Бабий яр

БАБИЙ ЯР
поэма
(в семи частях)

               
       Памяти моей погибшей семьи

  – 1 –
Я брошен из младенчества в века –
В безмолвие снегов, жужжанье зноя.
С цветной повязкой быстрая рука (1) 
На миг остановилась надо мною.

Меня согреет мамино тепло,
Мы на земле, затоптанной и голой.
Тесней прижаться. Нам  не повезло –
Земля уже копит осенний холод….

Тяжелая работа у гостей:
Искоренить, не дать взойти побегу.
Поможем. Ведь близка победа,
А наше дело добрых ждёт вестей.

Чуть-чуть еврейской крови – не  цена
За то, что цель близка как кружка хмеля.
Нам свежий ветер – в спину, мы  у цели.
А цель – с державной поступью страна.

И потому немного этой крови,
Как санитары края на посту,
Еще вчера пустили мы во Львове (2) –
Короткий шаг в Богданову мечту. (3)

Мы братья, сказано.
           Но где же брат твой, Каин?...
А тот, с пелёнками у храмовых дверей –
Он бил младенцев головой о камень,
И плод клинком во чревах матерей.

А время летописные картины
В костры кремационные смахнёт,
Оставит серый пепел… Как и тот –
Сожженных тел, –
           каким засеяли равнину.

Освободитель мира – здесь.
Его успех и нам сулит победу.
Он в прошлое отправит наши беды,
И строгой, справедливой будет месть.

Победа наша отгрохочет сталью,
Поля устанет удобрять свинцом,
И школьными учебниками станет
Творить святых и доблестных отцов.
                = = = = =
   (1). Желтый и голубой – цвета государственного флага Украинской Народной Республики 1918-20 г.г.
   (2). Еврейский погром во Львове в июле 1941 г. Инициирован членами ОУН. Немцы не участвовали – наблюдали,  фотографи-ровали. Работала кинокамера. Погибли 4 тысячи человек.
   (3). Во всех населенных пунктах, где проходила казацкая армия Богдана Хмельницкого, евреи подлежали тотальному истреблению (включая младенцев). Способы убийства – самые зверские (город Немиров, 1648 г., за день 6 тысяч трупов).


 – 2 –
Над Бабьим Яром море тишины.
Лишь изредка звучит «Героям слава»!
Покой, и не грозит облава,
Но стелется дымок из глубины.

Там что-то тлеет под пластами тьмы,
В миру и под святым церковным сводом:
Чужак! Родимых пятен не отмыть,
Не раствориться им в крестильных водах.

Не скроет их ни темень, ни туман,
Они – ярлык непрошенного груза –
Заметны и без желтого клейма,
И не стереть их смешанным союзом.

Не спрятать наше сердце за бетон
От неусыпной скрытой экспертизы
Нигде – в строю, и даже под крестом
Священника в богослужебной ризе.

Лукавый и еврей – одна строка
В молитвах уходящих поколений…
Искать не нужно вовсе, чья рука
Коснулась Александра Меня. (1)
                = = = = =
   (1). Александр Мень (1935-1990), православный священнослужитель (протоиерей) еврейского происхождения. Убит ударом топора.


  – 3 –
Когда-то встарь мы дали вам приют.
Напоминали изредка об этом.
Об этом ваши славные поэты,
Сказители охотно напоют.(1)

Но память коротка, и, как ненастье
Отодвигает солнечные дни,
Вы каждому пообещали счастье,
И вскоре оказались не одни.

Но счастье не добыть без рукопашной,
А без охраны можно упустить,
И здесь товарищ Маузер бесстрашный
Поможет это счастье обрести.

И чтобы всем поверить этой сказке,
Придумали «интернационал» –
Исчезнуть, ускользнуть под этой маской,
Славянские присвоив имена.

Но фюрер жив. Не видеть вам Европы.
Земля кругла – недалеко идти,
Вы слышите, как нарастает ропот?
Европа шлёт вам «Доброго пути!».

Геть з уряду! – растущая волна. (2)
Она грядёт. Грядёт крушить плотины.
Да не померкнет слава Украины –
Дивизии СС «Галичина»!
                = = = = =
  (1). Х-Н.Бялик. Поэма «Сказание о погроме» (перевод  В.Е.Жаботинского). И.Б.Шехтман. История погромного движения на Украине. Берлин, 1932.
  (2). Демонстрации украинских националистов под лозунгом «Долой евреев из правительства страны!».


 – 4 –
Над Бабьим Яром море тишины.
Гранит как штамп,
       в котором гриф «секретно».
Былое – за туманом беспросветным,
И выветрились запахи войны.

Но льётся нескончаемый поток
По бесконечной улице осенней
Туда, где ждёт оскал прозрений,
И где всему подводится итог.(1)

А впереди грохочут кузова,
И  кузнецы гремят, железо беспокоя.
Там что-то строят, говорит молва,
Пришельцы что-то строят, строят, строят…

А кто они – приветливые парни,
Стоящие цепями вдоль пути?
Почётный караул? Наряд ударный,
Толпу всёму покорную вести?

С её поклажей, где нехитрый скарб,
Со стариками древними, с детьми.
Её багаж – великая тоска,
Не оставляющая ни на миг.
Кому же их поручено вести –
Пасти и приручать до срока,
Не дать прерваться этому потоку
И пожелать счастливого пути?   

Они – свои! Свои! Звучала мова,
Знакомое, целительное слово,
Напевное, не острый окрик «schnell!»,
Как выстрел в тишине сосновой.
.
А дальше – небольшой  подъём.
Благоволит осенняя природа,
А над потоком реет вороньё,
Как будто  понимает цель исхода.

И вот они, последние шаги –
Под музыку ярчайшая картина..
Преддверие:
           вокруг стеной – враги,
И каждый миг ты – жертва в паутине,
Один паук сменяется другим.

И ты уже не ты, а только тело,
Его уже согнули «в три дуги».
Конвейер грабежа. Здесь цель и дело –
Полуживым оставить и нагим. 

А этих волокут куда-то вправо -
Обряд из непроглядной тьмы веков.
Их кто-то посоветовал оставить -
Десерт для офицерских бардаков.

И утонули  пустоши вершины
В неукротимом грохоте войны.
Здесь бой ведёт над склоном крутизны
Германская военная машина.

С каким врагом сражается она
Под пулемётный топот торопливый?
Да вот они –
              судьба у всех одна:   
Мгновение над крутизной обрыва.

И это здесь, сейчас, и на века
Дано тебе почувствовать, увидеть,
Как ненавидеть можно, ненавидеть,
И ненависть с оружием в руках.

Нет-нет, не ненавидеть – презирать:
Они не люди. Их – на скотобойню!
И  ‘стоят ли они, – они достойны
На этот скот отмеренных затрат? (2)

И в этом мире, смертью изувеченном,
В открывшемся во времени окне
Глубокий ров свежайшей человечины,
Трепещущей еще в последнем сне.

А тот, кто бил по цели, не скорбя,
Но иногда глаза возводит к небу,
Да сохранит он выстрел для себя!
Но выстрел этот не раздался, не был.

А тех, кого учили убивать –
Полмира встанет, ‘стоит оглянуться.
Убийцы среди нас, и развернутся,
Чтоб рвы не оставались пустовать.
                = = = = =
   (1). В первые  два дня расстрелов 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яру уничтожено 33.771 евреев, не считая детей до 3-х лет (из  официального германского отчёта).
   (2). Германское командование сочло массовые расстрелы в Бабьем Яру слишком дорогим удовольствием – судя по количеству израсходованных боеприпасов. Позднее стали широко применять более дешевый способ истребления – газовые камеры на колёсах.


 – 5 – 
"Над Бабьим Яром памятников нет"
Подушно всем, утратившим земное,
Но дети – солнышко родное –
Они еще идут в  безумном сне. (1)

Они продолжат этот путь,
                и ход столетий
Не сможет их нигде остановить.
Под небом сентября шагают дети
Еще в сопровождении любви.

А впереди – приветливые парни,
И коридором выстроен  заслон.
На рукавах – двухцветник легендарный,
А дело их – святое ремесло –

Детей швырять с обрыва как дрова,
И рвать из материнских рук младенцев,
И быть гуманным: в середине рва
Добить еще не замершее тельце.

Не страшный это сон,
                не сказ старинный –
Разгул кровавых дьявольских затей.
                = =
Встань на колени, Украина,
Над трупами своих детей.
                = = = = =
   (1). По разным оценкам в Бабьем Яру  погибло свыше пяти тысяч детей. Многие – от смешанных браков.


 – 6 –
А Бабий Яр как чёрная дыра
Глотает всех, кто проплывает мимо,
И каждого, кто проползает мимо,
Не‘видимость пытаясь разыграть.

Корысть и ненависть –
                старинные друзья.
И вместе им теперь найдётся дело.
И то, что было прежде не изъять,
Присваивать открыто, грубо, смело.

И никому не скрыться, не уйти
Из города раскидистых каштанов
И  многих тысяч брошенных квартир,
Берите, рвите этот дар нежданный! (1)

Добыча!. Ей не дать уйти!
Не обложив пожизненным налогом.
Ведь не спасти беднягу, не спасти. (2)
Спасение пусть вымолит у Бога.

Я медленно взбираюсь над рекой
На склоны, крутогорья городские.
Здесь тишина, величие, покой.
Передо мной священный город Киев.
                = = = = =
   (1). Чтобы не допустить возвращения евреев в освобождённый Киев,  властью использован «успех» Бабьего Яра. Был издан указ, по которому вернуться  могли лишь те  из киевлян, у кого в Киеве есть родственники, по их заявлению. У евреев родственников нет. Вернулись евреи лишь в составе организаций, предприятий, производств. Никто из них довоенную квартиру не получил. Их уже поделили.
   (2)  За обещания спрятать или тайно вывести  из города вымогали ценности. Получив их, сдавали жертву местной полиции или немецкой комендатуре.


 – 7 –
Над Бабьим Яром море тишины,
Мгновения сплетаются в столетье,
И выстрел не гремит на целом свете,
И можно не таиться у стены.

Но улицы названия забыли,
И в прошлое дорога не пылит,
А рыцари – герои этой были
Глядят на нас с мемориальных плит,

И страшен этот странный монумент – 
Обет молчания, увязнувший в бетоне,
И взгляд, слегка рассеянный и сонный
Прохожих, с чем-то дальним на уме.

И детвора в цветном у постамента,
И дождик зарядил на полстраны,
И мамы с их колясками под тентом…
Над Бабьим Яром море тишины.

И ужас этой вязкой  тишины
Вползает  с темнотой в мою обитель,
И прошлого оборванные нити
Мне яростью опутывают сны 

И тянутся из серой глубины,
Как телефонный кабель: – Говорите!
Но каждый миг – обрыв последних нитей,
Живого отражения войны.

Передо мной распластан материк,
Политый кровью щедро, терпеливо.
И я, давясь, проглатываю крик.
Захлёбываюсь криком молчаливым.

Немая сцена намертво застыла
И брошена в бессонницу мою:
Я замер у обрыва на краю
И ожидаю выстрела в затылок.
                = = + = =
                ОТ АВТОРА
    Примерно половину всех евреев, уничтоженных в ходе Второй Мировой войны, составляют мирные жители оккупированных территорий Украины, Белоруссии и Прибалтики. Украина – лидирует. Уничтожению подлежали все, включая грудных младенцев. В расправах активно участвовало  местное население. В Киеве сформирована вспомогательная украинская полиция. Преимущественно из членов ОУН  (Организации Украинских Националистов).   Она была привлечена к выполнению операции по уничтожению ВСЕХ ЕВРЕЕВ  ГОРОДА, ПОГОЛОВНО  в урочище «Бабий Яр» на городской окраине в сентябре-октябре 1941 г. На одного германского исполнителя этой акции (Einsatzgruppe) приходилось пять украинских добровольцев. Благодаря этому операция прошла «чрезвычайно успешно». Уничтожено около 100 тысяч евреев, не считая детей (от 70 до 120 тысяч – по разным оценкам). Мало кому удалось скрыться (отслеживали и доносили). Спасшихся – примерно два десятка.
    Есть заявления о том, что в Бабьем Яру никаких  массовых расстрелов еврейского населения не было, что это фальшивка, клевета,  изделие еврейской пропаганды. А где доказательства? Мне они не нужны. Там расстреляно всё старшее поколение моей семьи. Та же участь готовилась и мне. Но в последние мгновения перед вступлением в окруженный город германских частей, когда все пути покинуть город уже отрезаны, мать сумела бежать со мной  – трёхлетним – по Днепру в наливной селедочной барже. Вместе с несколькими другими наняли небольшой катерок, который взял баржу на буксир. Спасение было чудом, поскольку баржу могли обстрелять и с берега и с воздуха. В итоге, я был вывезен из города, где были уничтожены в Бабьем Яру ВСЕ ЕВРЕЙСКИЕ ДЕТИ. Уцелевших – единицы.   Я – один из этих чудом спасённых детей.

Литература: Евг. Евтушенко. Бабий Яр (поэма),1961. Анат. Кузнецов.  Бабий Яр (роман-документ),1970 и позднее.

    Если государство не признаёт преступное действие своих граждан (сейчас или в прошлом) преступлением, оно становится соучастником этого преступления.
                = = + = =
Эдуард Галинкер                20.03.2020


Рецензии