Паганини и Паолина... ч2

 
 Оказалось, что Паолина умела быть тонким дипломатом, умела ладить со своими подданными, справедливо разрешала их споры, устраивала пышные праздники, и её за это любили, а не только за элегантность и красоту. Устраивала народу пышные праздники, особенно в день рождение своего любимого брата Наполеона- 15 августа,для неё это было святое число.Ею в этот день всегда устраивалось пышное празднество: зрелищная регата на реке По, красочные фейерверки, торжественные службы в церквях. Лишний праздник никогда не повредит. Народ любит праздники, и она их тоже любила,и часто устраивала на радость всем. Паолина, став кумиром туринцев, получила ласковое прозвище Красная Роза, Туринская принцесса, в отличии от Белой Розы– Элизы.
   Так что это было у них с Паганини? Любовная интрига? Точных сведений нет. Он не оставил никаких признаний по этому поводу, как сделал это в связи с Элизе. Видимо, это было глубоко личное,настоящее чувство... без комментариев. Понятно, что и всевидящее око брата имело место быть, ведь она замужняя дама! Надо соответствовать, хоть немного сдерживать свои страсти и желания. Хотя её ничего не останавливало,они с мужем жили в разных резиденциях и свободно. А Никколо её любил - это однозначно.А она? Она меняла партнёров с удивительной быстротой, проявляя ненасытность. Лишь однажды он повторил её девиз: «Ma bouche tait le secret de mon coeur» -"Устами моими была тайна сердца моего" или «На устах моих была тайна сердца моего». Этим всё сказано… Но зная отнюдь не платонический характер обоих,особенно её, неуёмный темперамент и любвеобильность, пожар страстей в сердце, который сжигал его от любви к Паолине, можно предположить, что их отношения зашли намного дальше дружеских, быстро перейдя к любовным.Он был счастлив! Но роман продлился недолго.
    Как-то он приболел, а она, не теряя время зря, оказалась уже в объятиях другого возлюбленного,соблазнив друга Паганини, музыканта, поэта и композитора Феличио Бланджини. Он тоже не устоял от ее чар, но насытившись им, она продолжала менять любовников без стеснения, и перешла к художнику.,а далее, прыгала из койки в койку, никому не отказывая. Сестры тоже не отставали, если их так и называли "три коронованные куртизанки". Такова жизнь…
Но меня тронул тот факт, что в тяжёлую минуту жизни лишь одна из трёх сестёр осталась рядом с братом,- и на Эльбе, и на Святой Елене. Он тяжело переносил изгнание в 1814г. Только она- Паолина, была ему поддержкой и опорой.Это говорит о том,что в ней были и прекрасные черты верного друга и сестры. Как в ней всё это сочеталось? Непонятно.   
  Где бы она не жила, она всегда организовала «маленький Париж».Она любила всегда толпу поклонников вокруг себя. В списке ее любовников числились члены императорской семьи и знаменитости,военные, артисты. Среди последних был Франсуа Тальма — трагик, один из любимых актеров Наполеона.
Две остальные сестры тоже вели свободный образ жизни, полный любовных романов, но им нравились не только телесные утехи, они жаждали власти, желали править, как и брат, особо такие амбиции были у младшей сестры Каролины Мюрат. Она стала в 1806г Великой герцогиней Клеве и Берга, а в 1808 году- королевой Неаполя. Честолюбивая дама, она имела авторитет у государственных мужей, привлекла их в помощь к себе, её друзьями были- Талейран и Фуше. После расстрела мужа по закону военного времени она скрылась в Австрии и доживала там свою жизнь в качестве графини Липоны на вилле недалеко от Триеста.
  Паолина заболела от бесконечных сексуальных игр, и нескончаемых партнёров.Все излишества к добру не приводят,как известно. Но,даже больная продолжала проводить балы и рауты, устраивая, как всегда, «маленький Париж» с оргиями. Мне вспомнился эпизод из последнего пребывания в Париже в этом году.Я жила в центре,около отеля  всё время гудела веселая толпа жизнерадостных, громогласных пьющих участников ночной жизни.Я не могла уснуть, спустилась вниз и спросила у портье:-" Что это такое? Такой шум, а уже пятый час ночи?" Он ответил:- "Это Париж,мадам"... - и мечтательно с улыбкой на лице развёл руки. Конечно,Париж всегда Париж.Тут не возразишь.
 Шесть врачей следили за ее здоровьем и предупреждали её, что пора остановиться, и остыть от всех развлечений, особенно сексуальных, но она никого не слушалась. Теряя красоту и здоровье, она старалась скрыть эти недостатки одеждой и украшениями. Теперь носила платья все закрытые, а нити жемчуга на шее доходили до сорока, как у «королевы бус», чтобы закрывать морщины на горле. Интересно, что именно в этой летней резиденции Турина, Ступиниджи, находится портрет этой королевы, которая получала в подарок нитку бус от мужа, после каждой его измены, так он откупался за свои грехи от неё, за что она и получила такое название.Там я видела и бюст Паолины всю в бусах тоже, и даже, чуть не спутала их. Всё интересно в этой жизни бывает. Стояла около двух бюстов таких разных дам, а украшены почти одинаково, и думала об их судьбах.Просто ирония судьбы...
   Здоровье Паолины ухудшалось, и она умерла в 45 лет от рака с зеркалом в руке…
 при муже Боргезе и младшем брате 9 июня 1825г. Её очень волновала её внешность.У каждого свои ценности в жизни. Паганини узнал от друга Феличио о смерти любимой Паолины, Красной розы… и очень страдал. Она завещала её похоронить в закрытом гробу, чтобы все помнили её молодой и красивой. А рядом выставили скульптуру Антонио Кановы, где она изображала Венеру и была совершенно неотразима. Все должны помнить её молодой и красивой! Он очень горевал о своей Паолине, плакал и страдал бесконечно.
  Здоровье его постепенно ухудшается с каждым годом. Только рождение сына заставило его ещё жить дальше и заботиться о нём.Он много работал,чтобы обеспечить сына и его будущее.Он оставил ему огромное наследство в несколько миллионов.
В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Он не мог говорить, и переписывался с родными.Болело горло.  Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году. На последнем листке, написанном Паганини в Ницце незадолго до смерти, в понедельник 18 мая 1840 года, мы видим несколько слов, выведенных дрожащей рукой. Их трудно разобрать, но некоторые читаются очень легко: «…дамасские розы… красные розы… Туринская роза, темно-красные …» В свой последний час он думал, выходит, о Красной Розе, о самом прекрасном цветке его жизни- Паолине, который встретился ему на жизненном пути? Кто знает! А может это он говорил о той неизвестной любви с которой выращивал розы в Тоскане. Возможно. Мы можем только предполагать, так как никаких других доказательств он не оставил. Ему было почти 57 лет…   
   Сын Ахилл, родился от любви Паганини и Антонио Бьянки, певицы, красавицы,с которой он встретился в Венеции, но он не женился на ней из-за её характера, и взял сына на воспитание к себе. Сын, как и все последующие внуки, правнуки и праправнуки, был внешне вылитый Паганини. Такие были гены у маэстро! Они до сих пор живут в Милане и поддерживают интригу схожести с великим композитором, обыгрывая свою узнаваемость с великим предком.
 «Второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы, - единственный случай в истории искусства.» - писал Ф. Лист, который просто преклонялся перед гением Паганини.   
Его музыкальное наследство составляет- 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов, концерт №2 –гениальный, вершинный! И несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары Никколо Паганини написал около 200 пьес –это скорее всего были посвящения своей тайной любви, которая так любила гитару и играла на ней. При жизни они почти не печатались, как я уже говорила.
     Чем же он так не угодил церкви, что его так долго не могли похоронить? Его не привлекала церковная музыка, хотелось писать свою, сочинять псалмы для католиков ему не доставляло удовольствия. Хотя он был масоном, и даже сочинил масонский гимн. С папой были прекрасные отношения, ведь он его наградил такой бесценной наградой, так что слухи были преувеличены о раздоре с папой и церковью, но бедный сын так и не мог найти отцу место, а вынужден был держать сначала 4 года в морге госпиталя прокаженных, затем 26 лет в одной вилле под кипарисами, то закапывали, то выкапывали гроб, возили по Европе и везде жители отказывали принять его, так как ходили слухи, что он сатанист, так и распространялись в мире. Это мне напомнило всё историю с Сальери… одни слухи, слухи, зависть… клевета.  Епископ назвал его еретиком, вроде потому, что он не принял причастия. А он просто плохо себя чувствовал. Говорят, что его вырвало от плохого самочувствия, когда велось таинство соборования, а епископ решил, что Бог не хочет его принять в свое лоно. Епископ Ниццы отказался служить заупокойную мессу, обвиняя Паганини в ереси. Католические власти Италии запретили погребение музыканта на родине. «Нашла коса на камень...»
      Лишь значительно позже его прах перевезли в Италию и то потребовалось специальное вмешательство папы, уже другого, тот умер уже. Два года прах вообще не был предан земле. Только усилия сына, и внука, заплативших большие деньги, получили благословление на захоронение. Ахилл Паганини измучился, пока сумел похоронить отца. Теперь генуэзцы мечтают получить прах великого земляка в свой родной город, чтобы отдать почести своему земляку на знаменитом кладбище в Генуе, ему готовят место… А окончательное пристанище Паганини нашел через 56 лет после смерти. В 1897 году прах Паганини был перенесен на новое кладбище в Парму. Что же это за болезнь была у него?
   Отчего умер? Всю жизнь было слабое здоровье, с детства, и многочасовые занятия тоже способствовали этому. Пишут, что от туберкулеза. А ещё, что Паганини страдал болезнью Марфана, тяжёлое наследственное заболевание, патология соединительной ткани, часто приводит к аневризме аорты, т.е. сердце. Паганини умер от туберкулёза, плюс ещё разные наследственные заболевания в неполные пятьдесят семь лет. Последние месяцы болезни он просто полулежал и перебирал пальцами струны своей любимой скрипки.   
  В чём секрет таланта Паганини? Он был необыкновенно трудолюбив, и так глубоко знал все тонкости своего инструмента, что мог делать невообразимое, извлекая из него божественные звуки- на скрипке он мог изобразить пение птиц, крики зверей, журчание ручья, разговор людей, шелест листвы,-всё,что только есть в жизни и  природе. Помните, что он однажды на спор проиграл мелодию на шелковом шнурке от лорнета, а в другой раз, когда завистники перерезали ему все струны на скрипке, одна оставалась, как насмешка! Он сыграл и на одной! И зал ничего не заметил.
    Однако, возможно, Паганини предстоит еще одно путешествие. Генуэзцы горят желанием вернуть на родину прах знаменитого соотечественника, где в генуэзском Пантеоне для него приготовлено место.
*Фото-  Скульптура Антонио Канова. Паолина в образе Венеры.
 


Рецензии
Снова с удовольствием и огромным интересом прочитал обечасти, чудесно рассказано, ярко, увлекательно, замечательным литературным языком и с массой неизвестной мне инфы...огромное спасибо и глубокое уважение, Оля! С самыми лучшими, добрыми и светлыми пожеланиями Вам во всём,

Абель Алексей   03.08.2020 14:44     Заявить о нарушении
Спасибо,Алеша! Рада встрече и чудесному отзыву. Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   03.08.2020 20:23   Заявить о нарушении