13 Иоаново Царство

Моисей.
Когда все пошли к выходу, Иоанн окликнул Моисея и Верховного Жреца, а Андрейше приказал сменить гвардейца у входной двери. Когда они остались втроем, Моисей изложил свою идею. Итак, меди мало, серебра и золота еще меньше, а платить жалование надо. Проще всего начеканить новые монеты, но ресурсов очень мало. В ходу при Густаве были пенсы, шиллинги и гинеи. Самой маленькой денежкой был пенс, за 12 пенсов давали шиллинг, а за 12 шиллингов давали гинею, причем пенсы и шиллинги были медными, а гинеи серебряными. Ввели эту систему давно, по предложению одного заморского Казначея, что бы было удобнее торговать с южными и приморскими Королевствами, но из всех денег, там принимали только серебряный гинеи и то по низкому курсу. Моисей предложил ввести новые деньги, гроши, алтыны и гривны, причем 1 гривна равнялась 10 алтынам, а 1 алтын 10 грошам.
Иоанн и Жрец смотрели с недоумением. Что новые деньги чеканить, что старые, где брать медь и  серебро? Где и как  менять деньги? В этом то и идея, объяснил Моисей, будем менять один к двум, т.е. за 1 грош 2 пенса, а за 1 алтын, два шиллинга. А так как грош будет немного легче пенса, то потратив 1 грамм меди на грош, мы получим 2-2,5 грамма меди пенсов (в зависимости от истертости монет). Из меди двух пенсов, мы отчеканим 2 гроша, которые поменяем на 4 пенса и все. Для начала немного меди и серебра у нас есть, а остальное получим при обмене.
А если у крестьянина всего 1 пенс, что он сможет получить, спросил Иоанн? Полгроша, не моргнув, сказал Моисей. На первых порах, мы разрешим, рубить гроши пополам.
Допустим, мы отчеканим немного медных и серебряных монет, а как мы убедим прижимистых купцов и крестьян менять деньги один к двум? Спросил Жрец.
Моисей замолчал, но тут же предложил объявить, что курс обмена один к двум, будет всего 100 дней, а потом станет один к трем, а потом и один к четырем! Но, для контроля за процессом, надо организовать Королевские Меняльные Конторы, что бы никто не мог обвалить курс гривны. Кроме того, надо пустить слух, что через год, десять гривен можно будет обменять на один золотой червонец. За год мы все наладим, и появится возможность чеканить золотые монеты с портретом Короля Иоанна. Но, сразу оговорился Моисей, это только половина дела, если мы не научимся в полном объеме собирать налоги и пошлины, то и денежная реформа нам не поможет. А пока надо учиться распоряжаться деньгами, например, быстро продать все лишнее, оставив только то, что можно продать дороже, но немного позже.
Иоанн был доволен, все начинало складываться, боги опять были за него. Осталось увидеть, что будет на Большом Совете.
Большой Совет.
На Большом Совете собрались все, Верховный Жрец, Маршалл, Казначей, Звездочет и все Канцлеры, даже в конце стола, по личному распоряжению Иоанна, были выделены места для Медного Наместника, Наместника по сбору налогов с Севера, капитану гвардии и командиру конницы. Роксаны не было, на королевском месте сидел Иоанн. Времена наступили тяжелые, напомнил Иоанн, и поэтому каждый должен конкретно сказать, что лично он собирается делать и что может предложить для пользы Королевства.
Начал Верховный Жрец. Во всех Монастырях Королевства ближайшие сто дней будут проводиться проповеди во славу победы над Приморским Королевством и благодарность богам, за то, что они дали Королевству молодого и мудрого правителя, при котором Королевству вернется, была сила и слава, а значит, долг каждого почитать и повиноваться новому правителю.
Маршалл  заявил, что войск мало, они давно не получали жалование, особенно те, кто расквартирован в дальних крепостях и городах. А если, Иоанн хочет провести военный парад в день коронации, надо решать вопрос с жалованием уже сейчас. После чего положил на стол перед Иоанном лист с перечнем гарнизонов, их численностью и долгами Короля, по каждому гарнизону. На вопрос Иоанна, насколько солдаты хорошо вооружены и обучены, а так же почему не все прибыли на битву около дубового леса Маршалл пообещал ответить на следующем Совете.
Казначей честно сказал, сколько денег осталось в Казне, положил лист с основными статьями расхода перед Иоанном и спросил, когда ожидаются поступления от налогов и пошлин и на что потратим то что есть?
Иоанн посмотрел на Канцлера по Сбору налогов, тот в свою очередь посмотрел на Наместника Севера. Пока наместник Севера вставал, Иоанн напомнил Канцлеру по налогам, что есть еще Столица, Юг, Восток и даже Запад Королевства. Чувствуя в Наместнике Севера конкурента, Канцлер по налогам последние события не коснулись только Севера, а значит оттуда надо ждать основных поступлений.
Наместник Севера ответил, что на Севере земли гораздо беднее, а «братва» из лесных поселков продолжает устраивать набеги. Для сбора налогов и пошлин он предлагает изменить систему сбора и отправить на Север небольшие летучие отряды конницы, так как в силу жадности и бедности многие платить не хотят. Иоанн спросил, что бы он предложил изменить в обложении и сборе налогов? В целом налоги надо уменьшить и не делать одинаковыми для всех, но за это, надо очень строго наказывать за недоимки. Канцлер по Налогам заявил, что если собирать меньше 20%, то казна будет всегда пустой. На что Наместник Севера возразил, что мы итак собираем меньше 20% и возможно, даже меньше и 10%. И с каждым годом становиться собирать сложнее. На что огрызнулся, что тот просто не умеет работать. На этом Иоанн прервал перепалку, словами, что через три дня будет итоговый Большой Совет, там и поговорим, но свои расчеты на листах мне подготовьте.
Звездочет просто сообщил, что звёзды выстроились так, что все решения принятые в ближайшие 28 дней определят жизнь Королевства на 28 лет, и жизнь показала, что так и получилось.
Затем выступали Канцлеры (Заморских дел, Тайной службы, Верховный судья и хранитель печати, Строитель крепостей и дорог, Шахт и рудников). Все сводилось к тому, что  нужны деньги и порядок в Королевстве и тогда они все сделают.
Выделялось только выступление Канцлера тайной службы, в котором он сообщил, что в Столице увеличилось количество шпионов, как иностранных, так и от братьев Густава и пары Вельмож. Он предложил отловить сбежавших предателей и трусов, и за счет их имущества пополнить казну и рассчитаться с тайными агентами. Еще надобно отправить или навербовать шпионов у братьев Густава, и на всех крупных рудниках, а так же провести ревизию королевского имущества и последних расходов, все ли на месте и на что ушли предпоследние деньги. Не замечая удивленных и возмущенных взглядов Канцлеров, он напомнил, почему убийца смог прокрасться к Королю Густаву. После доклада о двух продолжительных Малых Советах и увидев новые лица в Большом Совете, он понял, что грядут  перемены, а за свой пост он готов биться.


Рецензии