Окно Овертона

«Это не промывание мозгов, как таковое,
А технологии более тонкие».
Дж. Овертон

Хронология развития ЕС не является тайной за семью замками. В основе создания объединения стоят: логика экономики, здравый смысл, прагматизм предпринимателей высочайшего уровня – еще тех экономистов, что называется специалистов с большой буквы. Европейский союз выстроен на прочном фундаменте – интеграции экономик, политических, социальных, общественных систем и интересов ряда западных стран. Впервые идея озвучена в 1867 году на Парижской конференции. А к построению ЕС приступили всерьез сразу после окончания Второй мировой войны с целью восстановления разрушенной экономики путем объединения усилий и ресурсов.

В 1950 году, 9 мая, министр иностранных дел Франции предложил объединить экономические потенциалы Франции, Германии, Бельгии, Италии, Нидерландов, Люксембурга. В 1951 году подписали договор об объединения угля и стали. Процесс пошел! Экономика стала быстро развиваться. Промышленность, сжав ресурсы в кулак, выступив как единое целое, дала толчок развитию всей экономики на основе научно-технического развития и диктата условий другим участникам рынка.

Все соседи увидели выгоду. И в 1957 году в Риме был подписан договор об создании Европейского экономического сообщества. Торговля оказалась двигателем прогресса. И в 1960 году была образована Европейская ассоциация свободной торговли. К договору присоединились другие страны. И если Португалия до этого была захудалой провинцией на окраине Европы, то, вступив в эту организацию, стала стремительно развиваться. Тоже произошло и с Испанией. В провинции Мурсия, где кроме овцеводства ничего не было, стали появляться современные предприятия, район ожил. Сегодня об этом с гордостью рассказывают родители тех, кто принимает наших детей на оздоровление летом.

За экономикой стало развиваться гражданское общество, повышалось благосостояние граждан. Росла личная свобода и финансовая самостоятельность. Люди начинали считать себя хозяевами собственной судьбы и своей страны.

Год за годом союз развивался. 9-10 марта 1979 года на сессии Евросовета решили вводить единую валютную систему.

В 1993 году завершено строительство Единого экономического рынка. На основе Маастрихтского соглашения сообщество переименовано в ЕС.

У нас же в это время царили распад и хаос. Как мы им завидовали: у них свобода, социальная ответственность, равенство, терпимость друг к другу, инициатива, интеграция. А у нас?

В 1995 году вступает в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Вот это свобода! Доверие, уважение, развитие культурных, научных и всех немыслимых связей. Все приводится к общему знаменателю. Сколько возможностей открылось для простых людей, а сколько возможностей для бизнеса!

В 1999 году вводится единая валюта – еще один шаг на пути к всеобщему благополучию. Но и единообразию тоже.

Можно подводить итоги:

1 этап. Объединение кредитной, валютной, бюджетной политик сделали объединение мощным, а граждан – уверенными в завтрашнем дне.

2 этап. Введены наднациональные органы с правами в области финансовой и денежно-кредитной политики. Люди не заметили, как их стали уравнивать в правах, невзирая на национальные особенности, из единого центра.

3 этап. Введение единой валюты. Еще больше усилилась взаимосвязь процесса экономического развития. До поры все было отлично. Мы им завидовали. Они нас поучали. Мы хотели к ним, а они развивали не только экономику, но и развращали души людей. Появились новые интересы, новые взгляды на жизнь, общество. Появилось желание поделиться опытом, а затем и навязать его другим. Ведь опыт успешен, надо перенимать побыстрее, у себя внедрять.

А мы живем в своей стране. Наша родина, как не банально, не только земля с ее полями, лесами, озерами. Не только родители и отчий дом, но и традиции, уклад жизни, данный нам конкретными людьми, жившими до нас на этой земле, нашими предками, нашими земляками, нашим обществом. Мы наследники их традиций и идей, их взглядов на жизнь. Если доводилась нам, нынешним молодым, побывать в гостях у самых близких соседей западнее пределов наших границ, наверняка каждый ощутил различие не только в укладе, но и во взглядах на жизнь, на перспективы, на будущее и прошлое страны и ее граждан. Там стараются не понимать, а оттого очень часто высмеивать нас. Мы с удивлением смотрим на них: какие-то они не такие. Что то мудрят, ведут себя странно, уж точно не как мы. ЕС придумали. Как будто пример распавшегося СССР, где всех хотели сделать похожими один на другого, и не пример вовсе. Какие-то они то рациональные, то наоборот. Теории придумывают, однополые браки легализовали. И нас с нашим мировоззрением, традициями, укладом, нашей верой в конце концов, пытаются загнать в свои рамки. Мы с возмущением отвечаем: «У вас все есть. Вы от изобилия придумываете себе развлечение». Они возражают: «Нет, это вы отсталые. Куда вам до нас, прогрессивных? А раз так, помалкивайте и поступайте как мы, а нет – значит нас недостойны. А достойны санкций, так как наибольшая свобода общества и общественной жизни в целом с наименьшим вмешательством государственного аппарата в жизнедеятельность людей превыше всего».

Как только ситуация в западном мире, объединенном с этими странами в ЕС, меняется, как только интересы государственного аппарата ЕС подвергаются испытаниям, тут же вытаскивается вторая часть теории: наименьшая свобода общественной жизнь с наибольшим вмешательством государственных институтов в жизнь этих же людей должна доминировать. Очень страшный пример сатирического журнала «Шарли», на страницах которого свободные от всего журналисты высмеивали чужих святых. Получив отпор в традициях тех, над кем они смеялись, общество выступило единым фронтом в защиту своего права говорить, что хотят, и стыдливо промолчало, когда журнал опубликовал карикатуры на погибшего младенца-беженца.

Другой пример тому трагедия беженцев из стран Ближнего востока, поверивших в первую часть теории Овертона, и не удосужившихся прочитать всю теорию до конца. В итоге люди, пострадавшие от войны, развязаны «прогрессивным ядром ЕС», спасая жизни свои и близких, прибежали к ним с надеждой на помощь и понимание. И застряли на пороге ЕС. Никому они не нужны. Теория, как та медаль, повернулась к нуждающимся другой стороной. И вот прогрессивные европейцы, «подлинные» хозяева ЕС, поджигают лагеря беженцев, требуют квот на расселение и вообще расселяют обездоленных в лагере смерти. При этом от всей души хотят, чтобы государственная машина ЕС взяла на себя их обязанности и свободу с целью оградить от хлопот.

Мы удивлены: «как же так? «Ну и двуличие!». Отвечают: «Ничего подобного, поглядите в “Окно Овертона”». И мы глядим, как смеются и презирают беженцев из Ближнего Востока и Африки, или из Донбасса. ЕСовцам говорим, да что говорим, кричим, показываем на горе и страдание людей, а они в ответ про наименьшую свободу общества в решении своей судьбы и про наибольшее вмешательство государственного механизма в эту же общественную жизнь. В Сирии решились прислушаться к требованиям ЕС, решили отстаивать государственный строй. Опять окрик: «А где наибольшая свобода общественной жизни и почему это государство решилось наводить конституционной порядок у себя дома?» Общество, мол, зрелое – само должно разобраться и все отрегулировать. «А беженцы?» Ну что ж, «лес рубят – щепки летят». Только «лес» не их, а «щепки» – это люди, но тоже не их. Не жалко? «Да нет – жалко. Но вы и нас в ЕС поймите». И опять начинаем разбираться, стараемся понять. Свое общество и государство пытаемся реформировать, забывая о том, что «Окно Овертона» на то и называется окном, что может быть распахнутым, когда надо проветрить помещение общей квартиры, а может быть наглухо закрытым, если холодно. Ну а чтобы, как говорится, «и волки были сыты, и овцы целы», можно это «окно» и на проветривание поставить. Все зависит от ситуации. В этом, на мой взгляд, суть теоритических исследований Джозефа Овертона. Этим, по моему разумению, в полной мере пользуется в своих интересах без всякой иронии образованные, общественные и политические деятели. Когда выгодно, на первый план выдвигают приоритеты свободного общества, где государство всего лишь обслуживающий аппарат. А когда надо – государство и его идеи с планами превыше всего, в том числе экономики и прав граждан на предпринимательство и свободу передвижения. Окно оно и есть окно. Пластиковое, деревянное, или Овертона. Суть одна – открыл, закрыл. Практично и очень удобно. Чего еще желать? Теории, конечно. На то они теории, что без практики, как учит классика, они мертвы. А практика такая, какая есть. Ее нужно принимать, понимать и прогнозировать самим, без подсказок. Тогда результат будет виден не только в ЕС, но и у нас. И никому не придет в голову нас поучать исходя из тех или иных теорий, выгодных здесь и сейчас конкретным политикам, политологам, государствам и их объединениям.


Рецензии