Обзор от Елены Толоконниковой

1.
Адонис-горицвет

В рыданьях горных рек мне слышится печаль   -/-/-/ -/---/
Прощания с зимой, когда так полноводны     -/---/ -/---/-
Вливаются они, шаля струёй холодной,    -/---/ -/-/-/-
С вершин кавказских гор в морских глубин хрусталь…  Инверсия
 
Страдания несёт палящий летний зной,-      -/---/ -/-/-/
До тоненьких ручьев жара сжимает русла… -/---/ -/-/-/-
Признание в любви к зиме,- бечевник* устлан  -/---/ -/-/-/-
Лавинами цветов -  умильной желтизной:  -/---/ -/---/
 
Адонис-горицвет прощается с зимой!  -/---/-/---/
Поторопить весну – его предназначенье.  ---/-/-/---/- Сбой ритма
Из царства мёртвых, где он пробыл год в забвенье,*  -/-/-/-/---/-
Любимую обнять спешит на свет герой.     -/---/-/-/-/
 
И радуется мир: Адонис – знак весны:
На лепестки падут слезинки Афродиты,-     Сбой ритма
Избранника души ждала она визита!            
И страстью неземной объятья их полны…
 
Сияньем золотым весна расцветит даль
И разноцветьем трав украсит мир подлунный.
Ей воспоёт хвалу Адонис, вечно юный.       Сбой ритма
 …Но нежный лепет рек хранит свою печаль…
 
*БЕЧЕВНИК - полоса суши вдоль берегов водных объектов .
*Афродита полюбила прекрасного Адониса, сына царя Кипра. Но однажды Адонис погиб на охоте. Горько оплакивала богиня смерть своего любимого друга. Сжалился всесильный Зевс над горем богини и велел своему брату Аиду, владыке загробного царства, куда уже переселилась душа Адониса, каждый год отпускать юношу на землю. И с тех пор Адонис каждую весну возвращается к Афродите из печального царства мертвых. И с его приходом природа оживает, расцветают цветы, и радостное пение птиц приветствует возвращение Адониса. В его честь назван один из весенних первоцветов.
 
Задумка интересная. И подача мне нравится. Очень жалко, что технические погрешности портят восприятие:
1. Неустойчивый ритм. Начиная с 3-го катрена идёт сбой ритма. В некоторых строчках ударение со второго слога перемещается на четвёртый. 
2. С вершин кавказских гор в морских глубин хрусталь…  Инверсия
Любимую обнять спешит на свет герой.   Инверсия
Избранника души ждала она визита!   Инверсия
Оценка – 3.

2.
На благовещение.
 
Ангелок янтарнокрылый бросил в травку медяки,
Мать-и-мачеха раскрыла тут и там свои цветки.
Те расселись по канавкам, будто локоны-лучи
Обронила  Златовласка, так легки и горячи.
Ночью прячутся в бутонцы, а с утра и белым днём
Вспыхнут маленькие солнца канареечным огнём.
Шмель, над роскошью летая, вот оторва и бандит,   
По-хозяйски куш считает и пресыщенно гудит.
С ветерком пыльцу медвяну он в два счёта разнесёт.
Отхлебни-ка воздух пьяный! Посмотри, весна идёт!
Шлют благую весть букеты и горят, как никогда,
Ждут, вот-вот зажжётся где-то Вефлиемская звезда…

У меня сложилось чувство, что изначально стихотворение было записано так:
Ангелок янтарнокрылый
бросил в травку медяки,
Мать-и-мачеха раскрыла
тут и там свои цветки.
Те расселись по канавкам,
будто локоны-лучи
Обронила  Златовласка,
так легки и горячи.
Ночью прячутся в бутонцы,
а с утра и белым днём
Вспыхнут маленькие солнца
 канареечным огнём.
Шмель, над роскошью летая,
вот оторва и бандит,   
По-хозяйски куш считает
и пресыщенно гудит.
С ветерком пыльцу медвяну
он в два счёта разнесёт.
Отхлебни-ка воздух пьяный!
Посмотри, весна идёт!
Шлют благую весть букеты
и горят, как никогда,
Ждут, вот-вот зажжётся где-то
 Вефлиемская звезда…
 
Лично мне больше нравятся короткие строки, нужно обладать большим мастерством, чтобы уложить мысль в короткую строку, да ещё и подходящую рифму подобрать.
Но автор не случайно сделал этот хитрый ход – удлинил строку, во-первых, он скрыл внутри строки неудачные, порой глагольные рифмы, во-вторых, стихотворение ещё и «улучшилось» – появились внутренние рифмы. Ну да ладно. При чтении вслух однокоренную рифму «янтарнокрылый» – «раскрыла» не запрячешь.
Мне за шмеля стало обидно, никакой он не «оторва и бандит», а очень полезное насекомое. Кстати, эти выражения не придали стихотворению шарма, скорей наоборот.
Рядом со словами «ангелок», «травка» – присущих больше детским стихам, «оторва» и «бандит» звучат грубо. А в стихах о природе – хочется деликатности.
Оценка – 3.
 
3.
Прогулка
 
Северный ветер завыл, словно стая волков,
Лужи подёрнулись вмиг паутинками льда:
Видно, до тёплых денёчков ещё далеко,
Сложно поверить в цветущий на юге миндаль.
 
Бабочкой фантик порхает – смотрю веселей,
Как навострила сорока глаза-кругляши…
Нет мать-и-мачехи, крокусы дремлют в земле,
Снег покрывалом дырявым на клумбах лежит.
 
Только галантусы-крохи встречают весну –
Долго любуюсь, завидуя стойкости их.
К ним наклонясь, осторожно рукой прикоснусь:
Спящая муза проснётся и выдаст мне стих.
 
Это – совсем другое дело! Язык богатый, продуманная композиция, точные, красивые образы. Одно «дырявое покрывало на клумбах» чего стоит! Блеск! А рифмы какие! Можно все перечислить, ни одной избитой.
Оценка – 5.

4.
Грустные женщины

.
Грустные женщины шли по дороге,
туфли в пыли, элегантные шляпы;
сердце сжималось под гнётом тревоги,
плакать хотелось...
Ну как тут не плакать?
 
Грустные женщины шли через поле...
Голый король - это горькая сказка...
Грустные женщины - грустные доли,
в прошлом любовь, и надежда, и ласка.
 
Грустные женщины шли над обрывом -
музыка речки и песни печали,
грустные женщины - грустные были...
Грустные женщины очень устали.
 
Грустные женщины сели в тенёчке,
старый пенёк, а хотелось бы трона...
Дайте же каждой из них по цветочку -
ирис, подснежник, нарцисс, анемона...
 
Это тоже мне очень нравится! Многократное повторение «грустные женщины» – абсолютно не портит, а напротив – делает стихотворение эксклюзивным, запоминающимся. Браво, автор, это стихотворение достойно пера маститого поэта!
 
Оценка – 5.


5.
Подснежник.

Не успела поздняя зима
Замести следы, стереть приметы,
А весна открыла закрома,
Напоила солнцем первоцветы.
Чтобы с первым ласковым лучом,
В самом сердце маленьких проталин,
Прорастали слаженным пучком
Стебельки с отважными цветами.
 
Показала личико весна –
Верный знак признания и силы,
Нам подснежник белый принесла,
Хоть её об этом не просили.
И вдыхая тонкий аромат,
Ощущая свежесть и прохладу,
Будто слышим, как ручьи звенят
И щебечет лес весне в награду.
 
Удлиняя каждый новый день,
Сонный март слагает полномочья,
А шутник – доверчивый апрель –
Принимает вахту лунной ночью.
Он наполнит красками цветы,
Соберёт букетики надежды.
Станет прошлым символ чистоты –
Белоснежный маленький подснежник.

Оценка – 0.

6.
Крокус

На осыпях крымских
         не встретишь подснежник,
Ему подавай полусумрак в лесу.
Поляны полны
          обитателей прежних –   
Я фото склонённых цветов унесу.
 
Но, если душа рвётся                Я бы запятую не ставила.
          в горы, на гребень,
Где мартовский ветер – голодный медведь,
Там крокус прижиться
          в распадках намерен,
А в пасмурный полдень - улыбкой согреть.
 
Вершина горы!
        И веселье шальное
Взовьется пичугой и к морю слетит…
У крокуса сердце
             такое большое,
Что в нем солнце будто укрылось внутри!
 
Эх, концовка подкачала. А так легко убирается инверсия:
Что в нём – будто солнце укрылось внутри!
Нравится настроение подъёма, жизнеутверждающее стихотворение!

Оценка – 4.


7.
Чудачка на пятом…

На старом балконе – весенние «первоцветы» -
два милых птенца разевают смешные рты,
голубка их кормит, меня умиляет это,
а так ведь хотелось покоя и чистоты…        «ведь» - для связки, лучше: а так бы хотелось
 
Тому третий год – не могу разобрать коробки,
семье голубиной в жилье отказать нет сил.
«Течёт моя крыша», и голубь воркует громко – Понимаю, что хочет сказать автор, но без
такая побудка и мёртвого воскресит.                кавычек было бы лучше.   
 
Три кошки, собака, окно, за окном – деревья,
в гнезде воронячьем весною полно жильцов,     «воронячьем» ?
- свет тихий во мраке, и вера среди безверья,
что с крышей текущей жить можно, в конце концов.
 
Чудачку на пятом соседи, журя, простят…
Да, я виновата, но кто здесь не виноват?!          Ударение на «не»

В целом – не плохо, и ритм хороший, живые образы – украшают стихотворение. Убрать бы погрешности.
Оценка – 4 с минусом.

8.
Анемона.

Цветы мать-и-мачехи словно цыплята на склоне.
Так хочется быть беззаботной, весёлой, весенней.
Я рядом с тобой – беззащитный цветок анемона
Во власти ветров или смены твоих настроений.
 
Томят холода и клубок бесконечных рассказов,
Запутали травы, листва и твои отговорки.             Ладно - отговорки, а при чём травы и листва?               
Не любят цветы целлофан и хрустальные вазы,   
Им хочется воли, и солнца, и воду без хлорки.    Вода без хлорки – класс!
 
Они вспоминают поля и родные дубравы,
Как пили росу и тянули бутоны к рассвету.
Бесцельно срываешь цветы – просто так, для забавы,
Меняя подснежник на пышную роскошь букетов.
 
Любила, конечно. Но страсти давно отгорели,
Очаг наш погас и рассыпался домик картонный,
А ты оказался неверным, обманным апрелем,
Который не смог разглядеть красоты анемоны.

Стихотворение подкупает своей искренностью, даже не хочется делать замечания, тем более – они не существенны. Ответной любви Вам, автор!
Оценка – 5.

9.
Цветочное ожерелье

Земля ещё томилась в сонной неге,   -/-/-/---/-
Свои поляны полуобнажив.    -/---/---/
Не ведая, что под покровом снега   -/---/---/-  ударение на «под»
Таится, набирая силу, жизнь.     -/---/-/-/
 
И лёгкой поступью земли касаясь,
Продрогшая от зимних холодов,   -/---/---/
Идёт Весна — воздушная, босая.
В красивом ожерелье из цветов!
 
В нём все бутоны солнышком согреты,
Как радужные бусины горят.     -/---/---/
Разбрасывает щедро первоцветы
Весна, и украшает свой наряд.
 
То крокусы, то гиацинт струистый
После зимы порадуют нам глаз!        читается – послЕ -/---/---/
А то — пахучий ландыш серебристый
Жемчужинами светит напоказ.
 
В проталинах проклюнулся подснежник,
Застенчиво потупившийся вниз.     -/---/---/
И спит ещё под снегом безмятежно
Самовлюблённый выскочка  нарцисс.
 
Как отражение в озере глубоком
Перед весенней утренней грозой,    ПерЕд  -/---/---/
Цветочки незабудки одинокой
Вдруг заблестят непрошеной слезой.
 
Весна как длинноногая девчонка,
Прогонит зиму, сея первоцвет.    -/---/---/
И неохотно отойдёт в сторонку,
Подруге — лету передав привет.

Всё – прекрасно, и выразительные образы, и динамика повествования. Только огорчают сбои ритма.
Оценка – 4.

10.
Солнечные нарциссы.
 
Нарциссы – первоцвет моей любви.
Я помню, их весной принёс мне мальчик.
It's obviously, чёрт его бери,                Лучше бы русскими буквами
Он был смущён, взволнован, робок, вкрадчив.
 
С тех пор с цветком – таинственная связь,
It's charm, ветрами детства опалённый.
Мне мальчик нёс нарциссы, не таясь,               
Оставив для других самовлюблённость.           Чем «другие» это заслужили?
 
Текли сквозь пальцы воды и года,      Воды – тут не очень подходит.
Мели снега, лучи сушили влагу.
Порой казалось: больше никогда…    Что «никогда»?
Но жизнь легла стихами на бумагу.
 
Однажды после долгих зимних вьюг
По лугу разбежались, как цыплята,
Нарциссы, разомкнув тревожный круг…
Их нежностью я вновь была объята.
 
О, солнечный! Ты цвет моих надежд,
Пыльцовый вихрь на хрупкой кромке яви,   «явь» - явно лишняя ;
Пленительный дарительный  падеж,          Это – красиво!
Которому и вечность не предъявит.    «Предъявит» - это жаргон?
 
It's obviously – совершенно очевидно, разумеется, конечно.
Charm – амулет, брелок, очарование, шарм, чары.

Смешанные чувства от прочитанного. Мысли не всегда закончены, кое-где обрываются логические связи. Известный факт, что нарцисс – символ самовлюблённого человека, но слова: «Мне мальчик нёс нарциссы, не таясь,  оставив для других самовлюблённость» - похожи на ребус.
Иностранные фразы, в свою очередь, нарушают удобство чтения. Лично я изучала другой иностранный язык.   
Последняя строка притянута за уши, не имеет никакого отношения к содержанию стихотворения. Слабенькая рифма любви – бери.
Понравилось выражение: «пленительный дарительный  падеж», если это находка автора, то это очень круто!
Оценка – 3.

11.
Апрель 2020


Уехать бы в деревню, в глушь, в леса,       -/---/-/-/
туда, где проявляет чудеса                -/---/---/
весна без примесей бензиновой отдушки!  -/-/---/---/-
Там воздух свеж, прозрачен, вкусен, чист,  -/-/-/-/-/
а птицы наполняют свой плэйлист  -/---/---/
любовной трелью привлечения подружки.  -/-/---/---/-

Там по оврагам доживает снег -   /--/---/-/
дни сочтены у снега по весне.  /--/-/---/
Проталин больше и встречаются всё чаще.  -/-/---/---/-
А на пригорке - робкий стебелёк,  /--/-/---/
за ним ещё один, другой росток -     -/-/-/-/-/
подснежник к солнцу рвётся первый! Настоящий! -/-/-/-/---/-

Изящность так естественно проста, -/-/-/---/
но эфемерна эта красота  /--/-/---/
перед началом буйно-летнего цветенья!  /--/-/-/---/-
Так быстро исчезает - се ля ви!,  -/---/---/
но дарит нам предчувствие любви...  -/-/-/---/
О, это чудное, прекрасное мгновенье!  -/-/---/---/-

Уехать бы туда хотя б на миг, 
узнать, что понял ты и что постиг, 
ведь вечно в городе нет времени на это... 

...Апрель пустил все планы под откос,
и всех волнует лишь один вопрос:
- Когда же мы из дома выйдем?

Нет ответа.   

Интересный шестистрочник получился. И певуче и эмоционально. Всё нравится, вот только смущает ритм второго куплета – ударение со второго слога перемещается на первый.
 
Оценка – 4.
 
12.
Первоцветы.


Как будто бы Весна замерзла,
Ведь босиком по белу снегу.
Идет и книзу льются слезы,   «книзу» - лишнее уточнение, не кверху же
И капают, ложась по следу.

А солнце выше, дни теплее,
От ног проталины исходят,
Весна смеется веселее,
А ноги стынут, ноги ходят.         Однокоренная рифма

И топят снеги пятки, пальцы,
И топят льды босые стопы.
А снег привык еще бросаться -
Останови его попробуй.          

Обычно по лесу, в деревьях,
Где, видно, платьем зацепилась,
Остановилась, солнцу внемлет,
А глянешь, вновь слеза скатилась.

И эти слезки в утешенье,
Дыханьем солнца - зацветают.
За всё ее долготерпенье -
Их "первоцветы" называют.

Они Весне подарком нежным,
Что, мол не зря, стопы студила.
Еще полно местечек снежных,
А вот, смотри, заголубило.

Где по земле слезинка пала,
Там расцветают первоцветы.
Зима почти совсем пропала
И сразу рассыпь самоцветов:        Однокоренная рифма

Есть и весенник и морозник,
Мускарь, подснежник и пролесок...
На тонко ножке, осторожно      
На мир взирают с интересом.
Мне было много слёз – почти в каждом катрене, и стоп. Пятый и седьмой катрены несут одну и ту же информацию, зачем повторятся? Это как раз тот случай, когда количество снизило качество. К тому же слабые рифмы: то однокоренные, то глагольные, то неточные.
Оценка – 3.
 
13.
Княжна Тараканова

 
Я который день пьянее пьяного –
Не даёт покоя, хоть убей,
Продавщица Манька Тараканова
Царских или княжеских кровей.
 
Прапрабабка у неё обманщица
(Там корней дворянских не найти),
Вот и Манька – та еще динамщица,
Омут зла на жизненном пути.
 
У неё поклонников – полгорода,
Но в мужья нужон аристократ…
Как же подойти к такой без повода?
Если ты к тому же небогат…
 
Не поймут любви моей насмешники,
Ручейком надежда утекла…
Чувства, словно нежные подснежники,
Вянут без ответного тепла.
 
В то, что у неё порода царская,
Верить может только идиот…
Умыкнуть бы барышню не цацкаясь –
Уголовный кодекс не даёт…
 
Паспорт новый выправлю не мешкая,
Буду не «Синицын», а «Орлов»,
И бумагу с гербом… (Слышь, сердешная?)
Я к тебе –  тот самый, из графьёв!

Понравилось стихотворение! Вот где единство формы и стиля! И конечно – искромётный юмор никого не оставит равнодушным. Не очень нравится рифма обманщица – динамщица.
 
Оценка – 5.
 
14.
Ты дрожишь от холода


Ты дрожишь от холода, утонув в снегу,
Я тебя согрела бы, жаль, что  не могу,
Ведь в моих объятиях пропадёшь совсем.
Новых не хочу тебе создавать проблем.
 
Лучше постою одна молча в стороне.
Знаю, ты не думаешь вовсе обо мне,
Не коришь, не сетуешь, просто ждёшь чудес,
Чтобы снег растаявший наконец исчез,       лучше – подтаявший, если растаявший, то он
                уже исчез.
А земля покрылась бы шёлковым ковром.
Не грусти, ведь всё-таки мы сейчас вдвоём.
И качнул тихонько ты белой головой,
Тоненький подснежник мой, маленький герой.

У меня сложилось впечатление, что автору чуть-чуть не хватило точных слов и он заменил их словами-связками: вовсе, ведь всё-таки. Чувствуется какая-то неуверенность в тексте.
 
Оценка – 4.

15.
Белые капли качает галантус.

Цепкие щупальца гибких ветвей,
В мареве чутком дрожащем чернея,
Тянутся над головою твоей
В небо, где узы со светом прочнее.

Хаос ветвей в голых кронах так част,
Но в синеве - как рисунок узорный.
Ветер, срываясь, меняет подчас
Вязи, которые лишь иллюзорны.

Грезят проталины вешних полян,
На мимолётных этюдах прелестных.
Нежный галантус, прохладою пьян,  *
Белые капли качает в пролесках.

Чудо-бутоны несут аромат,
Тонко тебе намекая на счастье.
Скоро виньетки лучей обрамят
Каждый подснежник, являя участье.

 * Подснежник или Галантус - (лат. Galantus) "молочный цветок", бутоны
которого похожи на капли молочного цвета.
По преданиям пробившись из-под снега галантус дарит надежду на скорое
весеннее тепло.
---------
Чувствуется, что автор – поклонник античной лирики. Уж очень витиевато, подчас даже запутанно. Взять хотя бы первый катрен, это же какой-то ребус.
Оценка – 4.


Рецензии
Лена, спасибо от номера 7! Ника разместила первый вариант... Я ей посылала корректировку, но, в суматохе, Ника забыла... Простите, что так вышло. Я увидела, написала, но было уже поздно. На следующий день, Ника заменила. Там учтены некоторые Ваши замечания! С "воронячьим" я точно погорячилась, сразу же переделала. Писала быстро, потом дорабатывала. С "ведь" буду разбираться, самой не нравится.

Лена Болдырева   18.04.2020 22:25     Заявить о нарушении
Леночка, спасибо большое за отзыв! Я сразу скопировала все стихи, и по ним уже писала обзор. Обязательно посмотрю окончательный вариант.
Христос воскресе!

Елена Толоконникова 2   19.04.2020 10:13   Заявить о нарушении
Воистину, Воскресе! С Праздником, Лена! Никогда его так, как в этот раз не встречала... Новый опыт дал много полезного

Лена Болдырева   19.04.2020 11:56   Заявить о нарушении
И не говори, такое переосмысливание. Счастливо отметить!

Елена Толоконникова 2   19.04.2020 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.