Из сборника Сновидения... 13

Из сборника «Сновидения, и что за ними…» /13
(1968 – 2020)
_____________________________

Глава «Толкование снов»
(Резюме)*

Перечитала ныне записанные здесь сны. Странное ощущение: перечитывая, вспоминаешь каждый из них (или кусочки наиболее характерного). Причём, кажется, что снились не 11 – 7 лет назад, а совсем недавно, так памятны и свежи они где-то в глубине меня…
01.03.95.
_______________________
 
К тому же, многие из них таки оказались вещими, это очевидно с высоты прожитых лет. Удивительное явление – сон…
11.11.95.
___________________________________

В книге С.Н.Лазарева  прочла о третьем информационном мире, где всё видится в разрезе. Припомнился соответствующий сон, который снился как будто не очень давно, оказывается, ещё в 1974-м году. Океан и животный мир в разрезе. Глобальный был сон! А первая его часть - не была ли предсказанием войны в Чечне, например?
Сны, конечно, приходят из пластов подсознания. Но где и когда они копились (пласты)? То ли в них вся история человечества заложена от Божества – изначально, в зёрнышке жизни, то ли прав Лазарев (и восточная философия), что человек проживает несколько жизней, что фиксируется в памяти его.
(Догадки в моих стихах: лягу на морское дно песчинкой, чтобы «вбирать в себя Таинства Времени и Стужи…»)**
05.02.96.
___________________________________

За период, пока моим кумиром была А.Б.Пугачёва, а это с 1975 по 96-й год, неоднократно мне снилась она, разные встречи с ней. Почему-то ни разу я не записала эти сны. Но поскольку А.Б. я воспринимала всегда как радугу нашей сцены, жизни, - сны радовали, прибавляли воодушевления. Это были вспышки средь серости жизни, маленькие подарочки Судьбы. Алла Б-на – как Солнца дар всегда!!!
01.03.96.
________________________________

Мне часто снятся стада и толпы людей. Почему? Т.к. я озабочена не только личным благополучием?..
02.03.96.
________________________________________

В отношении снов – обязана сказать о следующем: очень часто мне снились несколько видов снов (с повторами), которые я «классифицировала» как сны «из детства». (Иногда любят повторять нечто подобное в кино, как сны-наваждения и т.п.).
Итак, первый из таких снов: постоянно снился наш старый домашний сад, а именно – участок, где росли прекрасные ореховые деревья. Под которыми обычно летом я нередко валялась на раскладушке и почитывала разные книжонки. 
Так вот этот сад мне снился обычно осенним: когда опали пожелтевшие листья, и я с сёстрами убираю этот сад. Толстым слоем, спрессованы эти тяжёлые листья, а мы, можно сказать, вручную, с помощью грабель  разгребаем эти кучи, грузим в большую корзину и выносим за пределы двора, где, чаще всего, сжинаем их в небольших кострах.
Среди всех этих листьев попадается немало грецких орешков: чистеньких, очищенных, спелых, слетевших наземь с высоких веток, макушек этих рослых, немолодых уже, деревьев. И в этих маленьких находках была такая какая-то особая радость, удовольствие для меня в этих полусказочных снах, что они, право же, просто удивляли своей навязчивостью и постоянством повторов…
Часто повторявшимся был и другой сон из детства: снился перекрёсток дорог в деревеньке Дмитровка, где когда-то проживали мои родители, где когда-то шесть лет я ходила в школу, где впервые в жизни видела весенний разлив нашей небольшой речушки (которую взрослые называли то Малый Утлюг, то Молочной).
Так вот, из этого поселения мне повтором всегда снилась одна развилка дорог, где мы прощались с подружками, когда уже подростками возвращались из школы домой.  Это было почти ежедневно: именно здесь мы произносили друг другу «пока!» и разбредались каждая в свою сторону:
Лариска шла по бульвару в северную сторону, Валюха Ф. -  вдоль пары огородов на восток, Муська Ч. – вообще жила у самой развилки, так что мы её, фактически, провожали до самых ворот подворья, и только я одна сворачивала в южную сторону, и мой путь был самым дальним, за пределы этой малой деревушки.
В какой-то период жизни прицепился ко мне этот сон нашего прощания, и повторялся, повторялся нередко. Видимо, как своего рода тоска по девчонкам, детству, вере в какие-то новые большие дороги жизни… 
Кстати сказать, свою длинную пешую дорогу в школу (а особенно – наоборот, из школы) я очень любила, когда оставалась один на один со своими мыслями, грустью и т.п. Становилась полной пленницей даже этих мыслей и размышлений… Не потому ли она так часто и снилась мне через множество лет?..
Третий вид повторяющихся снов был таков: это какое-то море, разлив, скорее – лиман, в самых разных сюжетах. Но всегда оно – море, или лиман, – во сне было очень мило, родственно как-то мне. Словно близкая, родная стихия. Думаю, это какая-то, тоже памятная детская связь и с тёплыми летними лиманами Алтагиря, а, возможно, и с Азовом, куда хоть и нечасто, но ездили купаться с родителями…
Вот в сей момент припомнились ещё два рода снов, частенько повторявшихся, оба они связаны с лестницами. Иногда снится прекрасное этажное (или высотное) здание с красивыми, чаще – бело-розоватыми мраморными лестницами, по которым то спускаюсь, то поднимаюсь я. В связи с этим сном – то мелькают машинописные бумаги, то экзамены, и я, конечно, связываю этот сон со своим факультетом в МГУ. С его старинным зданием времён чуть ли не Ломоносова…
Уж сколько раз я – что в реальности, что в этих странных снах, – побегала по этим красивым лестницам, хотя большого смысла этих снов, увы, всё это время так и не угадывала… Позднее – где-то вычитала, что сны с лестницами, якобы, – эротические, и т.п. Но это, увы, не мои наблюдения или придумки…
Второй род повторяющихся снов с лестницами – куда прозаичнее, и тоже связан с некоторыми событиями детской жизни. Так, иногда наш папаша в детстве зачем-то посылал нас слазить на чердак  нашего большого семейного дома, что-нибудь достать и т.п.
Я ужасно не любила этих поручений. Взбираться надо было по обычной хозяйственной лестнице, но самым неудобным было вползать в чердак с самой верхней ступени, а ещё неудобнее и страшновато – именно выползать из дыры-двери этого чердака, ища ногою верхнюю ступеньку, и т.д. Насколько помню – в жизни это было даже менее страшно делать, чем происходило в моих снах. Во мне всё всегда холодело, когда я, якобы, сползала из этого чердака на лестницу. Кстати, теперь я подумала вот о чём: наш папаша был мало догадлив, ему нужно было всего лишь прибить какую-то ручку, приступ какой-то, чтобы можно было ухватиться рукой при таких лазаньях. А этого не было, и потому всё зависело от твоей ловкости, равновесия, способности удержаться и не сплоховать.
В последнее время эти сны, слава Богу, перестали одолевать.  Отоснились, что называется. Хотя сон, например, о каком-то ярком иностранном городе  тоже снится мне годами. Про себя я его называю «Рио-де-Жанейро». Снится невероятно красивый крупный город, с воздушными высокими мостами через большую реку, весь в огнях, шикарных фонарях и многолюдьем.
Я чаще не понимаю, откуда этот сон, и окрестила его сном из другой, прошлой какой-то, жизни. Никогда не записывала его, ибо не помню никаких действий в этом сне, ни своей роли в нём; я, словно бы со стороны, всего лишь наблюдаю эту постоянную стабильную красоту «картинки» города, и не более того. Что всё это означает – не понимаю…***
Вообще, должна признаться, что мне частенько снились как разные города, так и просто улицы каких-то населённых пунктов. В том числе, например, из повторяющихся - был сон, когда я иду центральной улицей моего родного посёлка на юге Украины. Странно, что улица снится мне не совсем такой, какова была в реальности.
На западной стороне её магазины, в которые я захожу, чтобы купить книги или культтовары, почему-то смещены на один квартал севернее, туда, где их попросту никогда не было (разве что – в очень раннем моём детстве, что и зафиксировала память?)
Так же, намного южнее, по этой же стороне улицы я вхожу во сне в магазины, которых уже давно нет, хотя – реально – они здесь прежде были и я – реально – делала в них покупки лет пятьдесят назад… Не часто, но эти сны тоже были повторяющимися.
А правая (восточная) сторона улицы снилась почему-то более засаженной разными насаждениями, кустарниками в том числе, среди которых я от кого-то здесь вроде как иногда пряталась… Хотя – кроме южных деревьев – тополей, акации, клёнов, - вообще-то никаких кустарников здесь никогда не росло.****
…В последнее время мои сны стали более философскими. Частенько снились войны, иногда с такими нюансами, что в реальности мозг на такие тонкости понимания и видения вещей и явлений не бывал способен. К сожалению, эти же нюансы быстрее всего и забывались, хотя кое-что и помнилось, да лень было сразу записывать.
Как уже записала ранее – настоящим удовольствием были сны-встречи с А.Б.Пугачёвой, которую я долгие годы обожала. Снилась она очень похожей на себя (сценическую, «экранную»). Иногда были целые сюжетики, но я почему-то их не записывала, даже не знаю, почему. Вероятно, из лености. *****
Случались и эротические сны, как у всех нормальных людей. Иногда – с присутствием (в сюжете сна) собак, что обычно предвещало какую-нибудь встречу с  другом (что, собственно, предсказывают и обычные сонники).
Остальные – запомнившиеся сны – описаны по годам. Возможно, записывались без цели. Но ведь это так интересно! Во всяком случае, так всегда казалось мне.******
02.03.96.
________________________________
 
В последнее время во сне кто-то как будто пытается мне что-то сказать. Т.е., снятся сны, сущность которых не в картинках, а в словах, которые утром не всегда могу дословно вспомнить. Какой-то голос пытается до меня достучаться, стать вещателем мне или что-то в этом роде. Сказать нечто ценное, мудрое. Кто-то хочет со мной дружить…
10.03.1996.*******
 __________________________________
Примечания от 10.04.- 15.04.2020.:
* Окончание главы см. в файле «Сновидения…» / 14.
**Настоящий отрывок из «Толкования снов» помещён также в часть /2 настоящего сборника «Сновидения, и что за ними…»
*** Далее в записях есть дополнения (четыре абзаца) от 15.04.2020.
**** Должна сказать, что из повторяющихся эпизодов моих снов нередко бывали дети, чаще – мальчики, ещё чаще – младенцы, которые снились, как я понимала из сонника, к каким-то неожиданностям, удивлениям или неприятностям.
***** Конечно, теперь было бы очень интересно перечесть подобную, даже  самую короткую, мозаику из подобных снов. Но – увы, увы, что-то помешало мне сделать такую маленькую «летопись»…
****** В данном сборничке отсутствует один вещий сон, т.к. не помню точную его дату, касающийся автоаварии с моим папаней (год примерно 1972 или 73-й). Приснился мне в Москве, а вскоре пришло письмо из дому об этом событии. Сон краткий, опишу его здесь:
На дороге, у нашего старого дома, построенного моими родителями ещё в пятидесятые годы, вижу кого-то лежащим плашмя, ничком в колее. Подхожу ближе – вижу, что инвалид, коротышка-горбун (или – даже горбунья), якобы. Переворачиваю за плечо его – и отпрянула: оказывается, это мой папаша (который тоже, кстати, был инвалидом, примерно с 1951-го года).
Я, естественно, заподозрила недобрый знак от такого сна (кажется, снился с четверга на пятницу), а позднее письмо уже всё поставило на свои места.
*******Кроме того, ныне припомнился сон, почему-то не вошедший в записи этой моей заветной тетрадки, который, помню, когда-то где-то записала, но где? Сон примечателен тем, что в нём я присутствую в двойном образе: созерцаю сама себя.
Итак, приснилась площадка у проходной Останкинской башни. Широкий дворик, с двух сторон которого стоят скамейки и сидят разные люди. Рядом стоят легковые авто. Дворик заасфальтирован, посредине его - прозрачная крупная лужа поблёскивает на солнце.
Странно, но рядом с лужей, правее (восточнее) стоит какой-то большой стеклянный короб, словно бы комната для чего-то, и внутри – небольшая группка людей. Я – среди них. На улице, видимо, осень, поскольку все эти люди и я – в плащах. Что-то мы там рассматриваем, обсуждаем.
Одновременно, что интересно, я вижу себя в этом же сне, стоящую у той самой лужи и смотрящую сквозь стеклянные стены на ту самую группку людей, среди которых и я тоже что-то разглядываю и обсуждаю.
Интересно, что я абсолютно не помню - когда, в каком городе и где мне приснился этот сон, да и никогда не могла представить, что он будет столь памятным. Однако же вот запомнился, врезался в память, остался ещё и не похожим на все иные сны.
Надо сказать, что этот дворик у Останкинской башни действительно был мне немного знаком: в начале 70-х годов я трижды бывала на разных экскурсиях в этом районе Москвы, сиживала тоже на скамеечках у входа в телецентр «Останкино». Кажется, посещала какую-то высотную площадку, с которой экскурсоводы показывали нам Москву, (и где располагался тогда всем известный ресторан «Седьмое небо»).
Но сон, думаю теперь я, предвещал, видимо, события 2013-го года, связанные с ТВ после выхода моей громкой статьи «Как обустроить Россию, которую мы теряем?..» Какой была эта связь – это тема другой публикации, которая, быть может, ещё будет, если я успею её завершить. В черновике, собственно, она уже существует.
_______________________________ 
10.04. – 15.04.2020.
В.Лефтерова


Рецензии