arena sine calce - пейзажная лирика средь белого ш

"Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!" (Козьма Прутков)

...
Луна вокруг Земли плывёт неспешно,
плывёт, воззрясь на нашу круговерть,
отдалена от суетности здешней,
но связанная с ней как с жизнью смерть;
моря нам колыхая и волнуя,
нимало не прельщаясь суетой,
она, как смерть над нами - неминуема,
и как любви сияющий чертог,
то - диск, а то - "кораблик негасимый";
Луна себе плывёт плывёт плывёт плывёт,
а взаимопритяженья тает тает тает сила,
а орбитальный радиус растёт растёт
(на 38 миллиметров в год)
...
горит, вращаясь, Солнце; ход Светила
вокруг оси замедлен был не вдруг -
доподлинно неясно в чём причина,
но - взаимопритяженья тает тает сила
(от года к году, не спросясь наук,
а.е. растёт на полтора дм на круг)
...
кажись бы мелочь, но неуловимо дальше
Луна и Солнышко от нас - из года в год -
чуть больше в людях холода и фальши;
чуть дольше сутки (потепление грядёт -
планета тормозится, тает лёд);
а впрочем, из меня плохой гадальщик;
Земля от Печки потихоньку дальше дальше -
походу всё ещё может быть наоборот
...




ПОЯСНЕНИЯ К ИЛЛЮСТРАЦИИ:
тааак... с чего бы начать... счас-счас-счас... а, вот... в суде законы и во Вселенной законы... юриспруденция наука и физика наука... однакож перед законом все равны, а перед законодателями и судами - не все (силовики свидетели, что я не вру!) а ежели примеры нужны - пожалте примеры... кто убьёт другого топором в пьяной драке, тот изверг... но если орудие преступления другое, например автомобиль, то тогда закон так не работает, иначе никто автомобили дорогущие не будет покупать и престижно будет на танках гонять нелегально - у кого адреналин девать некуда из-за того что денег немеряно... а с легальностью танков - опять же, закавыка... если кто из простых танк угонит, тот злодей и террорист, а если кого из армии воевать пошлют и он по городам и весям палить из пушки начнет - он патриот, обязан убивать и быть убитым, если Родина велела... ну и т.д... поэтому я такое посвящение написала и две картинки справа внизу на коллаж для такого случАя подверстала... даааа
...
весь мой коллаж - а иллюстрация представляет собой коллаж - так вооот, он посвящается правосудию, каковое у нас в РФ, хотя и изображается в виде богини Фемиды обычно, но на самом деле это самец, мне тАк кааца...
...
собственно пояснения
...
я давным-давно собиралась об этом поговорить, но не знала к чему бы пристегнуть тему четырехмерного пространства... а сейчас, когда сидение взаперти обострило мои мыслительные процессы и сложились рифмы - худо-бедно - о Задаче трёх тел, то и решила я "школьные годы чудесные" вспомнить (хотя и считается, что Солнечная система стабильна, а орбиты планет устойчивы, тем не менее - ни в чём нельзя быть до конца уверенными, ибо: "В отличие от Задачи двух тел, Задача трёх тел в общем случае не имеет решения в виде конечных аналитических выражений"; где-то я даже прочла, что у самогО Ньютона голова болела, когда он думал о движении астрономических объектов вообще и о взаимодействии Солнца-Земли-Луны в частности)
...
вобщем, вы сами видите, если видите, что я слепила эту картинку из того что было, и именно об этом я и собираюсь поговорить - о роли эклектики в процессе естественно-научного познания; а чтобы мои рассуждения не показались вам мутными, я в правом верхнем углу заранее присобачила опровержение - факт не мутн типа, а вполне себе очевиден, хотя в остальном всё грустно, ибо иллюстрация как всегда получилась не просто в плохом, в отвратительном разрешении, ну ничего, я для того и заморачиваюсь с пояснениями 
...
итак, на верхней картинке слева - «Гравюра Фламмариона»... это анонимная гравюра, "одно время считавшаяся ксилографией, получившая название по своей первой известной публикации в книге французского астронома XIX века Камиля Фламмариона «Атмосфера: Популярная Метеорология», вышедшей в 1888 году. На ней изображён человек, одетый в средневековую одежду пилигрима с посохом в руке. Он добрался до края Земли и сквозь занавес небесного свода рассматривает устройство Вселенной. Один из элементов этой небесной механики очень напоминает традиционные графические отображения «Божьей колесницы» (Меркавы) из видений пророка Иезекииля, в виде «колеса в колесе». Подпись гласит: «Миссионер средневековья рассказывает, что нашёл точку, где небо касается Земли». Текст, который эта иллюстрация сопровождает, звучит так: «что же такое тогда это голубое небо, которое безусловно существует и которое закрывает от нас звезды в течение дня?» Произведение часто описывается зрителем и воспринимается как средневековое благодаря её архаичному стилю и изображению Земли плоской, а не шаром."(с; https://ru.wikipedia.org/wiki/Гравюра_Фламмариона)
...
парой скверных фоток с изображением моих собственноручно выведенных соотношений на тему "остановите Землю я сойду" вы можете полюбоваться в левом нижнем углу, как раз под вышеупомянутой гравюрой, которую гравюру, будь моя воля, я именно так и назвала бы - "остановите Землю" (к сожалению, как только ынет распознал это название, он сразу же перестал отсылать фотки, редактировать качество и вообще повидимому невесть в чём меня заподозрил и напрочь отказался работать, прошу за него у читателя извинения и перевожу стрелки - в плохом качестве иллюстрации я не виновата, чесслово!)
цифирь и буковки в моих, написанных собственноручно соотношениях обозначают следующее:
- V - это общепринятое обозначение скорости; верхний индекс 2 - обозначает, что скорость в квадрате; нижние индексы 1,2,3 и орб. это соответственно первая и вторая космические скорости, три - скорость, с которой нужно взлететь с Земли, чтобы упасть на Солнце, а орб. обозначает орбитальную скорость Земли вокруг Солнца; буковка C с верхним индексом 2 это скорость света в квадрате, я волюнтаристски приравняла её к разности единицы и единицы делённой на pi в квадрате, умноженной на десять в семнадцатой степени; квадрат орбитальной скорости я приравняла к произведению десяти в восьмой степени на разность pi квадрат минус единица; ну а искомую скорость падения на Солнце с хорошей точностью можно считать частным от деления десяти в пятой степени и числа pi... это я описала словами картинку на сером фоне, самую нижнюю... что касается верхней, кто разглядит, то там под цитатой от Пьера Ферма "поля этой книги слишком узки" я написала две формулы... верхняя формула - суть факт того, что вторая космическая скорость в квадрате есть удвоенная первая космическая в квадрате, и с такой же непреложностью как теорема Пифагора этот квадрат скорости представляет собой разность между квадратами третьей космической и орбитальной... домножив обе стороны соотношения на 86400 секунд в сутках я получила размерность, выраженную в метрах квадратных делённых на сутки квадратные... за неимением технической возможности промежуточные вычисления опускаю, и рассказываю суть выведенного мной соотношения, оно таково:
- рассматривая указанные соотношения космических скоростей (скоростей, рассчитанных не в секундах, а в сутках), можно с хорошей точностью (а именно - с точностью нормальной температуры тела человека в градусах Цельсия, измеренной ртутным термометром) обнаружить, что квадрат второй космической скорости обратно пропорционален 53-м делённым на 8 и с этим безразмерным коэффициэнтом этот квадрат может быть приравнен к произведению следующих отношений: квадрату сидерического года в днях делённому на квадрат тридцати шести и шести десятых градусов Цельсия; массе Земли делённой на массу Солнца; произведению орбитальной скорости на постоянную Планка, делённому на одну астрономическую единицу... т.о. получается очень интересная размерность...
- количество днейсидерическогогодавквадрате умноженное на отношение энергий в Джоулях к градусамЦельсиявквадрате при взаимном сокращении масс в килограммах даёт размерность метровквадратныхвсуткиквадратные... но это ещё не всё
- совершенно другое соотношение можно получить, если "оттолкнуться" от такого отрезка времени как сидерический лунный месяц в днях... та же самая величина второй космической скорости в той же размерности может быть приравнена к квадрату лунного месяца в днях умноженному на квадрат скорости света в метрах квадратных за секунду квадратную с коэффициентом единица делённая на pi в квадрате минус один, отнять pi в квадрате делённое на десять в квадрате... короче, нет, не могу объяснить, нужно формулы на фотке рассмотреть, иначе никак не понять... я в другом эссе постараюсь ещё одну свою рукописную картинку сфотографировать и возможно тогда какому-то случайному читателю (а что, а вдруг?) станет яснен-понятен так же как и мне физический смысл тождества Эйлера, константы Эйлера-Маскерони, равно как и связь с законом всемирного тяготения суммы ряда обратных квадратов... всё это может быть увязано тождествами, основанными на том, что квадрат скорости света это константа не только физического мира, но и в математике она имеет место быть... мне так кааца, когда я думаю о четвёртом измерении и о квадрате мнимой единицы, в которую "сворачивается" энергия в плоскости масса-энергия и остаётся только доступное нашему разумению относительное "эйнштейновское" трёхмерное пространство пространства-времени-массы (или пространства-времени-энергии - на выбор, смотря как глядеть и что "сворачивается")... бла-бла-бла... etc...
...
что касается картинки справа всередине - то я скопировала её/картинку на интернет-сайте "неформальной, неформатной, фривольной и юмористической интернет-энциклопедии" (с; http://lurkmore.to), в статье Четвёртое измерение, о котором измерении указанное Луркоморье выразилась так, что мол это - "философская и математическая концепция, недоступная для понимания почти никому"... статья мне понравилось, а картинка нет - подпись грубая (посмотреть её можно непосредственно в указанной статье - она/подпись располагается в виртуальной "стопке" картинок, четвёртой по счёту, под планом дома анона, о коем сказано, что "если бы он был двумерным и жил во Флатландии")... вобщем, до поры до времени я позабыла обиду, нанесённую мне «энциклопедией современной культуры, фольклора и субкультур, а также всего остального»... но вот, случай подвернулся и я хочу об этом поговорить... к сожалению разрешение иллюстраций на стихи.ру, как я уже упоминала неоднократно, разрешение стихи.ру даёт плохое... придётся опять же рассказать, об чём речь, т.к. исходный учебник из которого взята картинка я не нагуглила, и правильных решений не знаю, только интуитивно чувствую... возможно это и хорошо... т.к. строгое решение безусловно прекрасно, но, как говорится в том же Луркморье, в статье Матан: "С матаном и точными науками связана ещё одна хитрость, идея которой почему-то не всем доступна даже после чтения произведений Станислава Лема на тему матана. Дело в том, что весь матан не более, чем список формальных правил преобразования одних буквочек в другие (сомневающимся совет подумать, с чего бы это вдруг компьютер научился решать уравнения ничего не понимая в их сути?). А это задаёт два свойства матана — сферичность в вакууме и нулевую информацию преобразований (преобразования не приносят новой информации об объекте, который описывается матаном — вся полученная информация уже содержится в объекте — поэтому математика «цепочка тавтологий»)."(с)
...
кароч, читаю и перевожу задачки с картинки справа:
- в 1.4 спрашивается какие две двумерные плоскости в четырехмерном пространстве пересекаются в одной точке?.. мой ответ - это две комплексные плоскости, пересекающиеся в т.0... это просто...
- в 1.5 спрашивается какие две двумерные плоскости в четырехмерном пространстве являются скрещивающимися?.. мой ответ - это плоскость действительных чисел и плоскость мнимых чисел, впрочем не уверена... это сложно... но думаю, что перпендикуляр (вернее бы сказать - вектор), проходящий из нуля строго действительной плоскости в нуль строго мнимой плоскости как раз и должен бы по идее задавать четвёртое измерение... не знаю, не суть - "чистая математика" мне не столь интересна, мне интересно, чтобы понять физический смысл можно было бы... нууу... если честно, то я не знаю, хороша ли моя мысль об интерпретации времени именно в виде такого перпендикуляра...
- в 1.6 спрашивается, можно ли точку внутри трёхмерной сферы, помещённой в четырёхмерное пространство... можно ли эту точку извлечь, не "повредив" сам шар, так скзть?.. ответ - можно по определению...
- в 1.7 спрашивается можно ли две зацепленные окружности в трёхмерном пространстве расцепить в четырехмерном пространстве, не разорвав ни одну из них?.. тут походу ответ - нельзя, т.к. сцепленные окружности задают тор, а тор четырехмерен...
- однако... проанализировав факты, которые я взяла за основу, сочиняя свой стишок, я могу предположить следующее:
а) задача 1.6 действительно решается тривиально... даже представив себе четвёртое измерение как время, очевидно понятно, что если какое-то небесное тело сначала, в доисторические времена сформировалось из газообразного облака, то, до того, как это тело стало твёрдым шаром можно было любую из частиц этого шара извлечь из него, из этого шара без проблем, не касаясь ни одной из соседних частиц, которые в разреженном газе первоначально находились как угодно далеко друг от друга...
б) но и задача 1.7 - таки может быть решена... и доказательством этого служит то, что Луна удаляется от нашей прекрасной планеты, удлиняя нам сутки и нагревая Землю; каковая Земля в свою очередь удаляется от Солнца, замедляя вращение нашего жёлтого карлика и нагревая его (разумеется чрезвычайно слабо "нагревая")... это можно представить себе так, что орбита Земли вокруг Солнца это одно кольцо, а орбита Луны вокруг Земли это другое кольцо - в трёхмерном пространстве... но во времени, т.е. в четырёхмерном пространстве - это не кольца, а спирали... короче, так... не знаю, улетит ли когда-нить от нас в космос наша Луна, и улетим ли мы в космос от Солнца, но то что ключ всегда можно снять со спирального кольца от ключей (такого, старого кольца, раньше такие были - в виде жёсткой пружины) - это мне очевидно... etc...
- а автора статьи из Луркморья, обозвавшего заинтересованного читателя сукой я прощаю - и даже сочувствую ему, как человеку без музыкального вкуса; я думаю, по авторской статье судя, что он/этот/автор не музыкой сфер увлекается, а всё больше современности привержен, например такой, как вот эта вот, цитирую
Припев:
"Не дай себе в бездну кануть,
Даже если все уйдут – я останусь.
Я не дам водить себя за нос,
Либо мы трахнем эту суку жизнь, либо она нас.
Гонка за право обладать, территория обмана.
Я не дам водить себя за нос…"
(Rigos – Решай свои задачи сам ft. Каспийский Груз) - конец цитаты, т.к. речетативы там ваще отстой... не в моём вкусе, кароч...


Рецензии