Конкурс. Метаморфозы жанра в Мае - 2020

                Дорогие друзья!

     Несмотря на то, что май - время цветение садов и начало пения соловьёв и вообще лирического настроения, в этом году 9 мая – отмечается 75 –летие окончания  Великой Отечественной войны.   Поэтому МАЙ – 2020 в проекте «Метаморфозы жанра» объявляется месяцем:

   ВОЕННОЙ ЛИРИКИ  или ЛИРИКИ О ВОЙНЕ.

Так как на конкурс будут приниматься стихи именно этого жанра, вспомним, что период войны произвёл на развитие русской поэзии  большое влияние.
Выделим отдельные СТИЛИ ФРОНТОВОЙ ПОЭЗИИ:

1. ПУБЛИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (клятва, плакат, воззвание). Особенности выражения авторской позиции, образ национального мира: пространственно-временная организация, основные образы и мотивы (призыва и воззвания, ненависти и мести), характер реализации конфликтной системы, лексико-семантические, синтаксические и ритмико-интонационные особенности.
Примеры: М. Исаковский Священная война, К. Симонов «Убей его!», А. Яшин Клятва, А. Сурков «Детей не ждет тепло родного крова», «Человек склонился над водой», П. Шубин «Наша земля», А. Твардовский «Клятва над кровью», А. Ахматова «Мужество». В стихах воссоздается панорамный образ национального мира. В основе сюжетов всех текстов лежит эпический конфликт: «наша земля» («страна огромная») и мир врага, где и тот, и другой представлены как два обобщенно-плакатных образа, в одной цветовой гамме – белой («свои») и черной («чужие»). Конфликтная система в стихах реализуется идентично. В создании как национального мирообраза, так и германского топоса используются фольклорные принципы и штампы массового сознания: «смертный бой», «силы темные», «поля просторные», «крылья черные», «ярость благородная», «проклятая орда», «материнское сердце», «зверь железный» и т.д. Используются постоянные эпитеты, многочисленны инверсии. Часто обобщенно-символический образ России дан не только в настоящем, но и в историческом ракурсе – от татаро-монгольского нашествия («проклятая орда» в «Священной войне») до более поздних посягательств. Стихи публицистического стиля написаны от имени «мы», в них присутствует обобщенно-личный автор, голос которого абсолютно сливается с народным «хором». Характерно, что массовая советская песня и авторские тексты по своей основной интенции, по образному строю, по мотивной структуре во многом сходны. Многие стихи, как видим, написаны в одическом стиле. Оборотная сторона одической традиции — инвектива. Поэзия времен войны предоставляет чрезвычайно широкий спектр стихотворных инвектив — а, вернее, «науки ненависти».

2. ПОВЕСТВОВАНИЕ (баллада, рассказ, разговор, история, легенда). Причины востребованности и поэтика баллады: тематические разновидности (баллада о дружбе, баллада о подвиге, баллада о предательстве), особенности субъектно-объектной организации – соотношение субъекта речи и объекта изображения, сочетание конкретности и символического обобщения. Способы раскрытия внутреннего мира личности, героическое и трагическое, трансформация жанровых черт баллады (интрига и фабула, фантастика и сверхъестественное, трагическое и героическое).

3.  ЛИРИКО-ВОЕНННЫЙ ПЕЙЗАЖ. Лирико-военный пейзаж - это стихотворное произведение, включающее точное описание природы на фоне боевых действий. Для этого жанра характерно противопоставление мирного пейзажа и ожесточенных боев; природа и война являются антагонистами, что раскрывает противоестественную сущность войны.
Примером лирико-военного пейзажа представляется стихотворение Б. Слуцкого "Военный рассвет". Дается тонкое описание природы: "И каплет медленная роса -- Слезы из глаз тишины. Рассвет. По высям облачных гор, Лезет солнце, все в рыжих лучах"
В жанре лирико-военного пейзажа написано множество глубоких и тонких военных стихов: П. Шубина "В секрете", Фатых Карима "Дикие гуси", В. Журавлева "Пейзаж", И. Уткина "Пейзаж" и др.

4. ОЧЕРК.    В общем понимании жанр очерка - это описательное натуральное и реалистичное изображение определенного события или явления. Как правило, очерк не содержит рефлексии автора, поскольку является полудокументальным жанром. Однако военные очерки в завершающей части могут включать ещё и авторскую эмоциональную оценку. Также объектом военного очерка могут быть не только события, но и зафиксированные эмоции и переживания участников боевых действий. Во фронтовой поэзии предлагается выделить три типа очерков по тематике описываемых явлений и степени эмоционального накала:
• - очерк фронтового быта, описывающий характер устройства солдатской жизни, затрагивающий жизненно важные проблемы удовлетворения первичных человеческих потребностей (питание, питье, тепло) и бытовые проблемы, связанные со спецификой походной жизни (транспорт, связь, перемещение). В жанре очерка фронтового быта выполнены стихотворения А. Межирова "Утром", Ю. Друниной "Солдатские будни" и др.
• - очерк боевых действий, являющийся подтипом батального жанра, включающий описание боевого противостояния, различных видов применяемого оружия, военной тактики, а также состояние, страх и переживания бойцов. Примером очерка боевых действий являются произведения: Ю. Белаша "Медлить больше нельзя: мины рвутся у ног…", М. Джалиля "Каска", Фатых Карима "Моя серая шинель", П. Шубина "Полмига".
• - очерк противоестественности, жестокости и ужасов войны, раскрывающий страшную правду о зверствах захватчиков, бесчеловечных жестокостях, неприкрыто показывающий последствия боевых действий, включая детальное описание полученных ранений и смерти. В этом жанре выполнены стихотворения: Ю. Белаша "Глаза", М. Джалиля "Волки", И. Уткина "Я видел сам…", Б. Слуцкого "Кёльнская яма".

5. ПЕСНЯ.     В поэзии песня как жанр разделяется на две категории: эпическая, близкая к балладе, и лирическая, отражающая глубинные переживания героя или автора поэтического произведения. Песня стала одним из наиболее распространенных жанров военной поэзии. Отметим, что к песне можно отнести произведение вне зависимости от его объема. По тематике поднимаемых проблем поэтические песни военных лет можно разделить на следующие категории:
• - патриотические, направленные на поднятие боевого духа, прославляющие народ и Родину, подвиги героев. Патриотическим песнями являются произведения: А. Межирова "Музыка", Н. Старшинова "Песня о пехоте", С. Орлова "Спят солдаты крепким сном…", И. Уткина "Заздравная песня", В. Абросимова "Хватило б только сил…".
• - рефлексивные, включающие размышления автора о судьбе солдата, о судьбе военного поколения, например: С. Гудзенко "Мое поколение", Ю. Друнина "Качается рожь несжатая…", Ю. Левитанский "Мое поколение", Ю. Белаш. "…Портится февральская погода…".
• - мемориальные, посвященные памяти погибших. Мемориальная песня может быть как в память о конкретном человеке, так и об абстрактном, собирательном образе героя, может посвящаться памяти отдельного человека или же памяти о группе погибших - конкретному военному подразделению или же всем павшим воинам. В жанре мемориальной песни выполнены стихи: Н. Майорова "Нам не дано спокойно сгнить в могиле…", С. Орлова "Земля летит, зеленая, навстречу", "Его зарыли в шар земной…", И. Уткина "Стою в смятенье у порога…", Ю. Кузнецов "Возвращение" и др.

6. ПОСЛАНИЕ. Послание - поэтический жанр обращения автора к известному лицу. Послание может быть выполнено в лирической, иронической или сатирической формах. В военной поэзии жанр послания занимает особое место. Тематика послания в этом контексте очень разнообразна - от фронтовых посланий родным и близким до посланий фронтовика будущим поколениям. В жанре послания выполнены стихи А. Абашели "Поэтам будущего", Т. Жарокова "Послание друзьям", П. Шубина "Утешителям не поверишь…".
Отдельное место в жанре послания занимает ПОСЛАНИЕ-ПРОСЬБА, характерное для любовной лирики военных лет. Примером послания-просьбы являются стихи: К. Симонова "Жди меня", Б. Богаткова "У эшелона обнимемся", М. Сурначева "Письмо к маме".

7. СТИХОТВОРЕНИЕ-КЛЯТВА. Стихотворение-клятва - это клятва, данная поэтом в стихотворной форме. В военной поэзии стихотворение-клятва затрагивает тематику победы, борьбы до победного конца, обещаний ждать и дождаться. Яркими примерами стихотворения-клятвы являются стихи: Г. Абашидзе "Победитель", А. Ахматовой "Клятва", Н. Старшинова "Болота, населенные чертями…", Р. Гамзатова "Клятва сыновей" и др.

Подведем краткий итог нашего рассмотрения. Было выделено семь наиболее распространенных жанров фронтовой поэзии. Сама она отличается особым разнообразием жанров, поскольку условия войны побудили к поэтической деятельности множество талантливых людей, каждый из которых обращался к единой для всех проблеме войны и мира в собственном уникальном и неповторимом жанровом стиле, что сформировало целый пласт новых поэтических жанров.

Завершая сей познавательный опус приведу СТИХОТВОРЕНИЕ – ПОСЛАНИЕ, видимо, обращённое к вам, поэты, дорогие наши участники!

«ПОЭТАМ БУДУЩЕГО» Автор  Александр Абашели.

В блаженные мечтанья погружен,
Как часто я душой нетерпеливой
Лечу к поэтам будущих времен
И упиваюсь песней их счастливой!

Пройдут года, и песнь затмят мою
Великие певцы родного края,
Но смело я пред будущим стою,
Свои стихи над миром поднимая.

Остановитесь, дети торжества!
Пронизанные светлыми лучами,
Я слышу ваши дивные слова,
Но не склоню я рукопись пред вами!

В цепи веков мне выпало звено,
Хоть малое, но полное значенья.
Всю вечность озарило нам оно
И осветило будущие звенья.

Я видел сам, как вспыхнул первый луч,
Еще и ныне в яростной погоне,
Преследуя остатки черных туч,
Несутся в небо огненные кони.

Я знаю: наш благословенный век
Затмит веков высокие примеры.
Но никогда не сможет человек
Увидеть вновь рожденье новой эры.

О, как еще вы будете мечтать
О наших днях, которые впервые
Сумели старый мир пересоздать,
Сломав его устои вековые!

Но никому не будет уж дано
Увидеть то, что видели мы сами,
Что нам впервые было суждено
Запечатлеть для вечности стихами.

Перевод с грузинского Н. Заболоцкого
 
******************************************************

Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в МАЕ 2020-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗНЫМ РАЗДЕЛАМ, но написанные о В.О.В. войне, затрагивающие те давние события прямо или косвенно. Всё зависит от того, что вы желаете сказать и каким образом. Другие стихи приниматься не будут.

Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения О ВОЙНЕ В МАЕ, а не какого другого месяца ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее стихотворение на эту тему, написанное в МАЕ 2020 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена.

Ведущий имеет право отклонить стихотворение с двусмысленным содержанием.

По форме и содержанию стихотворения должны быть приемлемы для широкого круга читателя, желательного классического образца стихосложения. Восточные формы - для других конкурсов.

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца МАЯ. Затем 1 ИЮНЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов (в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

Посмотрим, какие жанры получатся у Вас, дорогие поэты, при взгляде в то время, когда нас ещё, многих, ещё не было!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация:  Андрей Петрович Горскии; "Пропавший без вести"

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт. Голосование...

Маллар Ме   01.06.2020 00:13     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2020/06/01/220

Маллар Ме   01.06.2020 00:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.