четыре киноновеллы. Скоморох

 
структура цикла казалась непроницаемой,
несмотря на отчетливое членение  датами,

уже  оттого,
что жизнь тут была без "начал" и "концов".
                Первая новелла - "Скоморох" -

обозначена тысяча четырехсотым  годом
от Рождества Христова.



*

спасаясь от проливного дождя,
три чернеца,

заходят в сарай,
             а там,
               пересмеивая  бояр,

бродячий скоморох,
               как мог,
                развлекал мужиков.
 

Скоморошество -  тоже работа;
                "наскоморошив",

устав смешить,
он падает без сил.

Ему уважительно подают кружку браги.
Мужики, сами работая до упаду,
                знают

цену труду ...  и  все-таки
                скоморошество –
                это еще и призвание, вольное художество!

Дурашливый скоморох               
                свесился вниз головой

и закукукал с притолоки!
Камера неспешно панорамирует,

давая рассмотреть мужиков в посконных рубахах,
грубо рубленые стены сарая,

лохматых ребятишек на полу, узкие прорези окон,
нудный дождь и грязь за порогом,
                дерущихся мужиков, распряженную лошадь...,

Материальная среда
на редкость обжита идобротна.

С  непререкаемой убедительностью
простая жизнь  течет  без всякой  декоративности.

*

Потом

подъедут дружинники князя, спешатся с коней,
кликнут скомороха. Тот  задержится у дверей,

как распятый, раскинет руки,
                его скрутят

и без злобы,
но ловко,
        со сноровкой,

трахнут о дерево и его, и его гусли...
потом перекинут через седло бесчувственное

тело и  уйдут из кадра прочь
                в заунывный дождь.

*

Мужики  поглядят на монахов, а они
                торопливо выйдут из избы

в безлюдье плоских равнин,
                где вдали,

гуськом движутся всадники -               
                дружинники князя.

*

Доля художника обернется  еще ужаснее
                во второй  новелле "Молчание".


Вторая  новелла "Молчание"


....


Рецензии