Выборы Мамбу-Ямбу

Светлой памяти Анатолия Степановича Дудко



ВЫБОРЫ МАМБУ-ЯМБУ

Почти не осталось в живых свидетелей, того происшествия, о котором я хочу поведать. Я лично не был его участником и свидетельствую о нём, поскольку слышал от многих уважаемых мною людей, правда в разной интерпретации, но суть дела для меня очевидна, поскольку судьба сталкивала меня с этим человеком не единожды.
Есть такая категория людей, которых можно слушать часами, ибо Бог наделил их прекрасным даром рассказчика. Таким был и полковник Анатолий Степанович Дудко. К тому времени, когда он работал у отца в качестве помощника, я уже успел не один раз услышать, как взахлёб офицеры рассказывали о том, что если где-то выступал штатный пропагандист МВО Дудко, то народ толпой валил на это мероприятие и зал был всегда переполнен. Этот маленький, явно не богатырского роста и телосложения человек, с некрасивым лицом, губастый, носастый и ушастый, мог очаровать любую аудиторию. Кстати, в числе близких его друзей был Николай Сличенко, самый известный советский цыган и не менее известные супруги Рада и Николай Волшаниновы.
Байка, не байка, но я слышал, что Анатолий прекрасно знал язык и песни цыган и не единожды удивлял их знанием замечательных цыганских старинных песен, которые сам неплохо исполнял приятным голосом. Конечно, его популярности в значительной мере способствовали феноменальная память и хорошее образование (самообразование).
Приведу такой пример, чтобы читатель прочувствовал возможности этого уникума. Проглотив за ночь труд народовольца Морозова, каторжанина и просто интересной личности. Анатолий по памяти без единой ошибки процитировал из неё приличный кусок через 12 лет.  Книга, очень редкая, попала к нему из личной библиотеки отца и у меня не было ни малейшего сомнения в том, что другой раз он её не читал! Однажды в Чите мне посчастливилось быть свидетелем праздничного застолья, в котором принимали участие Анатолий Степанович, не менее уникальный человечище - некто Амурский и Ваш покорный слуга. Два эрудита делились знаниями. Я забыл на 6 часов о куреве, хотя тогда двух пачек в день не хватало. Пили много, но это не был пьяный бред, это была роскошь человеческого общения, видимо одно из самых значимых мероприятий времяпровождения адекватных людей зрелого возраста. Я не в счёт, тогда только-только стал старшим лейтенантам и, молча сидел раскрыв рот. Говоря о выпивке, как и многие от природы одарённые люди, выпить Анатолий Степанович любил и умел. Ни разу я не видел его шатавшимся и вообще понять о том, что Дудко был выпивши, можно было только по запаху и блеску больших серых глаз.
Он прекрасно читал стихи и прозу, и я несколько раз ловил себя на том, что в нём погиб прекрасный драматический актёр, актёр от Бога. Подозреваю, что сам он писал и прозу и стихи, но природная скромность и воспитание не позволяли ему публиковаться.

Теперь, когда читателю в какой-то мере понятен масштаб личности героя моего рассказа, пора перейти к описанию того, что произошло на выборах в Верховный Совет СССР Х созыва по Бауманскому избирательному округу Москвы в начале 1979 года. Народу, собранному в огромном актовом зале, по тогдашней традиции на принудительно-добровольной основе, поздним вечером после 18.00 были представлены на голосование три кандидатуры военных. От моряков - старый контр-адмирал, Герой Советского Союза. От ВВС – лётчик, генерал-майор, Герой Советского Союза. От МВО – полковник Дудко.

Народ, среди которого были работяги с предприятий района и наиболее смелые из НИИ, и разного рода контор, выкриками с мест сразу обозначили временные рамки данного мероприятия. «Давай короче! 15 минут на всех» и т.п. Сидевшие в Президиуме партийные функционеры, вразрез с мнением людей, стремившихся побыстрее попасть домой после рабочего дня, наоборот полагали провести выборы кандидата за час, лучше полтора. В стране все знали, что по Бауманскому ИО обычно баллотировался сам Леонид Ильич Брежнев. Но народ нажимал, демократия, мать её…

Первым слово дали лётчику. Тот, понимая, чего хотят люди уложился в своей речи в 5 минут. Поступили предложения с мест ограничится славным соколом и завершить на этом! Президиум заволновался и в ответ предложил дать выступить моряку и полковнику. Победила дружба, согласились на 3 минуты каждому из оставшихся. Дескать неудобно – люди готовились.

Надо сразу отметить, что отказаться от выдвижения своей кандидатуры на рассмотрение не было никакой возможности. Это значило наплевать на доверие партии, руководства и сулило возможные неприятности. Между политорганами видов Вооружённых Сил, родов войск шло негласное соревнование за то, кто больше представит кандидатов на выборы, потому к вопросу выбора кандидатов подходили весьма серьёзно. Их недвусмысленно предупреждали об ответственности за отсутствие «энтузазизма» при подготовке речей на встречи с избирателями. Их опусы вычитывали, по 10 раз правили и т.п.
На выступления контр-адмирала, читавшего или бубнившего не поднимая головы, по бумажке, ответили жалкие хлопки. Лётчик проходил по всем статьям.
 Сжалившись над ушастым полковником, не героем, народ подбодрил его выкриками – Не менжуйся, не тяни.
Анатолий вышел за трибуну, поднял глаза, которые загорелись яростным огнём, исчезли многочисленные морщинки его лица, задубевшей на полигонных ветрах кожей, расправились. Лицо преобразилось и стало похоже на разгневанного дикаря. Первые участники, ранее решавшие между делом кроссворды и листавшие глянцевые журналы, вязавшие шарфы женщины, отложили свои важные дела и в недоумении смотрели на сцену. В воздухе нарастало напряжение, поскольку пауза затянулась.
Наконец изо рта кандидата вырвался нечленораздельный дикий рёв, от которого пошли мурашки по телу и в хорошо по зимнему протапливаемом помещении стало даже холодно.
Встрепенулись последние из спавших на мероприятии. А с трибуны уже звучал наполненный железными нотами голос.
«Вот так встречал рассвет вождь племени Мамбу-Ямбу, когда холодное солнце нехотя восходило над горизонтом в необозримой глубине веков, когда наши далёкие предки боролись за своё существование».
Голодное племя напряжённо ждало от него решения их судьбы в наступившем дне. Он не сулил ничего хорошего. Охотники вернулись вчера поздно без улова, при том, что трое погибли в пасти пещерного льва. Все запасы кореньев и плодов, собранные женщинами и детьми на зиму, давно закончились. В придачу к голоду доставал холод, необычный для этих мест и времени года.
Племя ждало кто будет принесён в жертву ради того, чтобы не прекратился их род. В первую очередь переживали матери малых детей и старики, что уже не могли быть охотниками.
Вождь потрясая кулаками мощных, заросших волосами рук кричал проклятия злым духам и просил защиты воздав ладони вверх добрых богов. Ему предстояло принять трудное решение, но прежде он хотел испросить мнение самых сильных и мудрых членов племени. Он выждал паузу и обратился к ним за советом. Так возникли первые советы».
В зале раздался гомерический хохот, публика оценила мастерство затейника и с нетерпением ждала, что же дальше. Следивший за трибуной, первоначально вскочивший со стула председатель высокого собрания уже сидел с довольной улыбкой на лице, он то первым понял вечер обещает быть интересным и его пояснение к результатам голосования прочтут в горкоме партии с интересом. Да и время обещает быть большим.
Между тем рассказчик вновь изменился в лице, оно стало похоже на старого немощного монаха времён  Тита и Смарагда, в постриге Иона, государя, великого князя московского и всея Руси, первого венчаного царя всея Руси. Ивана Васильевича Грозного. Тот писал подмётную грамоту.
Спустя 4 часа с лишком рассказчик сам предложил вернуться к главной цели столь увлекательного неожиданно мероприятия и голосовать. Я думаю ни у кого не возникло сомнения в том что кандидатом стал носастый полковник. Тогда практически единогласно зал проголосовал за Анатолия. А по дороге к метро ещё долго звучали восторженные голоса участников собрания – «Во дал полкан, комиссар! Как будто там побывал, необыкновенный человек! И тому…».
Депутатом Анатолий Степанович так и не стал, в силу понятных причин, хотя… Но ещё почти год в Политуправление Московского военного округа сыпались предложения прислать партийного лектора в различного рода НИИ, на предприятия и в организации. Дошло до того, что его пригласили выступить в горкоме партии по просьбе первого секретаря тов. Гришина.
Память, с возрастом часто возвращает меня к встречам с интересными, неординарными людьми, без которых жизнь была бы гораздо менее привлекательной. Детали постепенно стираются, но главное то, что вызывало в своё время живейший интерес, живёт и хочется поделится той радостью, которую они оставили в сердце.
Думаю, где бы не находилась сейчас его душа, вокруг неё заинтересованные слушатели, она сеет доброе, вечное.


Рецензии
Как украшают жизнь такие встречи и как украшают сайт такие рассказы! Спасибо, Владимир. Творческих Вам успехов!

Анна Волкова 11   19.04.2020 20:56     Заявить о нарушении
Моя роль тут самая незначительная. Человек был штучной работы, талантище. За отзыв и поддержку спасибо!

Владимир Лизичев   19.04.2020 22:24   Заявить о нарушении