World Economy

Если празднование 75-летия победы во Второй мировой войне проходит не в Трептов-парке и не на улице 17 Июня у знаменитой тридцатьчетвёрки, задаёшься вопросом: что же отмечают 8 мая в Германии?

Пресс-служба немецкого правительства распространила график канцлера Ангелы Меркель на 8 мая. В этом графике намечены два небольших мероприятия. В 12 часов дня к центральному мемориалу памяти жертв войны и насилия возложат венки федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, федеральный канцлер Ангела Меркель, президент бундестага Вольфганг Шойбле и другие. Следующим пунктом — День освобождения, но странным образом этот пункт не будет отмечен ни возложением венков, ни приёмом высоких гостей, ни даже коротким стендапом.

Когда просматриваешь график первых лиц Германии, создаётся впечатление, что речь идёт о мероприятиях, не имеющих никакого отношения ко Второй мировой войне. Что Меркель и Ко делают всё возможное, чтобы не увидеть на этих мероприятиях представителей России. Когда сотрудницу пресс-штаба Меркель спросили, будут ли на мероприятиях русские дипломаты, она, смущаясь, сказала, что «кажется, их не пригласили». Начиная от слова «кажется», всё от лукавого.

В Берлине есть как минимум два мемориала, которые имеют прямое отношение и к самой войне, и к её окончанию. Это Трептов-парк, с его знаменитым мемориалом солдата, держащего на руках спасённую немецкую девочку. И мемориал в самом центре Берлина, буквально рядом с Рейхстагом и Бранденбургскими воротами, на улице 17 Июня. Там всё ещё стоит знаменитый танк Т-34, который, как говорят, находится в полном боевом порядке.

В первую очередь этот памятник — тем, кто освободил не только свою родину, но и Европу, и Германию от национал-социализма. Ангела Меркель и Франк-Вальтер Штайнмайер сделали вид, что эти мемориалы им незнакомы, и решили возложить венки в совершенно другом месте. Разумеется, и этот мемориал очень важен, но там поминают жертв войны и насилия, а не день Победы и освобождения.

Так день Победы и освобождения не празднуется? Или его не хотят праздновать? Конечно, для многих в Германии 8 и 9 мая — не те дни, которые они хотели бы праздновать. Определённые реваншистские настроения у части граждан всё-таки есть. Но будет большим заблуждением считать, что немцы не помнят, кто освободил их от нацизма и бесноватого фюрера. Вот только руководители Германии стыдливо отводят глаза в сторону.


Рецензии