Муравьиная логистика. Принципы, концепции, модели

Из пункта А в пункт Б с грузом
товаров выехал автомобиль…

По статистическим данным, объявленным в средствах массовой информации за 9 месяцев воздушным транспортом перевезено грузов на 30% больше, чем за отчетный период прошлого года. Существенно вырос объем автомобильных грузоперевозок, при этом доля перевалки грузов ж/д транспортом снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 7 %. Еще больше упал поток грузоперевозок на водном транспорте. Статистика работает только фактами. Они – вещь упрямая. За статистическими цифрами стоит не только экономический эффект конкретных перевозчиков, крупных и мелких, не только проценты их прибыли или убытков, не только способность штабов целых отраслей рассчитать, как эффективней изготовить продукцию, затем разместить ее на складах предприятий, но и как доставить ее заказчику с наименьшими затратами в кратчайшее время по кратчайшим маршрутам. И что не менее важно в нынешних экономических условиях на этом заработать, укрепив свою репутацию, а следовательно, расширить рынки сбыта. В итоге за статистическими выкладками стоит без преувеличения экономическая политика государства, его авторитет, существенной составляющей которой является логистическая система продвижения товаров потребителю как внутри страны, так и за ее пределами, причем на неограниченном удалении от складов собственных изготовителей в тех пунктах и точках доставки, где продукцию ждут с уверенностью. А почему? Потому что, туда проложены логистически обоснованные маршруты с учетом не только качества и стоимости грузов, но и затрат на доставку. Ведь эти расходы заранее заложены в конечную стоимость реализуемой продукции. И от того, по какой цене ее придется продавать, покупатели будут решать, стоит ли покупать у нас или лучше поискать в другом месте. А это имидж! Он является составляющей успеха. Простой пример из повседневной жизни. Может быть не очень удачный, но поучительный точно.

В жилом квартале почти рядом расположены две торговые точки. Давно работающий магазин, бывший гастроном, и новый торговый объект, возведенный не менее года назад. Бывший гастроном расположен в удобном, привычном для покупателей месте, а новый, который возводился с нуля, еще должен был завоевать авторитет. Затрат на его обустройство потребовалось намного больше. В первой торговой точке работали и продолжают работать по старинке. К магазину не подойти: приедут две машины с товаром и ждут, когда там их разгрузят. Люди обходят эти машины, они не довольны. В новой торговой точке, благодаря продуманным логистическим схемам, машины подъезжают к специально оборудованным подъездам. Все по графику, машины с грузом снуют будто муравьи и никому не мешают, а только подсказывают покупателям, что товаров здесь больше. Благодаря продуманным логистическим схемам, товаров в новом торговом объекте действительно намного больше, продукция не залеживается, ассортимент расширяется, цены регулируются в сторону уменьшения. В итоге товар чуть дешевле, а в магазине не протолкнуться, оборачиваемость высокая, прибыль растет. Владелец и работники довольны, и покупатели не в накладе и стараются закупить больше товаров. В бывшем же гастрономе продавцы скучают, покупателей теряют, и к изменению ситуации, чтобы завоевать расположение людей, особых усилий не предпринимают. На замечание: «Что же у вас так бедненько и так дорого?» отвечают: «Это не мы, это поставщики нам ничего не везут». Вопрос: «Кому нужно такое предприятие?». И идет слух в жилом квартале, что владельцы подумывают о реорганизации этого магазина.
 
Какое отношение этот пример имеет к снижению грузоперевозок на ж/д транспорте? При том, что получив от государства фору в виде поддержки, так как являются монополистами в перевозках грузов на огромные расстояния и в том, и в другом случае управленцы успокоились, посчитав, что можно работать по устаревшим схемам, и от этого проигрывают на конкурентном рынке. А инициативу перехватывают более расчетливые и поворотливые конкуренты. Еще недавно, казалось, что конкуренции нет и не предвидится. И за покупателя бороться не надо – сам придет и купит, куда он денется. Но время поменялось, и сегодня есть выбор. Каждый выбирает там, где ему удобней и выгодней.

От всего этого можно отмахнуться, мол все и так понятно. К чему эти экономические азы? А вот Андрей Смирнов, создатель онлайн-сервиса, где размещены веб-предложения компании «Муравьиная логистика» рассудил иначе. Он с единомышленниками взялся продвигать логистический продукт потребителю: предприятиям-перевозчикам грузов, как большим, так и малым. Хоть карликовым, состоящим из одного легкового автомобиля – был бы доволен клиент! Ведь не зря компанию назвали «Муравьиная логистика». Муравей – мелкое насекомое, живущее в огромной общине. (Словарь русского языка. Том 2). Муравейник – это только видимая надстройка, а сам муравей выполняет конкретную посильную работу и тянет в муравейник, или в обратном направлении, то, что взял по силам, причем по той дороге, которая проложена до него другими муравьями-аналитиками. Вот и в основе данного логистического продукта лежит расчет оптимальных маршрутов до указанных товарных точек и исходя из парка автотранспорта предприятия или предпринимателя, каким бы он ни был по масштабу и формату. «Муравьиная логистика» позволяет удобно и быстро выполнять задачи транспортной логистики, подходит для логистических, транспортных, экспедиторских, курьерских, почтовых компаний, интернет-магазинов. Программа автоматизации транспорта логически учитывают заданные параметры: вес груза, габариты автомобилей, сроки доставки, осуществляет расчет предсказуемого времени доставки товара, что является одним из удобств автоматического формирования маршрутов. Расчет маршрута с учетом времени работы точек доставки позволит к тому же избежать простоя транспорта в ожидании отгрузки. Ознакомившись с программой, можно сделать вывод, что пример с доставкой грузов в торговые точки жилого квартала не такой уж и неудачный.
 
Какие же принципы «Муравьиной логистики»? Они ясны, просты и обоснованы. В основе:
1. Быстро сформированные маршруты доставки;
2. Возможность руководителям предприятий контролировать логиста;
3. Способность увидеть результат работы конкретного транспортного средства;
4. Возможность постоянного мониторинга выполняемых перевозок, позволяющий получить полный план-факт (работа по плану и фактически выполненная) анализа рейса.

Об актуальности этих принципов можно судить по тому же сериалу «Дальнобойщики». Из серии в серию большегрузный автомобиль колесит по дорогам страны, едет как хочет, паркуется где хочет, водители-хозяева машины в рейсе делают что хотят и как хотят. Убытки от таких рейсов никто не считает. Между тем, судя по их работе, ущерб автопредприятию они приносят существенный. Сами выбирают маршруты движения, двигаясь по тому или другому маршруту, сами регулируют риски. Пробег машины, горючее, сроки доставки – все на их усмотрение. В итоге сериал интересный, но для руководителей транспортных компаний поучительный. Но дальнобойщики – это художественный вымысел. Если сериалу внедрить «Муравьиную логистику», его смотреть будет скучно. А вот автобусные парки нашей страны, на работу которых еще недавно было столько жалоб, обид, упреков, элементы «Муравьиной логистики» у себя внедрили массово. Еще недавно автобус мог опоздать на остановочный пункт или приехать раньше, но сейчас движение взято под контроль. Диспетчерские автоматизированы и компьютеризированы, движение прослеживается в режиме реального времени. Уже с маршрута водитель не съедет и с графика на собьется – все под контролем. Под контролем и пассажиропоток. Убыточные маршруты корректируются, прибыльные анализируются, оптимизируются графики движения по часам, аварийные службы в кратчайшее время готовы устранить неисправности транспорта на линии или без помех и потерь эвакуировать машину с места аварии и поломки. В результате, несмотря на регулируемые тарифы перевозок, автобусные предприятия проводят и ремонт, и обновление транспорта, выплачивают зарплату, вносят налоги в бюджет. Предприятие развивается в том числе и за счет снижения потерь на маршрутах до минимума.

Выходит, что концепция «Муравьиной логистики» дает значительный положительный эффект при расчете оптимальных маршрутов исходя из парка автотранспорта – значит концепция успешная. Вернемся к примеру с автоперевозками пассажиров. Раньше, чтобы доставить их из пункта А в пункт Б, несмотря на загруженность, максимальную или минимальную, отправлялся большущий желтый «Икарус». Сколько было затрат, и экологии какой вред наносился от черных выхлопов при работе двигателей. Теперь с внедрением логистической системы на более загруженные маршруты выходят автобусы большой вместимости, на другие, менее загруженные, – микроавтобусы, а целый ряд неперспективных ранее направлений взяли на себя частные перевозчики – предприниматели, у которых в парке может быть всего то одна машина. Удобство и выгоду подсчитали все и в материальных средствах, и во времени, и в комфорте. Исходя из примера можно определиться с основными концепциями «Муравьиной логистики». Сервис прост в настройке и доступен для обучения работе на нем, оптимизирован для интеграции с учетными системами, всегда актуальные карты маршрутов. Но это еще не все.

В основу концепции работы «Муравьиной логистики» можно отнести:
1. Наглядное представление точек доставки и складов на карте;
2. Расчет оптимальных маршрутов с учетом заданных параметров;
3. Определение необходимого количества машин для выполнения заказа на доставку;
4. Назначение водителей и экспедиторов на маршрут;
5. Определение маршрута и контроля километража;
6. Формирование план-факта анализа работы водителя на маршруте;
7. Обмен данными с учетом систем пользователя.

К концептуальным характеристикам относится и используемая система карт: картографический материал постоянно обновляется, карты покрывают весь мир, и что существенно, они не покупаются потребителем как обязательное платное дополнение к сервису. Также компании сами оценивают онлайн-сервис по автоматическому формированию маршрута доставки бесплатно в 30-дневный срок.

К концептуальным возможностям стоит отнести:
1. Уменьшение суммарного пробега автомобилей;
2. Максимальное задействование транспортного парка без потери уровня сервиса;
3. Исключение потерь от недобросовестности водителей;
4. Учет фактического пробега транспорта в соответствии с планом.
К моделям муравьиной логистики следует отнести анимацию маршрутов, которая включает в себя:
1. Обмен данными между бухгалтерией и сервисом, описание возможностей сервиса, перенос точек с одного на другой маршрут.
2. Модели под условным названием «Попробовать», включающие:
- До 2 маршрутов в день и до 20 точек в маршруте – общий сервис.
- До 5 маршрутов в день и до 50 точек в маршруте, мобильное приложение, базовая поддержка – базовая модель.
- До 15 маршрутов в день при неограниченности точек в маршруте, GPS-мониторинг, обмен данными с учетной системой и регистрационная поддержка – расширенная модель.
- До 45 маршрутов в день при неограниченности точек в маршруте, управление правами пользователя на несколько моделей расчетов, выделение оператора – неограниченная модель.

Судя по моделям «Муравьиной логистики» автопредприятию не нужно тратить время на внедрение продукта, работу можно начинать сразу и с любым количеством транспорта, оплачивается только период использования логистического продукта. «Муравьиная логистика» гарантирует уверенность в том, что данные надежно защищены. При этом по желанию легко расширить географию бизнеса с учетом моделей «Муравьиной логистики».

Компания «Муравьиная логистика» доходчиво объяснила суть девиза: «Экономика должна быть экономной». Экономить нужно разумно, в том числе и на маршрутах доставки. От этого принципа не отказываемся сегодня, не откажемся и в будущем. Модели будут только совершенствоваться, модернизироваться, и «Муравьиная логистика» будет еще более востребованным направлением. О чем и свидетельствуют изложенные выше рассуждения. Вывод: «Муравьиная логистика» удобна, пользоваться ею выгодно и перспективно. Если вспомнить эпиграф: «Из пункта А в пункт Б с грузом товаров выехал автомобиль. Рассчитаете кратчайший маршрут и время в пути.»  «Муравьиная логистика» в полном объеме дает ответ на этот вопрос. Остается только изучить и пользоваться.

Счастливого пути!


Рецензии