Неизумрудная скрижаль Хомского. Бесцветные зелёные

Неизумрудная скрижаль Хомского.

Бесцветные зелёные идеи.
«Бесцветные зелёные идеи спят яростно»

(англ. Colorless green ideas sleep furiously) — пример, использованный
Ноамом Хомским в книге «Синтаксические структуры» для демонстрации неэквивалентности понятий «грамматичность» и «осмысленность».

+)

Пусть это яростно, -
Не так уж всё абсурдно.
По делу возражает Якобсон. *
Не всякой Ноам нам наивный Хомский.
Его скрижаль со всем неизумрудна, от его
Дерева анализа грамматик людей
Нормальных просто клонит в сон...+)

Не всякой Paul, - винодел Masson.
Не всякой Марвин, - это хитрый Минский.
Не всякой белый кот, - есть Котя Бергер.
Не всякой Розен, - мудрый розенкрейцер.

Не всякий парень, - первый на деревне.
Не всяк рифмач, - хороший гармонист.
Не все стихотворения забавны.
Не всякой бред, - зелёный, как ни странно.
Зелёный точно не пройдёт в в long list.

Не всяка заумь жизни не верна.
Не всякий компромисс - пересолёный.
Не всякий богомол, - не гуманист.
Не всякая морковка - это цимес.
И родина, - не всякая страна.

Не всяк поэт в душе это не вынес,
Но слово ясно, и строй слога чист
Не забывая, - в малом лишь начало
Меркурий мал, - зато насколько быстр.

Ведь боги тоже с мелкого начали,
Как и Гермес не всякий, - Трисмегист.

+)

* "...Позднее Р. О. Якобсон доказал, что и ему можно придать смысл: бесцветные идеи - вполне осмысленное словосочетание; бесцветные идеи могут быть еще и "зелеными", то есть незрелыми; они могут "спать", то есть бездействовать, не работать; а "яростно" в данном контексте может означать, что они бездействуют окончательно и агрессивно. Смысл, таким образом, влезает в окно, когда его гонят в дверь. На этом построена заумная поэзия Велимира Хлебникова и обериутов, знаменитые абсурдные стихи из "Алисы в стране чудес":

Воркалось, хливкие шорьки
Пырялись по нове.
И хрюкотали зелюки,
Как мумзики в мове..."

Приведено по тексту, - "Вадим Руднев, о Смысле"

http://www.booksite.ru/fulltext/slo/var/cul/tur/rud/nev/
rudnev_v/100.htm

Элнаэль Котин11   21.04.2020 11:00   •


Рецензии