Почему запорожцы восстали против поляков

Слушать https://youtu.be/DId93OaMXCQ

Казаки считали себя людьми свободными создавая этим проблемы польской оккупационной администрации захватившей огромные территории бывшей Киевской Руси или Малороссии.
В 16 веке русский и польский языки ещё не так далеко отошли друг от друга.  Варшавянин и москвич могли понимать друг друга без переводчика.
Главным и даже более важным чем имущественный статус  отличием определявшим судьбу жителя Речи Посполитой была вера. Русские  были православными. Поляки называли православных схизматиками и украинцами и относились к ним как к людям второго сорта. По этому богатые русские дабы поднять свой статус переходили в католицизм и автоматически становились поляками. Почти треть польской шляхты  бывшие православные русскиме.
Казаки это те русские, которые не признавали ни короля, ни панов, ни царей и жили по традициям доставшимся от орды.
Казаки называли поляков – ляхами.
Иногда казаки помогали полякам иногда воевали против них.
Польский король Стефан Баторий (1533-1586 ) разделил казаков на две части. 
Наиболее лояльных он собрал в реестр, то есть зачислил  на службу с зарплатой и  привилегиями.
Реестровые освобождались от налогов, могли покупать или продавать землю, беспошлинно заниматься торговлей и промыслами. Помимо жалованья получали сукно и порох. За хорошую службу переходили в дворянское сословие не меняя веры и обзаводились своими землями и крестьянами.
Так началось расслоение запорожского казачьего братства.
Остальные казаки были как бы партизанами, они продолжали делать, то, что хотели. Например, нападали на турок в то время как их официальный  начальник - король заключал с турками мир.
Полякам временами приходилось делать против не реестровых казаков военные походы и заставлять их подчинятся.
Войны между казаками за свои права и шляхтой шли постоянно и как правило казаки проигрывали.
Так по Куруковскому соглашению 1625 года казаки должны были уничтожить все лодки на которых ходили через море грабить турецкие города, отказаться от прямых  контактов с иностранными государями, и не мешать работать местным администрациям оккупантов.
За это король увеличил реестр до 6 000 человек, разрешил казакам выбирать себе гетмана, войсковых старшин и жить по своим законам. А так же казаков, не попавших в реестр, поляки перестали принуждать работать на панов.
Но казаки на этом не остановились  на сейме Речи Посполитой 1637 года  Сечь потребовала уравнять казачество в правах со шляхтой ибо кровь в равной степени проливали все вместе.
Польская шляхта сочла эти предъявы наглыми. Поляки относились к казакам приблизительно так как немцы потом относились к вспомогательной полиции из местных кадров. И вместо признания равенства схизматиков с добрыми католиками, после очередного восстания казаков и казни его вожака Павло Бута, сейм провозгласил «Ординацию Войска Запорожского».
Православная "орда" подверглась ординации. То есть - казаков не вошедших в реестр обязали признать себя  панскими холопами, лишили возможности самостоятельно избирать гетмана и старшину, она теперь назначалась королём, казацкий суд был запрещён.
Более того  казакам разрешалось проживание только в приграничных городах. Не реестровые казаки – запорожцы сохранившие свою самостоятельность были объявлены вне закона. Крестьянам и мещанам под угрозой конфискации имущества запрещалось выдавать своих дочерей замуж за казаков.
Это произошло в 1638 году. Через 10 лет Польша потеряла Малороссию.
Большинство казаков не сильно смущало, что католики это еретики, что вместе с католиками воевать против православных москалей, это путь в ад, пока поляки обеспечивали им относительную вольность и доход.
Как только поляки закрутили гайки – казаки сорвали им резьбу. После чего начался неуклонный закат Польши окончившийся несколькими её разделами.
Так польский гонор и жадность пали жертвами малороссийского анархизма и упрямства


Рецензии