Без и вне

          And life flows on within you and without you.
              George Harrison, 'Within You Without You'



Первый человек получил жену во сне. Такая версия содержится в известной книге. Там есть две разные версии сотворения человека, это вторая, она поинтереснее будет, да и знакома получше первой. Итак: "И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку." (Быт. 2, 21-22)
Вот такая занимательная история. Во сне. Что ж, дело знакомое. Уснёшь, проснулся – а рядом ещё кто-то... Потом, конечно: "И где были мои глаза! О чём я думал! Всё было как во сне..."
Во сне и было. Но сон этот не простой. Пытливый протодиакон Кураев, вслед за митрополитом Сурожским Антонием, открыл, что греческий текст передаёт слово, в русском переводе ставшее "крепким сном", качественно другим понятием: "экстаз", extasis. Экстаз – это выход из себя. То есть, человек вышел из себя, себя каким-то образом он покинул, и там обрёл... Что он обрёл? И кто – он?
Надо сказать, что до этого судьбоносного эпизода человек ни разу не называется по имени. И только обретя "жену", он получает имя "Адам". Жена так и остаётся безымянна, позже уже сам Адам даёт ей имя "Ева". Под этими именами первая супружеская пара в истории человечества и получила заслуженную известность.
Фокус в том, что Адам и Ева не имена. Не совсем имена. "Адамах" – земля, красная земля. "Хавва" – жизнь. Земля – возделанная, красная земля – получила жизнь, начала жить, а до сего момента была мёртвой. Адам был создан из глины, возделан, но мёртвая материя нуждалась в каком-то событии, чтобы ожить. И вот мы выходим из себя (в экстазе) и... в общем, Буратино заговорил.
Ха-ха-ха, сказка, миф... Миф – что такое миф? По-гречески это фабула, а дальше фабула разворачивается в сюжет. Мы читаем, мы удивляемся.
А если фабулу отнести к сфере мёртвой (физической) материи (а так и выходит, как мы только что увидели), тогда это res extensa (Декарт), сюжет же в зоне ответственности диспетчера сюжетов, известного как res cogitans, или мыслящая субстанция (он же). Другими словами, но то же самое. Куда же выходил человек? И вернулся ли он? Здесь большая лакуна в памяти, здесь дела абсолюта, ведь только в абсолюте можно быть собой и не-собой, другим, одновременно. Но только в абсолюте. Только в абсолюте я получаю достаточное основание (Лейбниц), причину, по которой я скорее существую, чем не существую. Но я и существую, и не существую одновременно. Я, мёртвая природа; я, возделанная земля; я, жизнь...
Жизнь во мне и вне меня. И без меня.
Что даёт мне основание (насколько оно достаточное, не мне судить о том) надеяться, вслед за А. Пушкиным, что "весь я не умру".
Паши глубже, следующий пахарь.


18 апреля 2020 г.


Рецензии