У города Кассель

Сумрачно в городе Кассель,
Гневно гудят рыбаки.
Встал на высокую, крепкую насыпь
Пастор у брега реки.

Воплем дерет он глотку,
Машет в просторы вод.
«Там», - говорит, - «на беспарусной лодке
Черный дьявол живет!»

ФУльда – река зовется,
Меж берегов по ней
Шхуна вперед одиноко несется,
Словно по воле чертей.

Нет парусов и весла
Шхуну не гонят волной,
Только скрипят лопастями колеса
За деревянной кормой.

Чем же прогневало судно
Кассельский старый костел?
Тем, что впервые работал прилюдно
Здесь паровой котел.

Пастор взбесился словно,
Пастора бросило в жар:
«Шхуна», - кричит, - «в сатанинской жаровне
Адский срывает пожар!

С богом неситесь братья,
Шхуну быстрей топить,
Чтоб от господнего гнева не дать ей,
Дымом чадя, уплыть!»

Тут же в погоню отчалил
Кассельский парусный флот -
Чайки над Фульдой надменно кричали,
Видя речной пароход.

Лодки, скрипят натужно
Вниз по теченью реки.
Шхуну нагнали, и ринулись дружно
На абордаж моряки.

Был на борту парохода
Доктор ПапЕн ДенИ,
Именно он для колесного хода
Пар применил в эти дни.

Гнев моряков неизбежен.
В реку Дени скорей
Прыгнул и скрылся в осоке прибрежной
От разъяренных людей.

Видел он гибель судна,
Взрыв парового котла,
Как полыхая в огне безрассудном
Шхуна на дно ушла…

Съехал Папен через годы
В сизый английский дым.
Там и скончался больным и голодным,
Нищим, забытым, седым.

Так, с прогрессивным мышленьем
Умер один человек.
А по земле, не теряясь в сомненьях,
Шел восемнадцатый век.


ДенИ ПапЕн (1647-1814гг), доктор медицины, физик и математик. В 1680 году изобрел паровой котел. Весной 1707 года установил котел на шхуну, которую спустил возле немецкого города КАссель на воды реки ФУльда. Лодка шла против течения, делала развороты, пересекала реку – и все это без паруса и весел. Вскоре появился слух, что шхуну двигает нечистая сила. В конечном итоге, набожные кассельские моряки сожгли шхуну. Папен перебрался в Англию, где пытался раздобыть средства на постройку очередного парохода, но безуспешно. Умер в Лондоне в 1814 году в крайней нищете. Через сто лет после гибели судна Папена, 11 августа 1807 года на реку Ист-Ривер, был спущен второй пароход, построенный Робертом Фултоном, с которого и началась история массового пароходостроения. Папен к тому времени был окончательно забыт. О нем вспомнили в 1859 год и на родине, в городе Блуа, ему поставили памятник.


Рецензии