От Варшавы до Владивостока или цена соцреализма

поэма

1.

Чайник, буржуйка
да с тазом кувшины -
геральдика дерзости
новых времен,
где платья, штаны -
кумачовы аршины,
и каждый -
на бой до конца
обречён.
Разрушено старое,
грязное, злое,
премерзкое царство.
Грядущим в пример
мы строим, гатим
и возводим иное!
Рабоче-крестьянское!
СССР!
Для всех
справедливость
с горы мирозданья
покатим!
Задавит кого?
Не беда!
Потомкам,
орущим любовь,
в назиданье -
возводим заводы
и города,
где цвесть не устанут
сады пролетариев.
Пусть вырастит счастье
и радости новь!
С собою
из прошлого
инструментария
возьмем лишь
«Максимку» и
барскую кровь.
Шагами вжимаем
и силу, и веру
в пространство
-где черта
и боженьки нет-
марксистских теорий.
Не ведая меры,
сияет из будущего
партбилет.
Мы встанем,
прижав
истощенные прелести,
и маршем впечатаем
место в тот час,
где с треском костей
императорской
челюсти
из пепла воспрянет

не каждый из нас.

2.

Достойные жрут
колбасу и икорку.
Кто знает куда -
без сомнений идёт.
В боярских хоромах,
за дней переборкой
в коммунных портках
процветает народ.
И пальцы для свиста
сложив сублингвально,
погоним в капстраны
о равенстве блажь.
Есть водка для счастья.
Приём перорально -
прикроет картинки
тюремных параш.
Где цель - завсегда
лишь прелюдия средства,
пусть реет над счастием
родины флаг!
И дрыхнет Ильич,
охраняя наследство.
Уснул гегемон,
но не спит саркофаг.

3.

Лопата, тележка,
дощатая тропка,
пиджак
телогрейкой заменят,
окно -
решёткой прикрытая
жопа Европы.
И здесь от победы
не очень хмельно.
Каналы прорыты
по трупам статистов.
В подвалах сжигается
духа руда.
И тянут за лямки
судьбу
атеисты,
не дожидаясь
на небе суда.
Гниют ощущения
праздника,
свежести.
Мослы на ладонях
стирает кирка.
Сценарий восторга
и безмятежности -
на мушке.
В прицеле
стального стрелка.

4.

Коммунные литераторы,
предвидя репрессий шторм,
сплетаются в коммутаторы
воспетых уставом норм.

А пыжатся, напрягаются,
трепещут, дрожат, бегут
лишь те, что не отрекаются,
и, может, не предадут.

Но где всем уйти от радости?
Восторг, как с косою смерть.
Гробами, в шелках нарядности,
утюжится круговерть.

И рифмы -цитатно- маршами
поддержат оркестра строй.
Мы строками пролетаршими
гремим по одной шестой.

5.

Вот и пришла,
как последняя -
осень.
Скоро за ней -
холода.
Плоть пожирают
болезни,
а Осип,
с кровоточащих
от голода сосен
в сорок своих,
да ещё
чьих-то восемь,
в штабель
уйдет навсегда.

6.

Где уж
понять нам
тщедушные слабости?
Тем,
кто собакой не жил,
не занимать
у истерзанной храбрости
для воскрешения -
сил.

7.

Красива.
Величава.
Не спит моя Варшава.
Величественен.
Строг.
Уснул Владивосток.

                28.11.2019


Рецензии
Игорь, добрый день! Вы прочли девять моих стихотворений за четыре минуты. Виват быстрочтению!
Теперь о теме Вашей поэмы «От Варшавы до Владивостока или цена соцреализма».
По предложению Алексея Максимовича Горького – ярко и убедительно освещать в советской литературе достойные подражания образы замечательные людей – в послереволюционную пору была возобновлена многотомная антология «Жизнь Замечательных Людей» (ЖЗЛ). Достаточно подробно о ней можно прочесть в Википедии. Помимо ЖЗЛ, в качестве примера, припомнились монографии – о полярниках, лётчиках, строителях столичного метрополитена - «Дрейф седовцев», «Как мы спасали челюскинцев», «Метро», и многие другие, созданные коллективами советских писателей и журналистов. О советских воинах - в войне – упомяну только «Волоколамское шоссе» Александра Бека, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, и военную трилогию Константина Симонова. Упомяну и о «Двух капитанах» Вениамина Каверина, и о творчестве Паустовского и Алексея Толстого, промолчав о многих других писателях. Всё было очень достоверно до той послевоенной поры, когда новое поколение «парткомычей» - дело не по делу – стало вмешиваться в писательский и режиссёрский труд. Появилась «исправленная» версия романа «Молодая гвардия». О каторжном насилии над художниками и артистами повествует недавно вышедшая многосерийная картина «Любовь Орлова и Александров». Началась «идейная вакханалия», и первоначальную задачу соцреализма – поднять на щит славы трудового творческого человека – подменили борьбой «парткомычей» с художниками и писателями. Хвост стал вертеть собакой. Но давайте последуем старинному совету: «Суп отдельно, и мухи – отдельно!», иначе мы забудем грандиозный пласт советской литературы с её девизом: «Всё для человека, всё во благо человека!»
Я был вынужденно краток, ведь это только рецензия!
С уважением
Сергей

Сергей Таллако   04.05.2020 11:08     Заявить о нарушении
Прошу прощения за свою несостоятельную попытку быть глубже, чем есть.
И спасибо за приятный экскурс в основы литпросвета. С удовольствием
послушал бы Вас на кафедре.
Скорость прочтения, прошу, пусть не оскорбляет - вторые сутки без сна
все происходит как-то «иначе».
Благодарю

Палей Игорь   04.05.2020 11:30   Заявить о нарушении
И еще...
Простите, отвлекся. Партийный лозунг: «Все во имя человека...» наверняка вмещает в себя и отношение к пласту литературы. Глубокоуважаемый М.Горький создавал ЖЗЛ в последние годы жизни, вернувшись из затянувшейся эмиграции, в которой спасался и от соцреализма в том числе. МГ уже ничего масштабного не создавал для матушки литературы. Так что будем ему благодарны за жизнеописания человеческих величин мира. Во всяком случае, мне очень нравится серия ЖЗЛ.
Горького, как носителя новой литературы, которую так критиковал Л.Толстой, мы не можем причислить к авторам соцреализма, хоть он и объявил на съезде писателей в 34-ом году о главном стиле для будущих творцов. И основа этого стиля - это создание искусства, способного бороться за установление во всем мире социалистического концепта.
В свете вышеизложенного я бы жирно вычеркнул из предложенного списка литераторов
Паустовского. Он писал скорее просто о правде жизни. И это - нечто другое.
Прочих и касаться не буду. Хотя «Два Капитана» это да. Почти о светлом впереди. Но это детская литература. Я бился против того, что съедало всех, кто был не похож на новых борцов искусства, восставших против пустой брюсовщины, несуразной бабелевщены, за светлые идеалы социализма, в котором все счастливы. Будут.
В «литературке» объявили о новом стиле соцреализм в 1932.
А в 34 (о котором мы упоминали) в мае пришли за Мандельштамом. И его жизнь перестала ему принадлежать. Поэма об этом. Смесь реализмов, социалистического, но партократного (уже тогда!, а, собственно, когда иначе?) и реализма истинного, смердящего и страшного, стирающего жизнь поэта с лица планеты. Только за то, что вдруг позволил себе быть собой и звучать по-сатински гордо.
Так что супец, уж простите, без мух кушать не получится.

Палей Игорь   06.05.2020 01:14   Заявить о нарушении
Я полюбопытствовал в Интернете: Игорей Палеев много. Вы – который из них («Гюльчатай, открой личико!»), или ещё некто иной? Разговаривать с голосом в тумане о поэме «От Варшавы до Владивостока или цена соцреализма» мне лично не удобно. Если Вам захотелось выдохнуть то, что накопилось, - считайте, что Вы это сделали. Я пока предмета обсуждения не вижу, поэма сырая, по содержанию – вторична, Вам ещё захочется её усовершенствовать.
С уважением.

Сергей Таллако   06.05.2020 11:24   Заявить о нарушении
Точно. Этих Донов Пэдров и не сосчитать.
Если зеркала души недостаточно, то - просто человек.
Без заслуг. Без образования. В двуличии своём
скорее Янус, чем подлец. Оттого друзей полон мир и
выговариваться нет нужды. Просто ответил Вам.
Но, кажется, дискуссия вокруг анализа переходит
в стадию «стриженэ-смалэнэ». Посему умолкаю.
Ом

Палей Игорь   06.05.2020 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.