О патрициях и плебеях

PATRICIOS ET PLEBEISQUE
ПАТРИЦИИ И ПЛЕБЕИ

Патрициям полегче в мире -
У них с пелёнок гладкий путь.
Их мысли не о том, как выжить,
В лишь, где выгодней смекнуть

У них и связи, и ресурсы,
И имя, титул, и молва...
Им двери открывать не нужно
Другим закрытые всегда.

Они, рождённые в рубашке,
Произрастали в парнике.
И все желания, как в сказке,
Сказал - исполнилось уже.

Да - воспитание, манеры,
Что можно и нельзя сказать...
Но это ли являлось мерой
Чтоб "человеком" их назвать.

Мы знаем тех, кто шёл труднее
Дорогой полною преград;
Кто достигал всего, умея
Своим умом, не веря в блат.

По мне дороже те плебеи,
Кто всем патрициям назло,
В любимом деле преуспели,
Пусть им немного повезло. 

Сократ, Христос и Леонардо,
И Ньютон - вышли из низов,
И не гнушались своей касты...
За ум их мир принять готов.

Считали - "неуч" Леонардо, (1)
Юродивым прослыл Сократ.
Невежеству - снобизма карту
И чванство возрастёт в сто крат.


(1)  "Поскольку я не получил надлежащего образования, некоторые высокомерно полагают (это я точно знаю), что имеют основание критиковать меня, ссылаясь на то, что я ничему не учился. Они утверждают, что я, не имея ученого опыта, не могу надлежащим образом трактовать вопросы, за решение которых берусь"
         Леонардо да Винчи



PATRICIOS

А ведь какие были люди!
Като и Цезарь, Цицерон!
И Клеопатру не забудем,
О них тысячелетия звон.

Был Мариус, был Сулла, Красс,
Помпей... не проходите мимо;
Амбиции их все без числа -
Вот это двигатель был Рима!

У римлян фаворитом стать
Была нелегкая задача,
Чтоб за тебя голосовать
Пришли - особая удача.

Во первых в имени твоём
Должны быть предков отголоски.
Для римлян важен был «приём»
И узнавание и сноски.

Семь категорий было в Риме
Всех тех кто голос подавал.
Элита - «всадники», патриции
Кто конным в армии бывал.

Пять категорий у плебеев,
По амуниции опять.
Копьё и щит с собой имеет
И меч кто может удержать.

Разряд последний - пролетарии,
Кому рогатки не купить.
Вот так они в голосовании
В порядке шли. Не изменить.

Им жизнь была для риска данной.
И рисковали ей не раз,
Поставив всё, что есть на карту,
Включая жизнь свою в сей час!

Играли в жизнь, ну как в рулетку,
Что русской мы зовём сейчас.
Сейчас мы это видим редко,
Тогда ж - случалось каждый час.


PLEBEISQUE

Толпа способна подчиниться
Гиперболическим речам,
Оратор должен повторяться
Без доказательств для ума.

Он аррелирует лишь к чувствам
И для толпы он сам герой.
Он как на сцене и искусство
Его в контроле над толпой.

Он вызывает у народа
Те первобытные черты,
До государства, до закона:
Там есть добыча и есть ты.

Толпа не терпит возражений
Религиозных и мирских,
Не надо ей разумных мнений -
Чуть что и сразу - “Бей чужих!”

Толпе нужна лишь только сила
И чтоб длннее поводок…
Она тиранов возносила,
А слабаков вгоняла в гроб.

Бывало деспот был повержен
И бог разорванный толпой,
Как только слабости подвержен
И для толпы уж не герой.

Тогда плюют на пьедесталы,
Кричат “долой”, кричат “капут”
Все те, кто к рабству призывали -
Лев ослабел и выпал кнут.


PROLETARIUS - ПРОЛЕТАРИЙ

Мы жили все при диктатуре
И восславляли бывший строй
Демократичный по натуре -
Был "пролетарий" наш герой.

Он "гегемоном" был конечно...
(Слов умных до того не знал)
И философию беспечно,
Как попугай он лепетал.   

Но кто такой наш пролетарий?
И из какого словаря?
Какие у него регалии?
За водку нет наград, а зря...

Семь категорий было в Риме
Всех тех кто голос подавал.
Элита - "всадники" - патриции,
Кто конным в армии бывал. 

Пять категорий у плебеев -
По амуниции опять.
Копьё и щит с собой имеет
И меч кто может удержать.

Разряд последний - "пролетарии",
Кому рогатки не купить.
Вот так они в голосовании
В порядке шли.  Не изменить.

Пришло то слово из латыни,
От Рима древних горожан
Патриции, плебеи были,
А «пролетарий» - нищих сан.

Плебеев много разделений:
Рабами кто владел, землёй;
А кто гроша там не имели -
Тот «пролетарий» - наш герой.

Они права имели граждан,
Распять их вовсе не могли;
Их звон цепей, лишь в шутку назван -
Руссо и Маркс - вот шутники.   

Имел он голос и ценился
Во время выборов в сенат.
Лишь «хлеба-зрелищ» им гостинцем..
И иногда вину был рад.

Итак, с надуманной истории
Марксизм берёт крутой вираж -
И лозунг - "Вы в цепях не более!
Объединяйтесь!   Абордаж!"

Прошли эпохи революций,
Утопия в одной стране,
Там пали миллионы лучших,
А кто же остался на коне?

Народ и партия - едины,
Но партия, та во главе.
Народ друг другу смотрит в спины
И слышит лозунги к себе:

"Мы вас назначим гегемоном,
И диктатуру применим
К тем классам, у кого есть много,
А мы забрать всё то хотим".

Ну что ж, звучит вполне научно -
Латынь не мат.  Какой вопрос?
А умников всех к стенке штучно
Поставит с Балтики матрос.

Они - "диктатор" лишь условно.
Зачем им голову ломать?
Вождь станет во главе колонны
И ими будет управлять.   

"А вас всех - на доску почёта,
В президиум и к орденам,
Потом в дивизии и в роты -
Диктатор - привыкай к штыкам. 

Мы жили все при диктатуре
В «демократической стране»,
В ней «граждане-рабы» в структуре...
Там «пролетариев-граждан» нет!



Quem dolorem de patricias - ИЗ ПАТРИЦИЕВ В ПЛЕБЕИ

ПУБЛИЙ КЛОДИЙ ПУЛЬХР  (93-52 гг до нэ)

Случалось всё в подлунном мире!
Поверить трудно, что тогда
В республиканском древнем мире
Патриций вдруг плебеем стал.

Официально по декрету
Сената Рима - перешёл,
Хотя и не было секретом
Его затея для чего.

Он рвался к власти безудержно,
И эту власть искал тогда -
В низах и в черни, что мгновенно
Готова разорвать врага.

А почему? Вход к высшей власти
Скандал - дорогу перекрыл.
Патрициев должности - в Сенате...
Плебею - пост «Трибуна» был!

Был женский праздник в древнем Риме,
Куда мужчинам «не ноги».
Никто не знал, что там творится
И догадаться не могли.

А наш герой под женским платьем
К супруге Цезаря проник,
Попался, узнан и с проклятием
Был изгнан сразу, в тот же миг.    (1)

А Цезарь - рыцарь тех времён
Разводится с своей Помпеей,
Хоть и сказал при этом он:
«Жена моя - вне подозрений».

Судил его сам Цицерон
И стал врагом его до смерти,
Но, как всегда, оправдан он -
Ведь всё в суде решали деньги.

Трибуном стать плебей лишь может
И наш герой пошёл на то,
Семьёй родной был отлучённый,
Плебей усыновил его.

Он стал трибуном популярным,
Он хлеб бесплатно раздавал.
Чужое раздавать не жалко...
Он "коммунистом" древним стал.

Был демагог он и политик
Вражду и смуту сеял он.
Помпей боялся его клики,
Запуган был и Цицерон.

Когда толпой приведён к власти,
То от толпы ты и умрёшь!
Убит, за то, что был причастен
К погромам черни из низов.


Публий Клодий Пульхр  93-52 гг до нэ - древнеримский политик из патрицианского рода Клавдиев, демагог и радикальный популяр, один из знаменитых плебейских трибунов-вожаков периода кризиса Республики.  Ярый противник Цицерона.

(1) В 62 до н. э. Разоблачили  Публия Клодия Пульхра, который, переодевшись женщиной, прокрался на Таинства Доброй Богини, происходившие в доме Цезаря. Настоящей причиной такого поведения Публия Клодия был его интерес к Помпее Сулле, жене Цезаря.    Цезарь, тогда занимавший пост консула, после этого инцидента немедленно разводится с женой, хотя и предполагает, что она может быть невиновна. К этому случаю относится его высказывание - «Жена Цезаря должна быть выше подозрений».


OPINIO DE POPULO - МНЕНИЕ НАРОДА

Народа мнение - это мнение,
Кого не спрашивал никто,
Но выдаётся без сомнений
С трибуны, сцены и в кино.

Оно вещается с экрана
С надеждой твёрдой, что привьют
Идеи, что народу странны,
Но разжуют и вдруг сойдут. 

Напишут мнение на знаменах,
Так передав свой идеал
Народ, чтоб массой просвещенной,
Теперь с тем мнением шагал.


SINE NOBILITATE - СНОБ

Название сверху на латыни
Дало понятию “snob” начало. (1)
Да, сноб бывал тогда и ныне,
Значение слово поменяло.

Так в Риме звали тех плебеев,
Кто выбился старанием “в люди”,
Не став с патрицием “равнее”,
Но бывший круг ему, как слуги. 

Прошли века, родились классы,
По Дарвину, как и по Марксу,
Но те дворяне, родом старше,
Себя ценили выше массы.

Закрыт был вход простолюдинам
На их собрания и попойки.
А снобом звали тех, кто ниже
И с поведением недостойным. 

В эпоху равенства и братства
Понятие “сноб” опять сменилось -
Сноб - это тот, кто не из знатства
С другим общается, как милость. 

Кто нос задрал повыше крыши
Из-за чинов или богатства
А все вокруг с значением мыши
И не ровня ему, не братство.

Осталось слово, но значение,
Как перевертыш поменяло.
Но все мы знаем, без сомнения,
Кто сноб и где его начало. 


(1) Предполагается, что слово сноб происходит от латинского сокращения s. nob. (от лат. sine nobilitate “неблагородного происхождения”).




ХОЧУ БЫТЬ СТОЛБОВОЮ ДВОРЯНКОЙ

 «Не хочу быть чёрною крестьянкой,
          хочу быть столбовою дворянкой».

           А.С.Пушкин    "Сказка о рыбаке и рыбке".

А кто такие те крестьяне,
Кто “чёрными” звались в то время?
А “столбовые” кто дворяне
Среди других дворян с имением?  (1)

Кретьянин “чёрный” - это тот,
Кто был свободным, неподвластным
Помещикам.  Платил налог
Москве и князю безнаказно.

Он мог забросить плуг, соху;
Податься в город на старание
И даже мог (как на духу)
Служить, записанным в дворяне.

Так было только до Петра .
При нём их имя  поменялось -
Стал “государственным” батрак
И вольной воли не осталось.

При старой Киевской Руси
Были князья, но не дворяне.
Дворянство завели цари
За службу при дворе, в уставе.

Различие среди дворян
При Пушкине имело смысл -
Чтоб отличить старинных ряд
От тех, кто выскочкою слыл.

При Грозном имена дворян
В  “столбцы”  записаны бывали -
Чей род недавний - вот изъян
Им столбовые не прощали.


(1)  «Чёрные крестьяне» и «столбовые дворяне» — из разных эпох.
Когда исчезли первые, вторые еще не появились. Выбирать между ними было невозможно. Поэтому старуха замахивалась на прыжок во времени.



ДВОРЯНЕ И БОЯРЕ

Дворяне обошли бояр
На исторической развилке -
В прислугах верность, вот их дар,
Доверие князей в копилке.

Боярский древний знатный род
Равнялся княжескому часто,
Своя дружина, свой доход,
Порой несметное богатство.

Боярин князя мог сменить,
Уйти к другому в услужение.
Князь знал тогда, кого ценить,
Кого приблизить в окружении.

Чем проще род, тем больше рад
Подарку с царского плеча,
Тем служба искренней, парад
Не для показу, сгоряча. 

Люд дворовой, потом дворяне
Всегда владыки на виду,
Князья детей им доверяли,
И доверяли им жену. 

А от доверия к влиянию
Один лишь шаг, верней шажок.
То, что на ухо нашептали,
То княжеский трубил рожок. 

Потом был Пётр. Он с бородой
Боярское отбрил сословие.
Дворянам править дал страной
Стране служить - его условие. 

Так секретарши власть сильна
От близости к могучей власти,
Они ведь точно “со двора”
За это им духи и сласти. 





ОТЛИЧИЯ, ЗВАНИЯ, ИЕРАРХИЯ

Отличия знаки, иерархия,
Почетный стул и кабинет -
Вот запрещения дипломатия!
Вот власти атрибут и свет. 

В России мантия горностая
Была лишь только для царя.
Её не часто одевали,
Лишь показать, что вот он - я!

Доска почёта и нашивки
На рукавах, погонах - всё,
Лампасы, звёзды, лычки, бирки
Нас разделяют: «после», «до».

В Китае только император
Носил почётный жёлтый цвет.
Монгольский хан лишь красным знаком
Печать имел.  Другие нет?

Сенатор Рима носил гордо
Ту тогу с пурпурной каймой.
Одежды признак славен долго -
Дороже шуба - статус твой.

Другим отличием служили
Клеймо и стигма (иль тату)
Рабов обычно так клеймили
И проституток. Почему?

Иль отрезали нос и уши,
Рубили руку, кто украл...
Страдало тело тех, кто душу
Уже лукавому продал.

Не успокоится гордыня
И не исчезнет весь порок,
Не лечат душу звания, имя
И у клейма конечный срок.



ХОЛОПЫ, СМЕРДЫ

Чего желали на Руси?
Свободы - всем вовеки чуждой,
Или добрей царя найти -
Что кажется сегодня нужно?

Свобода требует от вас
Найти работу, кров и пищу.
Самим. Сейчас и про запас.
Вы как в лесу, а звери рыщут. 

А если мудрый, добрый кто
Вам гарантирует похлёбку,
И крышу вроде ничего,
И от врагов даст вам решётку.

Похоже вроде на тюрьму,
Но говорят - "вы на свободе".
Спокойней сердцу и уму...
Лишь добрый царь - не много вроде.


РАБЫ БЫВАЮТ РАЗНЫХ ВИДОВ

Рабы бывают разных видов:
С клеймом на лбу и на душе,
К галерам в кандалах прибитым
И в смокинге.  И в неглиже.

Раб может быть героем в битве,
А позже целовать сапог,
Своею окружённый свитой
Других, приниженных рабов. 

Раб не ярлык, не положение,
А состояние души.
Пусть грудь в крестах, но сожаление,
За что кресты те получил. 

За то, что сам невинных мучил
По приказаниям свысока?
Брал дочек чьих то, чьих то внучек
Кто "враг народа" был тогда?

Раб честно выполнял приказы
И даже перевыполнял.
Служил рабом не для показу,
Душою рабство принимал. 

Рабы бывают разных видов,
Но страшен тот, кто раб в душе.
То на арене друга в спину....
То в жизни всех продал уже.



ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ...

За равенство боролись много:
Мол "все равны, даешь дележ",
И свои рубища на тоги
Сменить им было невтерпеж. 

Они не равенства хотели,
А поменять места свои
Стать власть имущими на деле...
Права качали лишь свои. 

За перемену мест боролись
Спартак, плебеи и рабы.
А строй устраивал их вроде,
Девиз их был: "рабы не мы".

Свободу, равенство и братство
Трубил Руссо, Монтень, Вольтер,
Нигде оно не состоялось,
И негде мне найти пример.

Маркс поступил умнее сразу -
Он гегемона возбудил:
На диктатуру пролетариата
Он братский лозунг перешил.

И даже это не свершилось,
Все та ж элита у руля,
И строй любой как лыком шитый,
Есть избранные, а есть и тля.

От перемены мест мы знаем
Ведь результат не изменим.
А мы политику латаем:
"Равны, равнее, уравним".


Рецензии
Я В Восторге -и большей своей частью от того, что впервые встречаю
так глубоко и мудро описанную Словом Социальную Пирамиду!
за эту философскую тему НИКТО обычно не рискует браться!

Юрий Фадеев 22   01.05.2020 03:38     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Юрий!

С уважением

Оскар Хуторянский   02.05.2020 00:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.