Про Дионисия Щепу

Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне
 и служивый Ему по званию своему
 многое время неленостне,
 священне Дионисие,
 молися о нас, любовию чтущих тя.
Тропарь, глас 4



Дионисий Щепа, иеромонах Печерский,
просветляся умом на Господню Пасху,
Великодня вместивши сердцем воскресным ласку,
ко пещере Антониевой с думой притек недерзкой,

по любви своей и, конечно, в долгу послушания (аще
ты поставлен смотреть за пещерой ближней),
осененный мыслию необлыжной —
покадить богоносных отцев усопших, в ларцах лежащих.

Бормоча Иоанново-златоустое словище, что об аде,
огорчися который, ибо упразднися,
и огорчися, ибо такоже умертвися и низложися,
Дионисий инок очутися в пещерском хладе,

где покоятся Авраамий трудолюбивый,
чудотворец Исаия да Пимен постник, цвет благовонный,
да Сильвестр, да Нифон, епископом Новгородским бывый,
мученик Кукша, а также Макарий, помнящи «времена оны»;

а подале — Феофил, Алексий, Сириг Мелетий,
Ефрем-евнух, умная голубица,
словом Божиим питашеся паче, нежели брашном;
Спиридон, незлобия крин*, и Никодим победотезоименитый,
Илия Муромский, непреборимый воин,
 в руце имущий от оружия язву, и другие братья,

также Лука эконом, Элладий, Сисой, Онисим…
Поднял свой глас Дионисий: «Преподобнии о;тцы! Христос Воскресе!»,
ко мощам святым помавая кадилом, поклоняясь подземным высям.
И внезапу услышал он отзыв должный,
                как по чину: Воистину-де Воскресе!..

Все, кто лежали вокруг в закромах укромных,
во пещерной пресветлой тьме, во гробех кипарисных,
сочетались в единстве гласном словес огромных,
жарким словом возстав из своих обиталищ присных.

И вновь тишина тишин разлилась в подземье — венцом молчанья.
Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах
и затворил уста — аж до дней скончанья,
потому что прибавить ни слова он был не в силах.

Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо,
коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем...
Вот таким, речет патерик, удостоен был умудреньем
во святой горе киевской отец Дионисий Щепа,

что сокрылся затем в затвор, дабы впоследствии там умрети,
не перемолвясь боле ни с кем и словом.
Было то в лето тыща четыреста пятьдесят третье
по Рождестве Христовом.

27 апреля 2008, Пасха Господня
_______
* Крин — библейское именование лилии.

Поразила и тронула меня история, произошедшая перед написанием двух предпоследних строф (последняя была записана вместе с самой первой строкой сочинения за год до этого): примерно между 21 и 22 часами по московскому времени в дверь позвонила соседка по общему тамбуру на лестничной площадке Людмила (мать пятерых детей) и вручила свечу с Благодатным огнём, прибывшим накануне из Иерусалима.

Дионисий Печерский, по прозванию Щепа (XV в.), иеромонах, затворник, преподобный
Память 3 октября, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских

В 1463 году в Печерском монастыре было следующее знамение. При князе Киевском Семёне Александровиче, брате его князе Михаиле и при архимандрите Печерском Николае попечение о пещере принадлежало некоему Дионисию, нарицаемому Щепой. В пасхальный день он пришёл в пещеру покадить тела усопших. На месте, которое называют Общиной, он, покадив, воскликнул: "Отцы и братия! Христос Воскресе! И сегодня самый великий день!" И прозвучал ответ, словно гром: "Воистину так! Христос Воскресе!"

Согласно лаврской традиции, это событие произошло в Ближних пещерах, в большой усыпальнице. Чудо 1463 года воспето в каноне 1643 года: "Яко живы суще, богоносныи, и по смерти, блаженному Дионисию от среде гробов противно отвещасте: "Воистину Воскрес Господь!" На гравюрах с изображением этого чуда в "Патерике" 1661 и 1702 годов преподобный Дионисий Щепа представлен с нимбом вокруг главы как угодник Божий.

Преподобный Дионисий затворник впервые указан на карте Дальних пещер 1703 года. Владыка Модест (Стрельбицкий) отождествлял преподобного Дионисия Щепу с преподобным Дионисием затворником, почивающим в Дальних пещерах, считая, что "после такого чуда блаженный Дионисий остальное время своей жизни провёл в затворничестве".


Рецензии
И нам тоже это в назидание. Что речи? Они сгорают, как и свечи, тепло уходит, тает воск. Есть Слово Вечное -Христос! Фамилия моего прадеда Иаков Минаков. Божий мир Вам Поэт

Халилова Надежда   10.03.2022 11:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.