положила голову ему на локоть. Внутренняя часть его руки оказалась прохладной и мягкой и я не удержалась:
 - У меня горячий лоб!
Муж сквозь сон пробормотал:
 - Оловянный лоб.
А я люблю точность:
 - Не оловянный, а толоконный.
Муж бывает любопытным и любит уточнять:
 - Поп – толоконный лоб. Почему толоконный?
 - Толокно – овсяная мука. От слова «толочь».
-  Он лбом поклоны бьёт!
И умиротворённым сонным голосом:
 - Мои филологические изыскания.
Это меня рассмешило:
 - Спокойной ночи, филолог!
И муж, совсем уже сонным голосом задал риторический вопрос, который не давал мне от смеха уснуть добрых полчаса:
 - Почему я знаю слов меньше, чем Пушкин?..

10 апреля 2015 г.


9. ЧИТАЯ ПОЭТА

                1.
               
Читаю тебя - и у меня сносит крышу и всё остальное.
Читая твои стихи, я заболеваю манией величия и не сразу хочу
выздороветь, потому что становлюсь глупой и счастливой, мудрой
и сильной, доброй и понимающей.
Когда я читаю твои стихи, я становлюсь всеми - ВСЕМИ твоими
героями и – самое удивительное: я становлюсь ТОБОЙ!

И всё же я люблю тебя больше / сильнее, чем твои стихи, Поэт.

                2.

Да, у меня сносит крышу, когда я читаю твои тексты.

Я становлюсь другой и по-другому воспринимаю мир.
Знакомые черти кажутся ангелами,
а все ангелы становятся огненными и похожими –
все на одно лицо.
На глазах выступают слёзы,  и в них совсем нет горечи.
На губах появляется улыбка, нежная и благодарная.
Сердце становится нетерпеливым, как арабский скакун.
Ему становится тесно в конюшне тела.
Колени подкашиваются, а небо темнеет, как в приближающуюся грозу.
Но тучи совсем не страшные, не тяжёлые:  за ними – простор для полёта.
Он бесконечный, но заблудиться там невозможно, как в саду у дома.
Это наш дом и там так хорошо гулять – летать.
Земли нет. Страха нет. Только полёт.

И ещё есть Поэт.

И мне хочется спросить его на полузабытом языке детства:
«Шановний Поете! Де ж ви навчились так зводить людей?
Земного суда на вас нема. Усi дарунки неба й землi – для вас,
а ви все одно сумуете i скражетесь на самотнiсть.
В вас живуть усi люди, а вам усе мало.
Чого ви хочете? Якби менi знати!...»

Возвращаюсь на землю и долго прихожу в себя.
И всё же ты для меня почему-то  бесконечно важнее и нужнее
всех  твоих текстов.
Непостижимо!

                3.
      
Что так действует на меня в текстах Поэта?

Это смыслы. Их так много, что кружится голова. У поэта многосмысловые тексты.
И эта многосмысленость, насыщенность стихов жизнью и культурой удивительна.
Эти стихи многонаселённые, как магаполис. Открываешь книгу поэта – как выходишь
на улицу столицы в час пик. Но даже читая отдельное стихотворение, поражаешься обращённостью и к тебе лично и одновременно к каждому другому - и к тому, кто рядом, и к кому-то далёкому, даже ушедшему в другой мир. И всё же это обращение к тебе в надежде, что услышишь, поймёшь. Будешь рядом в самый нужный момент.
Эти многочисленные смыслы текстов поэта не застывшие. Они меняются, расширяются, вызывая разнообразнейшие эмоции и чувства. Это похоже на глаз хамелеона: он поворачивается не только на 360 градусов в одной плоскости, но и вращается в разных плоскостях. Как всевидящее око в центре сферы. Таково зрение души поэта. И ты вместе с ним видишь всю красоту и всё уродство этого мира, смеёшься и плачешь, ликуешь и стонешь от муки.

Как же не благодарить его за это, живущего рядом с нами и несущего нам эти свои дары?!

Пока Поэт жив, он больше своих текстов и достоин нашей любви.
А потом – только стихи…


5 марта - 24 декабря 2014 г.


8.  МАТЬ УКРАИНА

1.
- Мама, я уезжаю в Столицу.
- Зачем, сынок?
- Хочу изучать Историю.
- Хорошее дело, сынок. Надо знать своё прошлое.

2.
- Мама, я улетаю за границу.
- Зачем, сынок?
- Хочу узнать, как живут другие.
- Хорошо, сынок. Надо знать настоящее.

3.
- Я ухожу воевать, мама.
- За что, сынок?
- За лучшую жизнь. Чтоб жить лучше, чем мы жили, лучше, чем живут другие.
- С кем будешь воевать, сынок?
- С соседями, мама.
- Зачем, сынок?
- Они живут прошлым и хотят другого будущего, чем мы.
- Пускай живут, как хотят, сынок.
- Нет, мама, их надо проучить. Они думают, что лучше нас, сильнее. Надо показать, что мы их не боимся, что мы свободнее, умнее, сильнее духом.
- Сынок, у нас крыша прохудилась, дверь покосилась, плетень повалился, в печке трещина и корова состарилась. Не ходи на войну. Наладь хозяйство. Я внуков хочу увидеть.
- Нет, мама. Это мещанство. Я и против него иду воевать. Прощай.
- Сынок, я не доживу до твоего возвращения с этой войны. И ты не доживёшь до счастливой старости. Воевать – это неправедный путь. Ты выбрал его. Прощай, сын.
 
25 февраля 2015


7.НОЧНЫЕ РАЗГОВОРЫ

- Ты меня любишь?
- Да!
- Как?
- Очень!
- Как это – очень?
- Больше всего на свете!
- А ещё как?
- Спи.
_ _ _

- Ты меня любишь?
- Да.
- Как?
- Спи.
_ _ _

- Ты меня любишь?
– Спи.
_ _ _

2013 г.


6. ДОМАШНИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ

- Дорогой, моя знакомая психолог сказала, что я практичная и разумная.
- И ты расстроилась?
- Да!
- Она не разбирается в людях.
- А какая я?
- Непрактичная и неразумная.
- Неужели неразумная?!
- Непрактичная и разумная.
- А без НЕ?
- Эмоциональная.
- А ещё?
-Чувствительная.
- Пожалуй….               
      _ __ _

 Ноябрь 2012 г.   


5. ТРИ ДРУГА
                Вы мой самый лучший друг.
                Из частной переписки.               
Она – мужу:
 – Я твой друг, но какой: Самый лучший? Самый близкий?  Или самый любимый?
Он:
 – Все три!

Она – себе:
 – Муж мне самый лучший друг. Близкий, но не вполне. Любимый, но…

Из двух подруг обе не близкие: одна самая лучшая, другая самая любимая.
А я для них не такая, как они для меня…

Сплошные несовпадения. А у кого по-другому?

27 октября 2013 г.

4. ДЕНЬГИ В ДОЛГ
               
                Рассказ

         Племянник пенсионерки  Татьяны Егоровны Пётр (почти тридцати лет от роду) заглянул как-то к ней в гости ненадолго и узнал, что муж тёти собирается на днях улететь отдыхать на тёплое море.
        Через несколько дней Пётр звонит тётке по мобильнику:
 - Тётя, тебе дядя Дима оставил деньги на время своей поездки на юг?
 - Да, Петенька, оставил.
 - А ты можешь дать мне в долг из этих денег восемь тысяч рублей? На два-три дня?
 - Да, могу, конечно.

         Пётр приехал к тёте. Чай пить не стал. Взял десять тысяч рублей на неделю, поблагодарил и уехал: очень торопился.

        Через неделю тетка звонит ему по мобильному:
 - Петенька, можешь мне одну-две тысячи отдать завтра? А остальные ещё через неделю, если они тебе нужны сейчас.
 - Конечно, тётя, могу.  Пять тысяч сейчас привезу, а пять тысяч через неделю. Можно?
 - Да, конечно, можно.

      Пётр приехал к тётке. Чай пить не стал: очень торопился. И спросил только:
 - Тётя, а тебе пять тысяч одной бумажкой отдать?
 - Нет, Петенька, лучше по тысяче или по пятьсот рублей. Да и пять тысяч сейчас мне ни к чему. Дай одну-две, а остальные через неделю вернёшь.
 - Вот тебе три тысячи, а остальные через неделю. И спасибо большое!

     В этот же день  часа через два-три Пётр позвонил тётке:
 - Тётя, мне на стройматериалы немного не хватает. Можешь тысячу ещё дать?
 - Конечно, Петенька, приезжай.

     Пётр приехал, чай пить не стал, взял две тысячи и уехал, пообещав через неделю вернуть пять…   Через неделю перед приездом дяди Пётр вернул тётке пять тысяч рублей, а остальные четыре  тысячи обещал привезти  через неделю.
 
     Больше разговоров о долге они не начинали. Тётка находится в режиме ожидания и по сей день со своей минимальной пенсией в шесть с половиной тысяч рублей. Но ждёт она Петеньку, мечтая, чтобы он остался с ней чаю попить.

12 -30 августа 1014 г.


3. ВОПРОС О СЕКСЕ

                (сон)

     Большой зал после лекции. Люди столпились у невысокой сцены, чтобы сказать лектору слова благодарности, обнять его. Это мировая знаменитость, которого любят миллионы.  Я у сцены, тоже хочу сказать ему, что восхищаюсь им, поблагодарить и обнять, поддержать его в трудной судьбе.
     Наконец подошла и моя очередь (за мной ещё длинный хвост на ползала). И вот я уже обнимаю его с обожанием: крепко и нежно. И вдруг слышу в самое ухо его шёпот:
 -  Хочешь заняться со мной сексом?
    Я замерла, смутилась, смешалась, онемела... И после паузы, продолжая его обнимать, прошептала ему на ухо:
 -  Я не могу заниматься сексом без любви.
    Он отстранился от меня и, глядя мне в лицо изумлёнными глазами, негромко воскликнул:
 -  Ты меня НЕ ЛЮБИШЬ?!

И я проснулась.  А вопрос остался.

P.S. Этот сон мне приснился после интересного семинара накануне, который проводил необыкновенно обаятельный тренер: в моём понимании почти идеал мужчины...

Сентябрь 2014 г.


2. ЛЮБОВЬ К ПЕНИЮ


     Муж и жена на кухне после обеда. Муж моет посуду, как обычно, а жена предаётся воспоминаниям о своём школьном возрасте:

 –  Когда я ещё училась в школе, а мой младший брат ходил в детский сад, мы с ним часто  после ужина мыли посуду. В большом тазике была горячая вода для мытья, а в тазике поменьше – чистая для полоскания. Я мыла посуду, брат полоскал, а я вытирала и ставила на полку. Мы пели в это время всё, что я могла вспомнить: русские и украинские народные, эстрадные и классику из опер и оперетт. Мы пели со словами или просто мелодию. Любимые песни повторяли по нескольку раз. Репертуар наш был обширен. Мы пели вместе несколько лет,  получая  удовольствие от этого синтетического занятия.
     Оно имело далеко идущие последствия в жизни моего брата. Он поступил в музыкальную школу по классу баяна, успешно закончил её. А в старших классах школы во Дворце пионеров занимался барабаном, гремел по праздникам, маршируя в колонне. В институте был участником музыкального ансамбля, где освоил гитару и вокал, но в основном был ударником. И до сих пор он играет на гитаре в компаниях и поёт песни на свои стихи. Собирается издать  книгу своих  стихов…

      Посуда помыта. Муж проверяет содержимое холодильника, наводит там порядок. Жена, сидя за столом с кружкой давно остывшего чая, продолжает музыкальную тему:

  –  А  наша первая дочь, когда подросла и научилась говорить,  часто меня останавливала:
  « Мама, не пой».
И она бросила занятия музыкой после подготовительного класса музыкальной школы.
     Не помню, чтобы об этом просил наш сын.
А вот младшая дочь тоже просила меня не петь. Так что я никогда не пела вместе с дочками, к сожалению. Странно.
     Сейчас, когда мне хочется петь, я при тебе пою с удовольствием,  и  ты меня никогда не останавливаешь. Почему?

 – Потому что, когда ты поёшь, ты не говоришь.

 Сентябрь 2014 г.


1. АВТОРИТЕТ

               
     На кухне после обеда беседуют муж и жена. Он моет посуду, она принесла из своей комнаты папку с последними стихами.
 - Послушай и скажи, что я могу послать в коллективный поэтический сборник, который издадут осенью. Надо отобрать что-нибудь интересное.
 - А сколько просили прислать?
 - Количество не ограничили, хоть сто. Но они, конечно, отберут из присланных. Помоги.
 - А ты все последние пошли. У тебя все хорошие.
 - Нет, что ты! Все подряд нельзя. Мне мало что нравится. Давай отберём.
 - Читай.

Она читает, он моет посуду, слушает и почти всегда говорит:
 - Можно послать.
Она возражает, объясняет, почему нельзя…
Наконец он говорит:
 - Всё. Я устал. Больше не могу слушать.
 - Ну, последнее!..

Она читает. Он одобряет. И решительно останавливает увлекшуюся жену, не поддаваясь на уговор «ещё одно стихотворение!..»
 - Я вот посуду мою, а ты мне стихи читаешь.
 - Но ты ведь не пишешь стихов!
 - Мне есть чем заняться. У меня много дел.
 - Более важных?
 - Более актуальных. Вот высохшее бельё надо снять, а на это место перевесить мокрое. И по ТВ скоро новости будут показывать.
 - Хорошо. На эту тему, про мужа послушай. Оно совсем коротенькое. И самое последнее. Называется «Признаки прогресса»:

                Муж говорил:
                - Ты всё книжечки читаешь,
                А изба не метена.

                Муж говорит:               
                - Ты всё в Контакте сидишь,
                А ковёр не пропылесосен.

 - Да, это о нас. Можно послать. Всё. Я пошёл.
 - Ещё вопрос. Как тебе выражение «интеллектуальный оргазм»?
 - Не знаю, что это такое.
 - Ну, это когда читаешь сложный интересный текст, например, Поля Валери…
 - Я не читаю Поля Валери. Мне надо идти. Извини.
 - Ладно… Спасибо за моральную поддержку. Ты же знаешь, твоё мнение  для меня авторитетно.
 - Я твой моральный авторитет.
 - Нет, не моральный, а…
 - Я твой аморальный авторитет.
Она расхохоталась, а он, улыбаясь, пошёл смотреть новости на ТВ.

29 августа 2013 г.
_ _ _ _ _


Рецензии