Воздушный бой

 

                К 75 ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

    Воздушный бой… Так ярко, страшно, прямо у нас на глазах, почти у нас над головой..
 Я – решила, как умею, зарисовать  картины пережитого, оставившие на всю жизнь свой образ в памяти моей.

 Окопы за садом – огородом вырыты заранее. Большие, и с подкопом сбоку, как ниша, куда можно прижаться и быть почти не замеченным с воздуха.
 
  И вот в небе над хуторком «Осинаво», что на опушке небольшого одноименного леса, появились самолёты. Несколько. Потом остались два. По очереди несутся штопором вниз, почти до земли, и нам видны на одном пятиконечные звёзды – наш! На другом – кресты – вражеский.

  Женщины с детьми и стариками бегут в окоп. Бабушка наша залезла в погреб, говоря: «Если богом суждено – спасёт, нет – пусть лучше в своём погребе».   
  А мама схватила на руки младшую дочку, меня – за руку и тоже бегом к окопам. И почти добежали, как я вдруг вспомнила о кукле своей! И  рванулась назад!  «Дочка! Вернись, дочка!»  «Ага, - возражаю я,- ты свою дочку на руки взяла, а кукла тоже – моя дочка, и что – её разбомбят? Неэээттт…» Примчалась в сарай, где мы теперь жили, схватила свою куклу и бегом к окопу. А самолёты уже почти над хутором!

   Впрыгнули мы в окоп и вместе с людьми наблюдаем воздушный бой.
Когда наш, краснозвёздный, поднимается над крестовым – нам радостно. Мы шепчем: «Ну – лупани его, лупани, чтоб он, фашист, свалился!» Когда крестовый оказывается над нашим – все замираем от волнения… А они там, в небе – то один заходит с круга, то другой – разворачивается, то взмывают вверх, то несутся вниз… Огонь, дым, облака… Сколько длился бы этот бой – не знаем, как вдруг наш несётся прямо к земле…

     Мы ждём – сейчас вырулит и опять орлом взовьётся в небо… А он  прямо в Круглянский лог со всей высоты так и сел… Это метров 800 от нашего окопа… Склоны луга  крутые, как горы… И балками с небольшими лесочками изрезаны… Мы все напряжены – почему нет взрыва? Значит – благополучно приземлился?

  А крестовый? Он дал круг над хутором, лугом и умчался в сторону южную… Растаял в небе… Никто не поспешил на Круглянский лог, потому что в хуторе стояли немцы, и все боялись – как они расценят это.

   Зимой 1943 года наши танкисты освободили хутор от немчуры. И  весной, как только просохла земля – я помчалась на Круглянский лог, не говоря об этом никому. Мне, шестилетней девочке, всё время казалось, что лётчик жив, что он там  спрятался где-то в лесочках  балочек, а самолёт тоже в кусты запрятал…

    И вот прибежала. Стою на вершине склона и вижу посреди луга самолёт.  И надо же было бегом  спуститься со склона и прямо к самолёту! Или детская наивная непрактичность и не ведение страха перед опасностью, или любопытство несмышленыша, или – детская жалость к своему, нашему лётчику были тому причиной – сейчас, спустя 77 лет – трудно вспомнить.
  Обошла осторожно самолёт и поняла, что крылья у него отвалились и лежат на земле. Хвост торчит вверху. А где же кабина с пилотом? Где? Вокруг – не вижу.
   Господи! Почти подлезла под этот хвост и поняла, что кабина и нос там – в  земле! А может и лётчик там? И жив? Мне одной не выкопать его оттуда! И я вихрем помчалась в хутор! Рассказала об этом своим подружкам, потом – маме. Мама  сказала об этом  председателю нашего маленького колхоза «Ленинский путь». Председатель куда-то кому-то позвонил. И на  следующий день приехали военные из Воронежа на Круглянский лог. И мы, детвора и взрослые, поспешили туда – посмотреть.
   Специалисты осторожно разобрали «хвост». Раскопали и нос с кабиной. Лётчик сидел за рулём. Но он был мёртв.

    Из «носа» аккуратно выбрали все части,  уложили в ящички и погрузили в машину. Кто-то из взрослых спросил, почему взрыва не было? Почему не взорвался самолёт?
 - Чему взрываться – баки пусты. И так «на холостую» дрался… Видно асом был, и думал нормально приземлиться – раны подвели. Видно потерял сознание, не успев вывести машину из штопора, - пояснили приехавшие.

  О крылах сказали, что их может забирать любой, кому пригодятся в хозяйстве.

    Лётчика же осторожно тоже положили на брезент, потом  - в машину. Привезли на центральную усадьбу нашего основного села Истобное и там, в братской могиле,  захоронили со всеми воинскими почестями.

     А крылья… Пацаны ватагой  зимою на них катались с крутых склонов луга.

   Ну, вот карандашами на страничке альбома для рисования, я и постаралась изобразить фрагмент памяти о своём детстве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 лет.
   Нет, не художник. Ничего не оканчивала. Просто у нас в семье, да и во всё роду – все любители рисовать были. И передалось по наследству это хобби и нам, и нашим детям.

    Тем более -  сейчас самоизоляция. Да и руку после почти полугодового гипса надо разрабатывать. Больно.
   Но пусть это будет посильным моим вкладом в достойную встречу 75-летия нашей общей, одной на всех, великой Победы!..

                20. 04. 2020 г. Донбасс, ждущий мира!
    


Рецензии
Спасибо Вам, сестрички, за труд души, за память!.. Тяжело все это воспринимать, но об этом надо знать каждому, иначе расплата наступит незамедлительно. Сейчас, когда донецкая земля содрогается от грохота снарядов и льется кровь, верю в скорую ПОБЕДУ, а иначе нельзя. Низкий поклон Вам, дорогие...

Александр Грунский   29.05.2022 09:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Сашенька... Читаю, перечитываю... Перед глазами - сестричка... Стоит рядом, мнётся немного нерешительно и , как бы уже извиняясь : "Вот - написала... Можно прочитать?" "Да, да, читай!" Тогда , при своей занятости, как-то не очень обращала внимание на состояние её душевное в тот миг... А сейчас - разорвала бы себя в клочья - почему? Почему так: "Да,да, читай"? А почему не:"Ой, сестричка, да с радостью! Давай - читай, я очень внимательно буду слушать - я же тебя так люблю"!? Как в семье не принято было , скромничали, любили душой, а не словами. А надо и словами! Почаще - ласково и нежно! Ну что теперь? Вернуть нельзя, исправить - невозможно. Остается только молча вытирать глаза, чтоб не щипали от слёз и страдать. Простите. С уважением, большим - мы.

Дьяченко Мария Антоновна   02.06.2022 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.