Чудо на новогодней ёлке. Рассказ-быль

       Случилось это под Новый год в конце девяностых годов, теперь уже прошлого века. У меня, исполнителя роли Деда Мороза, однажды на детском новогоднем благотворительном утреннике в Василевском детском доме (Специальная коррекционная школа-интернат) случилось настоящее новогоднее чудо. В этом интернате воспитывались дети с  психо-физическими нарушениями, с определенным нарушением развития интеллекта, с  задержкой психического и эмоционального развития.

       Город Заречный, где я в то время жил и работал, уже много лет шефствовал над этим Детским Домом, куда ежегодно под Новый год беспокойные люди организовывали шефскую поездку с новогодними подарками.  В сборе подарков принимали участие многие организации города. Потому что это были не только пакеты со сладостями для воспитанников, а учитывая то тяжелое, дефицитное в время в финансировании и снабжении подобных учреждений, шефы везли в качестве подарков продукты питания, телевизоры, мебель, компьютеры, школьные принадлежности, детскую одежду, постельное бельё и прочее, прочее…

     Для работников ЦПКиО «Заречье» это была первая поездка с новогодней театрализованной программой в составе бригады шефов. К этой поездке мы, работники Парка, приготовили не только новогодний театрализованный праздник, но и различные подарки, елочные гирлянды и игрушки, детскую одежду, книги, тетради, краски, карандаши и прочие канцтовары. Главные же подарки были от Города, ПО «Старт» и других организаций. После первой поездки нашего творческого коллектива, дружба с воспитанниками Васильевского детского дома продолжилась на много лет.

       А в тот памятный день приключения начались сразу с утра, как только начали собирать подарки для детского дома, разъезжая по городу. Был выходной день, и приходилось ждать тех, кто выдавал эти подарки - то в одной организации ответственный за выдачу подарков задержался, то в другой забыли дать распоряжение охране, и приходилось разыскивать начальство.  Последним пунктом загрузки был Парк, и здесь после погрузки звуковой и световой аппаратуры, реквизита и костюмов, пришлось ждать проспавшую Снегурочку.

        Наконец-то автобус с шефами, артистами и подарками выехал из города Заречного и, проехав через областной центр, направился по старой трассе Пенза - Саратов в сторону рабочего поселка Кондоль. Весь путь занял около двух часов. В дороге мы репетировали свою новогоднюю сказку, повторяли текст, так как предстояла премьера нашего представления. Нас немного пугала предстоящая встреча с не совсем обычными детьми. Как они встретят нас? Будут ли активными, состоится ли взаимное общение и получится ли настоящий праздник?

         Подъехав к съезду с трассы на село Васильевка, мы поняли, что приключения для нас только начинаются. Село почти примыкало к трассе, но школа-интернат располагалась примерно в двух километрах за селом, в чистом поле. И здесь мне вспомнилось отличительная черта нашей богатейшей России – «дураки и дороги».

      «Дураки» - это конечно мы, куда это нас потянуло, что же это нам дома-то не сидится?!  Эти мысли возникли сразу, как только мы увидели, что дороги просто нет.  Была колея, и не одна, а несколько, переходящие одна в другую – следы огромных тракторов, похожие, скорее на овраги. Объехать это не было возможности, был конец декабря, но снега ещё не было и сколько видел глаз, всюду был изрытый чернозем.
 
       Было понятно, что автобус дальше не пойдёт. Но, как говорят, «голь на выдумки хитра», поэтому нас ожидало спасение – гусеничный трактор и УАЗик – «буханка». Так как УАЗ  - «скорая помощь советского времени» также самостоятельно не преодолел бы данную трассу, то в качестве тягача стоял наготове гусеничный трактор.
 
       Из огромного (по сравнению с УАЗом) автобуса, мы стали перегружаться в УАЗик. Подарков от города и завода было много, поэтому всё перевезти можно было за несколько рейсов. Мне удалось ехать первым рейсом – с актерами, костюмами и аппаратурой для организации елки.
       Пока мы ехали по деревенской улице, то казалось, что мы на аттракционе «Американские горки». Трактор прямым ходом тянул прицеп по замершим буеракам, и наш УАЗик бросало из стороны в сторону, а мы как шарики в погремушке, бились обо все, что было рядом, стараясь удержать свою аппаратуру, кофры с костюмами и коробки с подарками.

      За селом тягач вытянул нас, с так называемой «дороги», и потащил  к школе  по чуть припорошенному снегом полю. Так как ехали мы по замерзшим кочкам пашни, здесь нас трясло как на стиральной доске.

       Забегая вперед, скажу, что по возвращении домой, мы обратились с письмом к губернатору с рассказом о нашей поездке и с просьбой помочь спецшколе-интернату обрести возможность своевременно доставлять продукты питания, и не зависеть от местного сельхозпредприятия, иногда выделяющего для этих целей гусеничный трактор.  А надо всего-то сравнять грейдером дорогу и засыпать хотя бы бутовым камнем. На нашу просьбу откликнулись, и, в июне следующего года, мы везли своим новым друзьям театрализованную игровую программу, по случаю окончания учебного года, по более-менее ровной, но очень пыльной дороге.
   
       А в тот памятный день, мы опаздывали и тёплой встречи не ожидали. Но подъезжая к школе, мы поняли, что праздник пройдет «на ура», так как уже на подъезде к школе нас встречали пираты и клоуны, снежинки, лисички и зайчики, Баба-Яга, причем не одна, и несколько Леших и Кикимор. А впереди всех махала руками «Верка-Сердючка» - это был мальчик в гриме, который потом исполнил великолепную пародию на популярного артиста.
 
      Встречать нас выбежали все воспитанники, вся школа, причем, невзирая на погоду, все были в новогодних костюмах, большей частью импровизированных, без теплой одежды. В считанные минуты, дети помогли нам разгрузиться, перенести костюмы и аппаратуру в зал. Их радости не было предела, буквально за несколько минут мы перезнакомились почти со всеми. Каждый из них наперебой пытался рассказать, как они нас ждали, как придумывали и изготавливали новогодние костюмы, разучивали песни и стихи. Слушая их, мы торопились расставить и подключить звуковую и световую аппаратуру, настроить радио-микрофоны, проверить работу звуковых и световых эффектов.

      И вот начался праздник. Мы ожидали замкнутых детей, зная об их проблемах с психологическим здоровьем, поэтому подготовили множество приемов по вовлечению их в новогоднее веселье, но нам ничего не потребовалось. Дети оказались полностью раскованными, общительными, подвижными и откликающимися на любое предложение персонажей представления.
 
     Мы были удивлены, с какой верой в сказку они помогали Деду Морозу спасать Снегурочку от злых чар колдуньи, их готовности петь, танцевать, водить хороводы, читать стихи. Такой активной раскованности и отзывчивости мы ранее не встречали ни в одном детском коллективе.  Работать с ними было просто одно удовольствие. Праздник затягивался, так как в канву логически выстроенного театрализованного музыкального представления пришлось вставлять по ходу действия выступления детей.

       В конце праздника у меня - Деда Мороза, был финальный ход с колокольчиком и волшебной палочкой. Я пускал колокольчик по кругу и просил позвонить в волшебный колокольчик и сказать самые сокровенные слова своим воспитателям, педагогам или друзьям, поздравить с Новым годом самых близких им людей и  что-нибудь пожелать им.
         
       Дети звонили колокольчик, звучала волшебная музыка, они говорили свои пожелания, я взмахивал волшебной палочкой, чтобы волшебство случилось, и их пожелания исполнились.
 
       Когда очередь дошла до одного мальчика, то колокольчик застрял к его руке. Я увидел его растерянное лицо. Он молчал и не звонил. Дети пытались его растормошить и кричали мне: «Он не говорит!». Я не воспринимал эти слова буквально, думая, что он просто стесняется или боится, поэтому громко сказал: "Сейчас я дотронусь волшебной палочкой до мальчика, а он посмотрит мне в глаза и скажет все, о чем думает, и я обязательно услышу!

       Я дотронулся, громко прозвучало музыкальное пассе, но мальчик, молча стоял и тревожно смотрел в мои глаза. Я не растерялся и произнес: - Как в любой волшебной сказке, волшебной палочкой надо дотронуться три раза. Я дотрагивался волшебной палочкой до мальчика, звучало музыкальное пассе, вспыхивали цветные огни иллюминации и я считал: «Раз! Два! …»

       На третий раз мальчик наконец-то позвонил в колокольчик и пролепетал в микрофон: - "Мама, Сета, пасиба, пасиба, мама Сета".
И тут с криками: "Чудо! Чудо! Маугли заговорил!" на меня набросились воспитатели и педагоги. От их объятий у меня слетела шапка (хорошо, не парик) и борода сбилась набок.

        Света - это директор школы-интерната и, как оказалось, персональная воспитательница этого мальчика, по имени Андрей. Они долго обнимали и благодарили меня, прижимали, тормошили и целовали Андрея. Казалось, что всеобщему ликованию не будет конца.
 
      Тайну этого мальчика я узнал позже, по дороге домой. С нами до Пензы поехали несколько педагогов интерната, они и рассказали его историю.

       Андрей поступил к ним из областной больницы, где он проходил реабилитацию после трёхлетней жизни в собачьей будке на цепи, вместе с собакой, где держали его родители  - алкаши. В больнице поправили его здоровье, но не отучили его есть с пола, огрызаться на всех и кусаться за ноги, и не смогли научить говорить.

      В школе он продолжал сбрасывать тарелку на пол и есть с пола, стоя на четвереньках. Если кто-то пытался ему помешать, он огрызался, скалил зубы, рычал и мог даже укусить. Днем он забивался в угол, поглядывая на всех тревожными или озлобленными глазами, а ночью, свернувшись калачиком, спал под кроватью.

      Со временем он стал привыкать жить среди людей, есть ложкой за столом, подходить к детям, разглядывать то, чем они занимаются. Но говорить так и не стал. И вот новогодний праздник, уверенные слова Деда Мороза, новые сказочные эмоции, видимо сделали свое дело – Маугли заговорил. И первые слова его были  благодарностью той женщине, которая не махнула на него рукой, не закрыла от других детей, а окружила его заботой, брала его на выходные домой, и своей добротой постепенно учила его общению с людьми. Её многие дети в интернате называли Мамой, Мамой-Светой. Вот и Андрей своей первой осознанной фразой выразил благодарность Маме-Свете.

      После первого знакомства с коллективом школы-интерната, мы стали приезжать к ним по три раза в год со своими программами и устраивать для воспитанников праздники. И каждая встреча оставляла во мне только теплые чувства. Мы подружились с детьми, радовались успехам Андрея. Дети присылали нам свои рисунки и поздравительные открытки, к каждому приезду готовили нам своими руками подарки.
 
      На лето некоторых детей забирали домой родители или родственники, но оставалась большая группа тех, у кого не было родственников, так как от этих детей просто отказались. Так вот их забирали на каникулы шефы. Некоторых принимали в свои семьи, но в основном большой группой они жили в профилактории, и мы, работники парка культуры встречались ними в каникулы почти ежедневно. Они посещали аттракционы, игровые автоматы, тир и конечно все наши развлекательные мероприятия и концерты. В конце каникул мы устраивали им прощальную детскую дискотеку, и они уезжали домой.

      Каждый раз приезжая в интернат мы радовались атмосфере доброты, которая просто царила в этом Доме. Ведь в детском коллективе всё могло быть – обиды и скандалы с драками, мелкое воровство и другие происшествия. Случалось и в этом коллективе всякое. Но любые конфликты здесь заканчивались очень быстро и конфликтующие умели прощать друг друга и вскоре, обнявшись, гуляли вместе по территории школы. И еще мы заметили, что здесь жили дети без насмешек.  Мы не услышали ни одной клички, ни разу ни одной насмешки над слабыми, как в других детских коллективах. Старшие воспитанники заботились о младших, помогали друг другу во всём. Видимо вот такие добрые отношения и повлияли на реабилитацию Андрея, а волшебство Деда Мороза стало последней каплей в его выздоровлении.
 
      Вот такое чудо произошло однажды на сказочном новогоднем представлении!
               
               
                2020 г.


Рецензии
Рецензия на «Чудо на новогодней ёлке. Рассказ-быль» (Виктор Пузарин)

Вот прочитаешь такие вещи и дальше жить хочется. Спасибо.

Владимир Исфаров 12.12.2020 22:00 • Заявить о нарушении

Виктор Пузарин   18.08.2023 00:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.