Конкурс. Метаморфозы жанра в Апреле

Дорогие друзья!

   Открываем новый конкурсный проект -  стихотворение должно быть отнесено к конкретному жанру, объявленному в данном месяце.

Чтобы конкурс не был скучным, обратим внимание на то, что конкретный жанр - весьма условен в современном мире поэзии. Покажем это на примере жанра:

 ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА

Пейзажная лирика — это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное небо, шепот ветра, тихий шелест листвы или умиротворение падающего снега. Довольно часто природа в стихах отражает состояние лирического героя. Она то спокойна, то радостна, а иногда наполнена грустью и переживаниями. Природа сама является олицетворением человеческой души, сквозь призму которой читатель переживает различные жизненные ситуации. Пейзаж в стихах всегда прекрасен, ведь ритм и рифма позволяют с глубочайшей точностью воссоздать не только картины, но и звуки окружающего нас мира.

Природа не отделима от человека, ведь она создала его. Человеку же дано слово, чтобы описать всю ее красоту. Стихотворения на тему природы дошли до нас с самых древних времен. Неслучайно многие авторы выбрали пейзажную лирику в качестве своей основной темы, ведь природа содержит в себе всю гамму переполняющих человека эмоций.

Зари багряной полоса

Объемлет ярко небеса.

Блеснули долы, холмы, нивы,

Вершины рощ и волны рек,

Раздался утра шум игривый,

И пробудился человек.

А.С. Пушкин

О пейзажной лирике прекрасным художественным языком написал Варлам Шаламов. Вот некоторые мысли:

"В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.

Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.

Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.

Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.

Для поэта нет мертвой природы – минерал и сорванный цветок полны живой жизни.

Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром.

Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.

Антропоморфизм – без которого не обходится ни один поэт – это лишь элементарное, наиболее простое выражение чувства природы поэта.

Слезы дерева, плачущая метель – это первая ступень пейзажной лирики. Но, например, сравнение листопада с перелетом птиц есть форма более сложная. В бесконечности сравнений важно удержаться от «очеловечивания» прямого и вызвать волнение, удивление, радость необычностью, точностью сравнения, говорящего о зоркости глаза. Эта зоркость и эта точность не находятся где-то далеко в неизведанных далях. Они – рядом с вами – в дождях и грозах. Надо только сказать о дожде лучше, подробнее того, что было сказано другими.

Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.

Выразительность блоковского снега, тютчевских туч, державинского водопада не исключает обращения поэта к тем же самым тучам и снегу. Исследуя стихом природу, поэт находит в ней картины, которые сродни душевному настроению, душевной тревоге поэта. Если картины эти найдены, увидены и закреплены стихом – достигнуто главное. В этой работе сам стих помогает лучше видеть природу, точнее замечать ее изменения, ее бесконечную жизнь.

Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что поэт испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что поэт заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге, как непосредственное наблюдение.

Не надо требовать от пейзажа, чтобы он был населен людьми. Эти люди есть в любом пейзаже, где течет живая кровь стиха. Это – автор стихотворения и те люди, которые стояли рядом с ним на берегу реки или моря или на городском бульваре и чувствовали то же, что и автор. Разве в пейзажах Левитана нет человека? Разве в «пейзажной» музыке Чайковского нет человека?

Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство. Пейзаж, который не говорит по-человечески, – это еще не пейзаж и вряд ли годится для стиха.

Не только о деревьях, звездах и траве идет тут речь. Огромная часть природы – животные – остались как бы вне лирической поэзии. О животных пишут лишь баснописцы и детские поэты. О том, с какой силой добра, с какой душевной теплотой можно написать о животных, мы знаем от Есенина – поэта с обостренным чувством природы, знавшего единение с природой. Его березку, клен и собаку помнит каждый.

Зато многократно воспеты городские пейзажи Ленинграда, где архитектура выступает как поэт-лирик, а не только как исторический романист.

Именно в пейзажной лирике с особенной силой сказывается чувство родины, родной страны. Горы и леса родного края особенно дороги поэту. Они окружали его с детства, воспитывали его характер. Историк Ключевский много рассказал нам о влиянии географии на историю, на формирование характера русского человека. Это в равной степени относится ко всей мировой культуре, и вовсе незнакомые нам пейзажи Габриэлы Мистраль – пески, солнце и скалы Южной Америки – наделены огромной душевной силой, творческим вдохновением, которое угадывается даже сквозь неудачный перевод. Это – чужое, но не чуждое, и именно поэт сделал горы Южной Америки родными для русского читателя. Мистраль научила нас видеть Южную Америку, волноваться пейзажами другой страны.

Чувство природы, свойственное поэту-лирику, есть всегда чувство родной природы. Внимательная любовь, знание родных мест оставило нам и бунинскую темную зарю, и гулкие улицы «Медного всадника», и блоковские городские пейзажи, и пушкинское «очей очарованье».

Пейзажная лирика – вид гражданской поэзии.

Образы русской лирики, которые повторял в своем творчестве почти каждый большой поэт, – дорога, листопад, облака – ставшие классическими, традиционными, – это пейзажные образы.

В пейзажной лирике наиболее тесно ощутима связь поэта с его родными местами. Эта связь конкретна. Павлодарские пейзажи Павла Васильева не спутаешь с пейзажами Фета или с городской блоковской зимой. Каждый поэт написал строки, где видна география не только его страны, но области, края.

Велико воспитательное значение природы. Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом природа живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.

От грубого антропоморфизма поэты идут к точности, к подробности наблюдения. Дороги природы бесконечны. Точность наблюдения, точность называния, синхронность пейзажа и чувства – вот космос поэта. Сейчас мало писать о птице и дереве. Надо писать о ласточке и лиственнице, может быть, даурской.

******************************************************

Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в АПРЕЛЕ 2020-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к разделу ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА. Другие стихи приниматься не будут.

Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ АПРЕЛЯ, а не какого другого месяца ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее стихотворение ЖАНРА ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА, написанное в апреле 2020 года.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена.

Ведущий имеет право отклонить стихотворение с двусмысленным содержанием.

По форме и содержанию стихотворения должны быть приемлемы для широкого круга читателя, желательного классического образца стихосложения. Восточные формы - для других конкурсов.

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца АПРЕЛЯ. Затем 1 мая будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов (в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха! Поучаствуем,  похвалимся своими достижениями в творчестве!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

На данный момент приняты следующие произведения от авторов:

1. Александр Кондауров - "Весенних сумерек панно" - http://www.stihi.ru/2020/04/04/4366
2. Владя Невеста "Весенние берёзки" http://www.stihi.ru/2020/04/02/4134
3. Плутенко Илья "весной" http://stihi.ru/2020/04/13/385
4. Марианна Заигралина "Куропатки" http://stihi.ru/2020/04/01/10244
5. Dnevalny "Впереди - весна!" http://stihi.ru/2020/04/07/1601
6. Елена Графская "Мать-и-мачеха" http://stihi.ru/2020/04/22/5271
7. Нина Пигарева - "Начало весны" http://stihi.ru/2020/04/08/8448
8. Елена Толоконникова - "Подснежник" - http://stihi.ru/2020/04/19/2743
9. Арина Шик "Апрельское" http://stihi.ru/2020/04/29/311
10.Людмила Ревенко "За синий лес" http://stihi.ru/2020/04/29/1455
11. Альбимарина "Лето у речки" http://stihi.ru/2020/04/04/8534
12. Марина Юрченко Виноградова "Солнце играет в прятки" = http://stihi.ru/2020/04/27/2826
13. Турсун Барлыбаев3 Дарить сиреневый букет http//stihi.ru/2020/04/22/8077
14. Мария Абазинка, Река - http://stihi.ru/2020/04/30/2631
15. Римма Батищева "У меня за окошком лето" http://stihi.ru/2020/04/18/9092


(список будет пополняться)

Иллюстрация: художницы Жозефины Уолл

С вами Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.05.2020 00:18     Заявить о нарушении
Голосование для участников открыто: http://stihi.ru/2020/05/01/437

Маллар Ме   01.05.2020 00:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.