Роман П. Л. Проскурина Исход

В романе П. Л. Проскурина (1928 – 2001 гг.) «Исход» (1966 г.) повествуется о судьбе партизанского отряда, действовавшего в годы Великой Отечественной войны в оккупированном городе Ржанск. Действие разворачивается на протяжении двух лет – с начала войны в 1941 г. до весны-лета 1942 г. Под «Ржанском», вероятно, подразумевается небольшой город западной или центральной России, из тех, что были оккупированы в 1941 г. Автор художественно ярко рисует жизнь и судьбы людей, застигнутых трагическими событиями войны – разлука с близкими, убийства немецкими войсками мирных жителей, сожжение сёл и городов, каторжные работы в оккупации, голод, кровопролитные сражения. Несмотря на несколько сюжетных линий и обилие выразительно очерченных персонажей, главным героем романа являются (если можно так сказать) «люди на войне», война как страшная нечеловеческая стихия в преломлении судеб конкретных людей. И тут неважен масштаб битв, не имеет значения – кто исполняет роль командующих фронтами и соединениями – в центре искалеченные человеческие судьбы, душевная и физическая боль, страдания одних от преступлений других, часто ставших орудиями в руках безумных «вождей». Человек в этих условиях видится как щепка, носимая бурными потоками страстей правителей... Однако и в таких условиях сохраняется возможность нравственного выбора, как это показано в книге П. Проскурина. Может быть, в этом выборе, в способе переживания трагедии, и заключается «исход» каждого персонажа романа…
        Вторую группу действующих лиц произведения составляют представители вражеской стороны. Характерно, что противник выведен полноценно – образы немецких офицеров не упрощены, даже не лишены глубины. Например, полковнику Зольдингу свойственна рефлексия: осознавая приближение смерти, он думает о смысле прошедшей жизни, приходит к пониманию, что тот, против кого он столько боролся, кто стал его личным врагом – полковник Трофимов, командир партизанского отряда – тоже человек, и вот он, Зольдинг, совершил преступление – отнял у этого человека любимую женщину. В правдивости по отношению к врагу – бесспорное достоинство романа: нельзя примитизировать тех, с кем воевала Россия на протяжении её столь щедрого на войны исторического пути. Иначе мы лжём на свое прошлое и унижаем самих себя.
         С течением времени герои романа заметно эволюционируют – хорошо показано, как война меняет человека. Например, уже на первых страницах книги мы знакомимся с молодым учителем Владимиром Скворцовым. Война уже началась, но он еще юн, серьёзность происходящего будет оценена им позднее. В партизанском отряде, в который Проскурин сводит всех главных героев, Скворцов станет разведчиком и совершит подвиг – отправится в плен, чтобы отвлечь ударные силы немецких войск Зольдинга, решившего ликвидировать надоевших ему партизан. Скворцов выдержал пытки и сделал все, что требовалось, сознавая, что это его последнее задание.
 Понимая неотвратимость смерти, Скворцов думает о грядущем «ничто», и убеждает себя в том, что если еще у его возлюбленной и у других людей будут дети, ничто не наступит. Он пытается вобрать в себя, запомнить шум леса, насыщенную сочность трав, и сам останавливает себя  – зачем ему сейчас это? И яркость природной жизни вокруг уже начинает раздражать его…  Как и любой человек, Скворцов задаётся вопросом – что будет за порогом смерти?  На мой взгляд, размышления этого героя, а вместе с ним еще многих людей, созвучны следующим поэтическим строкам С. Маршака:
Все те, кто дышит на земле,
При всем их самомнении –
Лишь отражения в стекле,
Ни более, ни менее.

Каких людей я в мире знал,
В них столько страсти было,
Но их с поверхности зеркал
Как будто тряпкой смыло.

Я знаю: мы обречены
На смерть со дня рождения.
Но для чего страдать должны
Все эти отражения?

И неужели только сон –
Все эти краски, звуки,
И грохот миллионов тонн,
И стон предсмертной муки?..
       
Действительно, в раздумьях героев романа есть философская составляющая, которая, вместе с реалистичным и правдивым описанием войны, побуждает читателей к размышлениям над вопросами зла и страданий, смыслом бытия в мире, где всё столь хрупко, где радость и боль переплетены в плотный кубок, и одно молниеносно сменяет другое… Это мучительные вопросы, трудные для разрешения, но пренебрегать ими нельзя.


Рецензии