Прилетайте, люди! О роли поэзии в жизни общества

 Меня удивляет фанатизм ученых – археологов, которые, откопав  кусок отломанной
ручки ночного горшка предполагаемого фараона предполагаемой династии или чашку, из которой предположительно кормили собаку, и радуются, и кидаются друг другу в объятья, предвидя по возвращении домой научно-практические конференции, чтобы рассказывать об этом соседям и всем знакомым до тех пор, пока память об этой находке не доведет их до беспамятства об остальной мире. Но по самодовольному выражению лиц участников экспедиции, по героике взгляда можно предположить, что они нашли Шамбалу или слышали голос Пророка о намерении Всевышнего продлить сроки человеческой жизни.

Смешные люди. Ходят в храмы, крестятся перед входом, чему-то молятся, что-то нашептывают, вкладывают десятки если не сотни миллиардов «зеленых» в проект первого полета человека на Марс, где сплошной ледник, где ни души, а я им – черным по белому, внятней внятного, ясней ясного, с сердцем, пульсирующим в моих руках перед их глазами: «Самые близкие к вашей земле планеты – это мои стихи. Прилетайте, люди!» Рядом же! Зайди в библиотеку, раскрой душу – и …
А они – на Марс! Это даже не царский подарок, что я им предлагаю. Это богам не снилось – загляните в мифологию! Это не подстать никому! Это, может быть, и есть первый шаг к нашему подлинному бессмертию! Путь! Дверца! – в золотой век! В сакральный праздник, в сказку, где сольются в Единое – Безумство, Гениальность и Святость.
А они – на Марс?! Поэзия тщится стать последним прибежищем жизни, и все Священные писания были выскоблены из ее недр. Марсиане! Х – х…!

Поэзия с первого взгляда, с поверхностного о ней представления кажется очень ограниченным, обедненным видом искусства по сравнению с музыкой, живописью, архитектурой, которые могут коснуться, захватить душу всенациональную, мировую, им не нужны посредники, проводники к душе зрителя, им подвластен весь мир. Зрительская аудитория у этих видов искусства – планета.

Поэзия же – ремесло сугубо камерное, у ней сотни языков, не позволяющие человечеству быть единым. Ведь ни живопись, ни музыка, ни архитектура не нуждаются в переводе. Они – всемирны. Но по глубине переживаний, по спровоцированному взрыву воображения поэзия может сотворить в душе человека множество иных миров, не имеющих никакого отношения к реальности и, намного красочней и призывней ее. Все изобразительные искусства насквозь каноничны, их можно отнести к натюрмортам: мертвая натура.

Поэзия же – не знает ни конца ни начала, сплошная и без конца животворящая матка и метафоры – звезды ее. То, что случилось с миром, после изгнания Адама и Евы из Рая, было оплошностью Бога или проделкой дьявола: ведь наверняка же в Раю был один язык. Это главное основание Рая и Царства Божьего. Чем опровергнуть, что сегодняшнее мироустройство не есть царство дьявола? Чем?


Рецензии