Карл Великий
«Науки друг и покровитель,
Законодатель и Мудрец»…
Так о нем писал поэт,
Родился, 2 апреля 742 года,
Умер, 28 января 814 года,
И прожил 71 год,
Король франков с 768 года,
Король лангобардов с 774 года,
Герцог Баварии c 788 года,
Император Запада с 800 года,
По имени Карла,
Династия Пипинидов,
Получила название Каролингов,
Еще при жизни именовался,
Он «Великим»;
Будущий император,
На престол вступил,
Франкского королевства,
В 768 году,
Двадцати шести лет от роду,
Возраст вполне зрелый был,
И было время перенять у отца,
Пипина Короткого,
Опыт управления,
Учеником Карл примерным стал,
Умным и жадным до знаний,
Человек он энергичным был,
Ученый монах Эйнгард,
Нам такой портрет короля оставил,
Крепкое, даже мощное телосложение,
Высокий рост и большие глаза,
Пышные волосы, усы и борода,
Его не портили ни крупноватый нос,
Ни склонность к полноте,
Ни бычья шея, ни тонковатый голос,
Карл явно людей к себе располагал,
И внешним видом, и речью,
И держаться манерой,
И здоровья отменного король был,
Только последние четыре года,
Его мучила лихорадка,
Ведь за время своего правления,
Он около тридцати походов совершил,
Но даже больной,
Он врачами пренебрегал,
Их он смолоду не любил,
Они приставали к нему с советами,
Есть поменьше дичи,
Вина же Карл мало пил,
И ненавидел пьянство;
Карл постоянно заботился,
О расширении границ,
И об устройстве государства,
О силе войска,
О «культурном уровне»,
И подданных, и своем,
Латынью владел,
Как родным языком,
И греческий понимал,
Во время поглощения еды,
Или слушал музыку,
Или чтению книг внимал,
В личной жизни Карлу повезло,
Только с третьей по счету женой,
Хильдегардой,
И приходилось ему,
Слушать нарекания,
Католической церкви,
Ведь предыдущий браки,
Карл своевольно расторгал,
Историк считал,
Что «с Хильдегардой,
По красоте,
Лица франкских девушек,
Не могли сравниться,
С Карлом они жили душа в душу,
Жена сопровождала его в походах,
Где ей приходилось выносить,
Все тяготы простого воина,
Но с милым и в шалаше рай,
Особенно если твой милый,
Человек великий;
Первая война,
С языческими саксами была,
Поборником Христовой веры,
Карл был,
И распространить веру хотел,
Во все окрестные земли,
И франкское войско в 772 году,
Не встретило сопротивления,
Жившие родами саксы,
Не успели с силами собраться,
Огромный священный,
Дуб саксов Ирменсуль,
Символ «мирового древа»,
Основы мироздания,
В германской мифологии,
Карл срубил,
Наскоро церкви построил,
И священников в них устроил,
Но стоило войску уйти,
Все храмы запылали,
Однако король не мог вернуться,
Чтобы порядок навести,
У него были дела поважнее:
Папа Адриан I помощи просил,
Против лангобардов,
Они стали набегать,
На его владения,
Прибыв в Рим,
Карл колени преклонил,
Перед ступенями храма,
Святого апостола Петра,
И их целовал,
У гробницы апостола,
Король союз возобновил,
Со святым престолом,
Лангобарды не могли противостоять,
Силе франков,
Их столица Павия капитулировала,
Король Дезидерий,
Был принужден уйти в монастырь,
С лангобардским королевством,
Все было покончено,
В 774 году,
Лангобардским королем,
Карл себя провозгласил,
И лангобардские воины,
В его войско влились,
Как королевские вассы,
Они ходили с ним в походы,
Потом по всей Европе,
И доблестными бойцами были;
Карл экспедицию предпринял,
Против арабских властителей Испании,
Удерживающие южногалльские города,
Через Пиренеи Карл с войском перешел,
Но под Сарагосой его ждала неудача,
Безрезультатная осада,
И он отступил,
Отход армии прикрывал арьергард,
Возглавляемый графом Роландом,
Племянником короля,
Весь этот отряд,
Уничтожен внезапно был,
Напавшими союзниками мавров,
Христианами-басками,
Но имя его было,
Прославлено в веках,
«Песнью о Роланде»,
И была идеологическая установка,
На грядущую эпоху,
На беззаветную воинскую доблесть,
И нарождающиеся понятия,
Рыцарской чести,
Лучше погибнуть, чем отступить,
И даже позвать на помощь,
В безвыходной ситуации,
Уже в какой-то степени уронить,
Свое достоинство было,
По одной из версий,
Роланда в ловушку отправил,
Ненавидящий его отчим,
Коварный Ганелон,
Тем самым он изменил,
И своему королю,
И его деяние приравнивается,
К предательству Иуды,
Весть о поражении франков,
Вызвала восстания среди,
Подчиненных Карлом народов,
И только подавив их,
Карл смог бросить все силы,
Против саксов в 782 году;
Саксы были уже расколоты,
Многие из числа знати,
Сочли за благо признать себя,
Вассалами франкского короля,
И на собрании устроенном Карлом,
Обнародован закон был,
Что смертью будет караться,
Не только разорение храмов,
И убийство священников,
Не только отступничество,
От христианской веры,
Но даже несоблюдение,
Великого поста,
Однако угроза не подействовала,
И когда Карл,
Саксонское ополчение отправил,
В помощь своему войску,
Против язычников-славян,
Оно повернуло оружие,
Против франков,
И король беспощаден стал,
Он объявил о казни всех,
Кто будет действовать заодно,
С язычниками против христиан,
Было перебито,
4,5 тысячи человек,
Но саксы сплотились вокруг,
Избранного вождя Видукинда,
И отошли в глухие леса,
И нападая оттуда,
Не знали жалости,
Карл ситуацию переломил,
Когда в массовом порядке стал,
Отбирать землю,
У мелких владельцев,
Эти земли он частью,
На себя отписал,
Частью своим,
Приближенным раздал,
А остальными землями,
Знатных саксов наградил,
И тех, кто свою,
Покорность изъявил,
Наместников-графов,
Из среды саксонской,
Аристократами назначил;
В 791 году Карл разгромил,
В Паннонии, на Дунае,
Орду кочевников-аваров,
Которые совершали,
Набеги и на Галлию,
Но больше всего насилия,
От них терпели,
Племена Славяне,
Память о тех издевательствах,
Сохранила «Повесть временных лет»,
С двух основных плацдармов,
Нанесен удар был,
Из Германии и из Италии,
К походу присоединились,
Славяне и болгары,
Воины шли,
По римским дорогам,
По обе стороны Дуная,
С хоругвями,
И с пением церковных гимнов,
Аварский каган защищен был,
Восемью кольцами высоких валов,
Со рвами, но они не спасли,
И победа была,
За христианским воинством,
Сокровищ, добытых грабежом,
Было обнаружено множество,
Часть их благочестивый король,
В Рим папе отправил,
Часть своим вассалам раздал,
«Чтобы они и впредь,
Прославляли его милость,
И помогали в тяжелых походах»;
На следующий год его сын,
Людовик разгром довершил,
Да так, что, по оценке хрониста,
В Паннонии не осталось,
Ни одной живой души;
Этими походами он положил,
Начало современной Австрии,
На захваченных придунайских землях,
Было образовано,
Военное наместничество,
Маркграфство,
Получившее название аварской,
Или восточной марки,
Марка, это пограничная область,
Потом черед отомстить пришел,
За испанскую неудачу,
Карл действовал осмотрительно,
Солидную подготовку провел,
Было отправлено посольство,
К багдадскому халифу,
Гаруну аль-Рашиду,
Знаменитому герою сказок,
«Тысячи и одной ночи»,
С ним он договоренность заключил,
О союзе против,
Испанских Омейядов,
Военной помощи из-за дальности,
Ждать не приходилось,
Но Карл мог теперь,
Быть уверенным в том,
Что и на помощь своим единоверцам,
Могущественный халиф не придет,
В знак уважения аль-Рашид передал,
Карлу право покровительства,
Над христианскими,
Святынями Иерусалима,
А еще в подарок слона прислал;
Соединенное войско Карла,
С испанскими христианами,
Отбило у мусульман Барселону,
И франки там основали,
Испанскую пограничную марку,
И была создана база,
Растянувшаяся на века,
База освобождения Реконкисты,
Пиренейского полуострова,
От мусульманского господства;
Огромную по тем временам,
Карл державу создал,
Но, несмотря на невероятную,
Военную добычу,
Экономически она была слаба,
Арабский халифат и Византия,
Смотрелись сильнее,
Они находились на землях,
Древних государств Востока,
И античного мира,
И сохранили традиции,
Хозяйства и управления,
Торговые связи и культуру,
А Германия, еще недавно языческая,
Жители которой существовали,
За счет меча, а не за счет труда,
Хозяйствовали плохо,
Римские дороги не поддерживались,
А новые были совсем плохи,
Торговля в упадке,
Обращение денег,
Минимально было,
Населения питалось от земли,
Но не продавало плоды ее,
Карл мог собрать,
Со своих подданных,
Только сотую часть того,
Что имел от налогов и податей,
Багдадский халиф,
Когда войско отправлялось в поход,
Основную его часть составляли,
Местные ополчения,
Ведомые герцогами и графами,
Каждый воин должен был,
Обеспечивать себя сам,
Одеждой и оружием,
На срок не менее полугода,
Съестных припасов,
Должно было хватить,
На три месяца,
Поэтому на каждых,
Трех пеших воинов,
Приходилась снаряженная,
За их счет,
Телега с лошадьми;
Для тесной связи,
Со своим народом,
Карл дважды в год призывал,
Своих подданных на совещание,
Но это были не прежние,
Полноправные народные собрания,
Теперь мероприятие носило,
Аристократический характер,
Приглашенные стекались туда,
Где пребывал король,
Собрание,
Проводимое в конце весны,
«Майское поле»,
Имело расширенный состав,
Ведь на него,
Помимо королевских вассалов,
Вельмож, магнатов и епископов,
С их многочисленными свитами,
Сходились и рядовые ополченцы,
Из ближайшего круга,
Это одновременно,
Военный смотр был,
Иногда прямо с «майского поля»,
Войско уходило в поход,
Осенью созывалась,
Верхушка общества,
Придворные, епископы,
Виднейшие сеньоры,
Совещались о делах,
О войне и мире,
Предлагались законы,
Король больше слушал,
Иногда говорил,
Никакого голосования не было,
Решения король сам принимал,
После совещания,
В кругу своих,
Ближайших советников,
Важнейшую роль,
При дворе короля
Играли два должностных лица,
Канцлер, подготавливавший,
Королевские грамоты,
И капеллан - духовник короля,
И его советник по многим вопросам,
Важнее была роль церкви,
В установлении порядка в стране,
За счет высокой организованности,
Ее духовного влияния на народ,
Из-за страха перед ее наказаниями,
Многие преступления подпадали,
Не под светское,
А под церковное правосудие,
Епископский суд,
За преступления карал,
На которые тогда смотрели,
Как на посягательство,
На Божью правду на земле,
Это были убийства в межусобице,
Нарушение супружеской верности,
Клятвопреступление, колдовстве, магии,
И всех прочих формах общения,
С дьявольскими силами,
Осужденный сам,
Добровольно отбывал наказание,
Хотя оно могло быть,
Очень суровым,
Люди страшились гибели души,
В случае неповиновения,
Убийца мог быть осужден,
На три года,
На чужбину изгнания,
И все это время он должен был,
Находиться в цепях,
И только водой,
И хлебом питаться,
Тяжелой карой,
Отлучение от церкви было,
Участия в церковных,
Таинствах и обрядах,
Виновный лишался,
И с ним нельзя было,
Ни есть, ни пить,
И разговаривать даже,
Нарушители запрета,
Могли быть сами отлучены,
Умерший под отлучением,
Считался лишенным надежды,
На спасение души;
Но над собой Карл,
Церковного диктата,
Не допускал,
Сам же в дела церкви,
Вмешивался активно,
И даже по вопросам,
Сугубо духовным,
По его настоянию,
В христианское богослужение,
Было введено обязательное чтение,
«Credo» - «Верую»,
По православному,
«Символ Веры»,
Культуру эпохи Карла Великого,
Историки и искусствоведы называют,
«Каролингским возрождением»,
Видя в нем грядущий,
Через века,
Век Ренессанса;
Карла привлекали,
Платон и Сократ,
Сократ прославился,
Стремлением к истине,
Способностью наводящими,
Вопросами,
Заставить собеседника самому,
Всесторонне рассмотреть предмет,
И волей-неволей,
Прийти к верным ответам,
И признать их правоту,
Позднее этот метод был,
Назван диалектикой,
А сам Сократ себя называл,
«Повивальной бабкой истины»,
Платон себя познанию посвятил,
Самых высоких основ бытия:
Бога, высшего блага,
Исходящего от него в мир,
Божественных эйдосов,
Или идей,
Небесных первообразов,
Всех земных вещей и понятий,
Особенно захватывало то,
Что бог, творец,
«Демиург» всего,
Мыслился, как и в христианстве,
Как «Единое»,
А не как пантеон,
Языческих богов,
Платона,
И его учителя Сократа,
Некоторые богословы называли,
«Первыми христианами до Христа»,
Платон учение разрабатывал,
Об идеальном государстве,
В котором высшим авторитетом,
Должны обладать философы,
Он знаменитую Академию основал,
В которой велись,
Нескончаемые беседы,
Вдохновенными мудрецами,
Искателями истины,
Карл тоже иногда мечтал,
Об идеальном государстве,
А свой кружок собратьев по любви,
К прекрасному и высокому,
Именно Академией называл,
Англосакс Алкуин (735-804 гг.),
Ставший у Карла,
Аббатом турского монастыря,
Автором философских трактатов был,
При дворе школу устроил,
В ней обучались,
Дети высшей знати,
Карл видеть в них хотел,
Умелых администраторов,
В кружке состояли:
Вестготский поэт,
Теодульф Орлеанский,
Историк лангобард,
Павел Диакон,
Франк Эйнгард - любимец Карла,
И его ученый секретарь,
Это человек любознательный был,
Ритор, живописец,
Архитектор, механик,
Написанная им биография,
Карла Великого,
Проникнута,
Пафосом восхваления,
Героев Древнего Рима,
Они и другие энтузиасты,
Составили королю,
Круг общения,
Где можно было,
Отдохнуть душой,
Время в чтениях проходило,
После обеда кто-нибудь,
Свое стихотворение,
Читать начинал,
Автора можно было прервать,
Вставить замечание,
Зачастую шуточное,
Отшучивался и поэт,
Чтение превращалось в беседу,
На латинском языке,
Использовались красивые обороты,
«Цветы речи»,
Из произведений Вергилия,
Августина и других авторов,
В чести было умение,
Давать хитрые,
И многозначительные,
Определения,
Подобные загадкам,
Например,
«Мертвый породил живого,
Дыхание живого,
Пожрало мертвого»,
Это возникновение огня,
От трения сухих сучьев,
Глубокомыслие «академиков»,
Обязано изучать было,
Античных мыслителей,
И влияние зарождающейся,
Средневековой схоластики,
Например,
Алкуин доказывал,
Что число 6 совершеннее числа 8,
Потому что части числа 6 = 3+2+1,
Составляют в сумме шестерку,
А части числа 8 = 4+2+1,
Всего лишь семерку,
В учебниках Алкуина,
Есть иносказания,
Долго использовавшиеся,
Для начальной подготовки,
Риторов, философов и богословов:
«Солнце - это блеск вселенной,
Краса небес, прелесть природы,
Распределение часов,
Человек - раб смерти,
Мимолетный путник,
Гость в своем доме,
Буква - страж истории,
Свет - лицо всех предметов»,
Участники кружка брали себе,
По англосаксонскому,
Ученому обычаю,
Шуточно-возвышенные,
Псевдонимы,
Почерпнутые из Священного Писания,
И античности:
Давид, им был сам Карл,
Гомер, Гораций,
И тому подобные,
Эти люди осознавали и ценили,
Свое культурное превосходство,
Над правителями,
Предшествующих поколений,
И их окружением,
«Возобновляются времена,
Воскресает жизнь древних,
Возрождается то,
Чем сиял Рим»,
Так выразил свои чувства поэт;
Под властью франкского короля,
Оказалась вся Западная Европа,
Кроме Британских островов,
И большей части,
Пиренейского полуострова,
Земли, где ныне расположены,
Франция, Бельгия,
Голландия, Швейцария,
Западная и южная Германия,
Большая часть Италии,
И северо-восточная Испания,
А 25 декабря 800 года,
На Рождество,
Карл Великий был,
Провозглашен императором,
В 795 году папой римским,
Лев III стал,
Он полагался на Карла,
Только тот мог его защитить,
От внутренних недругов,
И от византийцев,
Вновь стремящихся,
Обосноваться в Италии,
Весной 799 года,
Лев III захвачен был,
Заговорщиками,
Родственники предыдущего,
Папы - Адриана,
Пленника заточили,
В соборе Святого Стефана,
Похитители приняли,
Страшное решение,
Выколоть ему глаза,
И язык вырвать,
Но они успели,
Лишь поиздеваться,
Но ему удалось бежать,
И он ко двору Карла прибыл,
Король покарать,
Врагов папы приказал,
Но с выводами,
Спешить не стал,
Он Льва у себя,
Целый год продержал,
Ведь дело было темным,
Интриги при папском дворе,
Уже снискали славу ему,
Изощренную и смертоносную,
И на самом первосвященнике,
Лежали тяжкие подозрения,
Следствие вели вассалы короля,
Папа и Карл прибыли в Рим,
И у гробницы,
Апостола Петра состоялась,
Судебная процедура,
Папа Лев III,
Опершись на раку с мощами,
Клятву в невиновности дал,
И 28 его соприсяжников,
Взявшись за руки,
Повторяли слова клятвы,
После этого они должны были,
Несколько минут провести,
В полной неподвижности,
Присутствующие вельможи,
Пристально следили за ними,
Малейшая запинка,
При произнесении клятвы,
Малейшее нарушение,
Последующей неподвижности,
Означали бы лживость клятвы,
Но все обошлось,
С папы римского,
Были сняты все подозрения,
И он в своих правах,
Восстановлен был,
А на рождественской службе,
Произошло великое событие,
В соборе Святого Петра,
Лев III на голову молящегося Карла,
Императорский венец возложил,
И прозвучали слова прославления,
Прежних римских императоров,
Стоявшие кругом,
Франки и римляне,
Воскликнули:
«Победа и здравие Карлу, Августу,
Богом венчанному великому,
И миротворящему императору римлян!»,
Папа увековечить приказал,
Это событие,
Прекрасной мозаикой,
Выложенной в трапезной его дворца,
На ней апостол Петр,
На троне восседал,
А папа и Карл,
Стояли коленопреклоненные,
По обе стороны от него,
Апостол одному знамя вручал,
А другому поллиум,
Часть епископского облачения,
Этим утверждалось,
Духовное значение,
Произошедшего:
Власть Карла,
Ставшим императором,
Была властью от Бога,
Возродилась Римская империя,
Которая при единении,
Императорской власти,
И власти церкви,
Должна была стать,
Градом Божьим на земле,
Карл тоже считал,
Что теперь его власть обрела,
Более высокое значение,
И через два года принят был,
Новый текст присяги подданных,
На верность ему,
Где были и такие слова:
«Все должны исполнять,
Святую службу Богу,
Не совершать ни насилия,
Ни измены,
По отношению к святой церкви,
Или к вдовам,
Сиротам и странникам,
Так как государь император,
Наречен был,
После Господа Бога и святых,
Покровителем и защитником,
Надо всеми»,
Карлу важно было признание,
Его титула,
Правопреемником владык,
Древнего Рима,
Византийским императором,
Для этого он переговоры начал,
С правившей тогда,
В Константинополе,
Императрицей Ириной,
Но ее вскоре сверг логофет,
Глава администрации Никифор,
Который императором стал,
И слышать не хотел,
Ни о каком двойнике,
Он даже флот послал,
Для отвоевания Италии,
Но Никифор вскоре погиб,
На войне с болгарами,
А его преемники,
Об итальянских захватах,
Больше не помышляли,
Но императором воссозданной,
Западной империи,
Константинополь Карла признал,
Только в 812 году,
За два года до его смерти;
Имя Карла стало,
Легендарным для потомков,
А слово «король»,
Известно всем,
Славянским народам,
Производное оно,
От имени Карл,
И повсюду образ,
Мудрого правителя возникал,
Умеющего читать,
Сердца людей,
И ненавидящего неправду.
Свидетельство о публикации №120042410880