Бхагавад- Гита. Глава 5

          Глава   пятая.

        Путь деятельности

          в  отречении.

    5.1. Арджуна  сказал: О Кришна, сначала  Ты советовал отказаться от

деятельнсоти, а теперь предлагаешь заняться бескорыстной деятельнсотью.


Что же лучне - не действовать вовсе или действовать  бескорыстно?

    5.2. Всевышний ответил: ито , и другое хорошо, но бескорыстная деятельность

лучше бездеятельности.

    5.3. Кто не подвержен  двойственности , не мечется между пристрастьем и

ненавистью, не жаждет вознаграждений и не питает отвращения к плодам своего

труда, тот действительно отречён, хотя и занят разнообразной деятельностью.

Поэтому, о  сильнорукий Арджуна, он легко освободится из рабства иллюзорного

мира.

    5.4. Мудрые не считают, что отречение (санкхья)  несовместимо с деятельностью

( кармой), поскольку оба пути ведут в одной цели.

    5.5. Отказ от деятельности  и бескорыстная деятельность ведут к одной цели.

Кто понимает, что действовать бескорыстно означает не действовать вовсе, тот

познал смысл деятельности.

    5.6. О доблестный воин, если отречение не бескорыстно, оно ведёт к скорби.

Но мудрый, действующий бескорыстно, очень скоро войдёт в  обитель  чистого

Сознания ( Брахмана).

    5.7. Есть  три вида разумных мирян: кто обладает чистым разумом, кто

обуздал ум и кто обуздал чувства. Обладающие чистым разумом выше всех. Они

дружелюбны: живя в миру, они не запутываются в последствиях деятельности.

    5.8,9. Хотя отреченный, постигший истину о  деятельности, производит те же

действия, что и другие - смотрит, слушает, прикасается, обоняет, ест, ходит,

спит, дышит, говорит, опорожняет кишечник, берёт, моргает - он понимает:" Я не

совершаю действий. Это мои органы чувств - глаза, уши, кожа, нос и язык -

воспринимают цвета, звуки, поверхность, запахи и вкусы".

    5.10. Словно цветок лотоса, который растёе в воде, но никогда не намокает,

человек, кторый трудится бескорыстно, не навлекает на себя, ни плохих, ни

хороших последствий.

    5.11. Чтобы очистить сознание от корысти,ривязанным к плодам телесной,

чувственной и умственной  деятельности. В этом мире любая деятельность есть

взаимодействие материи - тела, чувств, мыслей: будь к ней безучастен.

    5.12. Кто трудится бескорыстно, не преследуя мирских целей и не привязываясь

к плодам своего труда, тот обретает умиротворение и освобождается от

последствий своей деятельности. Но кто действует ради мирской цели, тот

попадает в зависимость от последствий и вынужден нести ответственность.

Так  он запутывается в сетях деятельности.

    5.13. Кто не привязан к плодам деятельности, тому легко обуздать чувства.

Кто обуздал чувства, тот живёт счастливо в обители девяти врат ( телесной

оболочке) и не считает себя совершающим  действия, хотя внешне его деятельность

не отличается  от других.

    5.14. По незнанию живые существа с незапамятных времен полагают, что

действуют или являются причиной действий. Всевышний не виновен в их заблуждениях.

Он не виновен и в том, что они совершают действия или отказываются их

совершать.

    5.15. Всевышний не отвечает за прегрешения живых существ и не пожинает

плоды их праведных поступков. Самоосмысление - неотъемлемое свойство сознания,

но в бренном мире сознание мыслит себя телом.. Неспособность осмыслить себя

вечной частицей сознания вызвана иллюзией - отсутствием знания.

    5.16. Знание бывает двух видов: мирское и не от мира сего. Мирское знание

касается всего, что есть в кажущемся мире , поэтому его нельзя назвать

подлинным, в отличие от знания не от мира сего. Когда знание не от мира сего

нисходит к душе, оно, как солнце, рассеивает тьму иллюзии и открывает видение

вечной реальности.

    5.17. Кто благодаря этому знанию расстается с иллюзиями, тот черпает

блаженство в слушании обо Мне и в воспевании Моей славы.Думая обо  Мне и созерцая

Меня в сердце, душа становится предана  Мне. Так она освобождается от оков

иллюзорного мира.

    5.18. Кто расстался с мирскими  предубеждениями и осознал свою вечную

природу, тот видит нетленное начало  ( сознание) во всех живых существах -

благородном брахмане, корове, слоне, собаке и поедателе собачьей плоти.

Такой человек воистину мудр.

    5.19. Кто обуздал ум и обрёл внутреннее равновесие, тот покорил мир.

Кто не испытывает ни влечения, ни отвращения к миру, тот не связан с ним.

Даже находясь в материальном мире, такая душа живёт в обители вечного и

бесконечного  Сознания.

    5.20. Чьё сознание не выходит из равновесия, кто не принимает своё тело за

самоё себя, а принадлежности тела  за своё имущество, тот не радуется, обретая

желаемое, и не огорчается, обретая нежелательное. Такая душа обитает в царстве

вечного  Сознания, по ту сторону  сотворённого мира.

    5.21. Отказавшись от чувственных удовольствий, душа познает свою истинную

суть и обретает умиротворение. Соприкоснувшись с вечным и бесконечным Сознанием,

она испытывает неисчерпаемую  радость.

    5.22. О Арджуна, удовольствия, получаемые от соприкосновения чувств с

предметами, оканчиваются страданиями. Эти удовольствия временны, они приходят и

уходят. Здравомыслящий не прельщается временным.

    5.23. Кто благодаря бескорыстной деятельности научился обуздывать желания и

гнев, тот уже в этой жизни обретает союз со Всевышним и познаёт истинное счастье.

    5.24. В бескорыстной деятельности сознание обретает внутреннее блаженство и

перемещается из  внешнего мира во внутренний. Там оно познаёт свою истинную

природу и  обретает  свободу в обтели вечного  Сознания.

    5.25. Такую свободу обретает тот искатель  Истины, кто не грешит и не

сомневается, кто обуздал ум, чувства, волю и дружелюбен ко всем  существам.

    5.26. Отречённая душа, которую ничто не связывает с внешним, иллюзорным

миром, которая не питает ненависти и видит себя частицей вечного  Сознания,

обретает свободу в течение этой жизни  либо после её окончания.

    5.27,28. Отделив ум от объектов чувств - звука, поверхности, цвета, вкуса и

запаха, сосредоточив взгляд в точке между бровями, добившись полного равновесия,

задержав воздух на вдохе и выдохе, подчинив себе чувства, ум и разум,  живое

существо уверенно  продвигается к свободе. Кто избавился от желаний, страха и

ненависти, тот обретает свободу даже в материальном теле.

    5.29. Я - Тот, кому посвящают  жертвоприношения благочестивые миряне;

Я - Тот ради кого укрощают плоть искатели свободы; Я - единственный объект

поклонения; Я - Всевидящий Господь, пребывающий во всех уголках бытия;

Я - Тот, кто дарует свободу.  Я - доброжелатель всем живым существам;

Я - Кришна, близкий друг тех, кто предан Мне.  Душа, которая знает об этом,

обретает блаженство, ощущая себя частью вечного  Сознания.


Рецензии
Уважаемые и драгоценные читатели!

Почему не читаете самую короткую

12-ю главу? Это сердце Вселенского

произведения"Бхагавад-Гита".

С глубоким почитанием.

Аля Аджигитова   31.08.2021 15:37     Заявить о нарушении