Марлен Дитрих

Деньги, почести и награды,
Славы луч и любви вино, –
Золотая звезда эстрады,
Голубая мечта кино,
Неприступная и открытая,
Вся для зрителя – рок и плен,
Одинокая и забытая,
Восхитительная Марлен!

Испытала она, измерила –
Тьму падения, блеск вершин,
Но едва ли во что–то не верила,
Кроме гениев и машин.
Веком властвуют аллигаторы,
А красавиц влекут зато –
Первоклассные литераторы,
Блицы, рауты и авто.

Как в романе без окончания,
Мир однажды сошёл с ума
От обретшего вдруг звучания
Чёрно–белого синема.
И над сломанными границами,
Переделанными войной,
Над фронтами и над столицами
Её голос летел волной.

Где–то валом росли овации,
Где–то каркало вороньё.
Да, могла она жить без нации,
Как и нация без неё.
А могла, век сочтя мгновением,
Кто б и что о ней ни сказал,
На колени упасть пред гением,
Огорошив концертный зал.

Сгинет горечь, как травы сорные,
Всё кончается – пой не пой,
Опадут лепестками чёрные
Дни забвения и запой.
Но останется то – мгновенное,
Чем и стала для нас давно
Золотая звезда нетленная,
Голубая мечта кино!
 _____________
 * Иллюстрация: Марлен Дитрих в фильме "Голубой ангел", 1930 год.
Современная колоризация кадра Ольги Ширниной (Klimbim).

Мария Магдалена (Марлен) Дитрих (1901 – 1992) – немецкая и американская актриса, певица, одна из красивейших женщин ХХ столетия. Она представляла собой шокирующий тип прекрасной и обаятельной дамы, одновременно порочной и невинной, влекущей и неприступной. Её судьба, замешанная на искусстве, любви и политике, её одиночество в конце жизни до сих пор вызывают интерес и споры. Дитрих осталась в истории не только ослепительной звездой кино и знаменитой эстрадной певицей, но и музой таких разных мастеров пера и сцены, как Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Жан Габен, Александр Вертинский...

В годы расцвета своей кинокарьеры Марлен прославилась, как первая женщина–автомобилистка. Она такой и осталась на фотографиях: в вызывающем для 30–х годов брючном костюме на подножке Rolls-Royce Phantom I или в классической юбке и жакете рядом с Cadillac V16 Town Car.

«Автомобиль – любимая игрушка взрослых мужчин» – известный афоризм Марлен Дитрих, который, впрочем, можно и отнести к ней самой. В 1930 году режиссер Джозеф фон Штернберг снял её в фильме «Голубой ангел», прославившем актрису – героиня Марлен словно пришла из эротических фантазий, вела провокационную игру с влюблённым в неё профессором и щеголяла откровенными нарядами. «Голубой ангел» открыл Дитрих дорогу в Голливуд — следующая картина с её участием уже снималась в Америке. В фильме «Марокко» можно увидеть тот самый автомобиль «Роллс–Ройс», с которым Марлен так любила фотографироваться. На экране за рулем «Роллс–Ройса» Марлен Дитрих ездила сама, но в жизни её возил шофёр Гарри – бывший боксёр в кожанке, крагах и с двумя револьверами. Автомобиль Дитрих жив до сих пор и при реставрации даже сохранил свой зелёный цвет. В 2012 году он был продан на аукционе Bonhams за $ 524,000.

Марлен Дитрих стала единственной женщиной в Германии, которая отказала Гитлеру в любезности быть его официальной любовницей. Тем не менее, фюрер считал её любимой актрисой и не стеснялся говорить об этом. В 1936 году Йозеф Геббельс предложил Дитрих, с 1930 года снимавшейся в Соединённых Штатах, за каждый фильм, снятый с её участием в Германии, 200 000 рейхсмарок, а также свободный выбор темы, продюсера и режиссёра. Но актриса отказала министру пропаганды. В 1937 году она снова отклонила предложения национал–социалистов и тогда же демонстративно подала документы на американское гражданство.

В марте 1943 года Марлен Дитрих прервала актёрскую карьеру и в течение трёх лет выступала с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции. Позже она сказала: «Это было единственно важное, что я когда–либо сделала». Мировую известность имела в то время немецкая песня "Лили Марлен", приобретшая в исполнении Дитрих антивоенное звучание. В 1947 году генерал Максвелл Тейлор вручил актрисе медаль Свободы, высшую награду американского военного министерства для гражданских лиц. Ещё через три года она получила звание кавалера ордена Почётного легиона.

В середине 1945 года Дитрих приехала в Германию. Похоронив в ноябре 1945 года в Берлине мать, она сказала: «Я почувствовала, что хоронила не только мать, но и Германию, которую я любила и которой для меня больше не существует».

В 1960 году Марлен Дитрих приехала на гастроли в ФРГ, где ей оказали более чем холодный приём вследствие её антигерманской позиции в период Второй мировой войны. В Дюссельдорфе молодая женщина плюнула ей в лицо, а выступление актрисы было сорвано хулиганской выходкой. И в Западном Берлине многие протестовали против концертов Марлен, видя в ней «предательницу отечества». В 1961 году Дитрих сыграла роль вдовы нацистского генерала в фильме Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс».

В 1963 году Марлен Дитрих побывала в Москве. С огромным букетом роз она приехала на Новодевичье кладбище и положила цветы к могиле Александра Вертинского, посвятившего ей одну из своих песен. Когда актрису спросили, что бы она хотела увидеть в первую очередь – Кремль, Большой театр, Мавзолей? Она ответила: «Я бы хотела познакомиться с Константином Паустовским. Это моя давняя мечта». Актриса объяснила, что Паустовский – её любимый писатель, и что самым большим литературным событием своей жизни она считает его рассказ «Телеграмма». И с тех самых пор, когда она впервые прочитала это произведение, мечтает встретиться с автором. Накануне визита Марлен Дитрих Константин Паустовский, которому на тот момент шел уже 72–й год, перенес инфаркт. Несмотря на плохое самочувствие, он пришёл на концерт актрисы в Центральном доме литераторов. Во время концерта прозвучал вопрос, знает ли она кого–нибудь из современных советских писателей. Марлен назвала Паустовского. Зрители начали аплодировать. Тут кто–то крикнул: «А Паустовский в зале!» Тогда все начали аплодировать уже ему. Больному, почти ослепшему писателю пришлось встать и пойти на сцену. Паустовский поцеловал Марлен Дитрих руку, а она вдруг опустилась перед ним на колени да так, что разорвала бусы и жемчуг рассыпался по сцене.

Вспоминает Марлен Дитрих: "Больших усилий стоило ему прийти, чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его «откроют». В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он – лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно». Многие ли из современных актрис могут похвастаться таким знанием литературы?

В конце сентября 1975 года в сиднейском Театре Её Величества Марлен Дитрих упала в оркестровую яму и сломала шейку бедра. После восьмимесячной госпитализации ей пришлось завершить актёрскую карьеру. Дитрих уехала в Париж и замкнулась в своей квартире. Она уже не могла нормально ходить и не хотела, чтобы кто-нибудь видел, как она хромает, опираясь на палку и скорчившись от боли. Никто не должен был видеть, что ей отказали её ноги, ноги Дитрих, от которых был в восторге весь мир. Попав в зависимость от алкоголя и обезболивающих, Дитрих поддерживая связь с внешним миром только по телефону. В это тяжёлое время она работала над книгой воспоминаний «Возьмите только мою жизнь. Размышления».

В 1982 году после долгих уговоров Дитрих наконец дала мюнхенскому телепродюсеру согласие на съёмки документального фильма, посвящённого её жизни, но при условии, что сама в кадре не появится. Марлен Дитрих была объявлена "лицом" Каннского кинофестиваля 1992 года, но скончалась накануне церемонии открытия, 6 мая, в своей квартире в Париже. Прощание с актрисой состоялось в церкви Мадлен и собрало более трёх тысяч поклонников. Её гроб, покрытый французским и американским флагами, был доставлен в Берлин. Похоронена рядом с матерью. На скромном надгробии начертана цитата из сонета немецкого поэта Карла Теодора Кёрнера «Прощание с жизнью»: «Здесь стою я на пороге своих дней».

(Компиляция из биографических материалов)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.